Слово «уникальная» в заголовке всегда обязывает автора «отвечать за базар», поскольку немногое может подпадать под эту категорию.
Однако, согласно советскому 12-томнику «История Второй Мировой войны», речь идёт про:
Майская воздушная операция советских ВВС известна как самая крупная за время Великой Отечественной войны.
С этим не поспоришь, так как в ней задействовано шесть (!) воздушных армий. Суть же её, как можно узнать из советских и современных источников, в нанесении ударов по немецких аэродромам и также по транспортным узлам силами (как сказано) шести воздушных армий в течении трёх суток на 1200-километровом фронте от Смоленска до побережья Азовского моря.
Согласитесь, заголовок себя оправдывает.
Опять же из того же советского источника, который перепечатывают и современные авторы, мы узнаём, что масштабы операции были действительно огромны.
В воздушной операции приняли участие шесть воздушных армий — 1-я Западного, 15-я Брянского, 16-я Центрального, 2-я Воронежского, 17-я Юго-Западного и 8-я Южного фронтов.
По данным современных авторов в первом ударе утром 6-го мая 434 самолета атаковали 17 вражеских аэродромов, второй удар днём того же дня был нанесён 372 самолетами по 20 аэродромам, 7-го мая 405 советских самолетов атаковали 22 аэродрома. 8-го мая использовался 181 самолет, но внезапность была утрачена и действия оказались нерезультативными.
Согласно донесения командующего ВВС РККА от 13-го мая:
За трое суток нашими ВВС произведено 1392 самолето-вылета, уничтожено на аэродромах противника 373 самолета, повреждено 51, сбито в воздушных боях — 67 и подбито — 10. В итоге противник потерял 501 самолет. Эти данные основаны на показаниях летчиков, сведениях партизан и фотоснимках. Наши потери составили 122 самолета, из них сбито в воздушных боях — 21 самолет, зенитной артиллерией противника — 8 самолетов, не вернулось с боевого задания — 93 самолета.
Мне стало интересно изучить немного более подробно данные об этой операции и поделиться с читателями. Сначала я хочу предложить ряд данных из архивных документов, которых нет у других авторов. А потом уже попробовать сделать выводы.
«Оперативная сводка штаба 1 ВА» за 6-е мая сообщает, что было выполнено 383 самолёта-вылета силами 259 самолётов. Свои потери: 3 Як-1, 4 Ил-2 и 2 Пе-2. За 7-е мая ночью произведено 67 самолёто-вылетов, днём 242, а летало, соответственно, 48 и 169 самолётов. Потери: 4 штурмовика Ил-2, 2 ночных бомбардировщика У-2 и 1 Як-1 из французской эскадрильи «Нормандия». За 8-е мая произведено самолёто-вылетов 91 ночью и 191 днём, летало 51 и 152 самолёта. Потери 1 Пе-2. Наиболее важной целью армии были аэродромы в Сеща, а также в Брянске и Шаталово.
Из «Журнала боевых действий частей 17 ВА», мы можем узнать, что на 5-е мая в ней было 268 исправных самолётов: 32 бомбардировщика Б-3, 13 лёгких ночных бомбардировщиков Р-5 и У-2, 76 штурмовиков Ил-2, 46 истребителей Ла-5, Як-1 и Як-7, 17 разведчиков Пе-2, 45 самолётов связи и транспортных. Плюс 101 самолёт был неисправен. В оперативном подчинении 7-й и 9-й смешанные авиакорпуса: 3 Пе-2, 117 Ил-2 и 104 Ла-5. Основным объектом ударов армии был авиаузел Краматорская и транспортный узел Лозовая. Но надо учесть, что авиация армии так же действовала и по прикрытию своих объектов и поддержке сухопутных войск.
6-го мая летало днём 67 самолётов, произведено 112 самолёто-вылетов, потеряно 2 Ил-2 и 1 Ла-5, плюс ночью 41 самолёт произвёл 81 самолётов вылет и 1 Р-5 не вернулся с ночного полета.
7-го мая 73 самолёта произвели 108 самолёто-вылетов днём, ночью летало 38 самолётов, произвели 68 самолёто-вылетов. Потеряно 8 Б-3 и 2 Ил-2.
8-го мая днём летал 81 самолёт и 41 ночью, было произведен соответственно 101 и 107 самолёто-вылет. Потерян 1 Як-1.
Для 16-й воздушной армии я взял «Журнал боевых действий Центрального фронта», но и сравнил с оперативными сводками. Там указано, что 6-го мая самолётами (252 днём и 69 ночью) произведено самолёто-вылетов (286 днём и 204 ночью). Свои потери составили 34 самолёта. В оперативной сводке указано, что сбито 4 самолета, не вернулись 33, 4 подбиты и сели на своей территории. Главной целью ударов был Орловский аэродромный узел.
7-го мая 240 самолётов произвели 537 самолёто-вылетов, свои потери составили 14 самолётов. В оперативной сводке потери: сбито в боях 2, не вернулись 19, подбиты и сели на своей территории 5 самолётов.
8-го мая 179 самолётами произведено 322 самолёто-вылета, свои потери составили 5 самолётов. В оперативной сводке потери указаны 7 самолётов.
Из «Отчета о боевых действиях 2 ВА в мае месяце 1943 г. в составе ВорФ», мы можем узнать, что для ударов по аэродромам Харьковского авиаузла армия совершила 774 или 754 (в документе цифра плохо видна) самолёта-вылета, из которых 411 ночью и 313 днём. Свои потери указаны в 42 самолёта. По сводкам потери составили 6-го 12 машин, 7-го — 15 и 8-го потерь нет.
По 8-й армии документов меньше всего. «Журнал боевых действий войск Южного фронта за май 1943 г.» сообщает, что 6-го мая произведено 106 самолётами (77 днём и 29 ночью) произведено 180 самолёто-вылетов (105 днём и 75 ночью). Основными целями были аэродромы Сталино и Кутейниково. Свои потери составили 1 Як-1. 7-го мая произведено 104 самолётами (75 днём и 29 ночью) произведен 201 самолёто-вылет (120 днём и 81 ночью). Свои потери 3 самолёта. 8-го мая произведено 75 самолётами (46 днём и 29 ночью) произведен 145 самолёто-вылет (60 днём и 85 ночью). Своих потерь нет.
«Журнал боевых действий 15 ВА» показывает, что участие её было весьма скромным. 6-го мая 11 истребителей Ла-5 под прикрытием 16 Як-7, штурмовали аэродром в Орле. Потеряно 3 Як-7 и 1 Ла-5. В остальные дни аэродром в Орле атаковали только одиночные У-2, из которых 1 потерян.
Согласно документам, активные удары именно по аэродромам наносились лишь 6-го мая, большинство же упомянутых 7-го и 8-го мая самолёто-вылетов сделано по другим целям. Если я правильно просуммировал наши потери, то они в шести армиях за три дня составили 142 самолёта, включая сбитые в воздушных боях, зенитной артиллерией, пропавшие без вести, севшие на своей территории и не подлежащие ремонту. Эти данные не противоречат указанным выше, что и неудивительно — свои потери обычно указаны правильно. Небольшое расхождение в данных вполне объяснимо — я просто просуммировал потери и не проводил глубокого анализа, всё-таки статью пишу, а не научное исследование.
Для тех, кто хочет посмотреть документы лично, я их прилагаю, затем же возьмёмся за данные немецкие.
Советские данные о потерях в операции, как можно убедиться, вполне соответствуют советским же документам.
А вот данные о немецких потерях, разумеется, лучше брать из данных Люфтваффе. Тем более, что речь идёт об ударах по аэродромам, чаще всего ночным — много там можно увидеть.
В немецких документах есть сводки о потерях и довольно подробные, есть отдельно данные по уничтоженным самолётам на аэродромах. Вот их мы и посмотрим.
Потери Люфтваффе 6-го мая резко увеличиваются, достаточно сказать, что ещё 5-го и 4-го мая они составляли 9 и 11 самолётов, то 6-го самолётов стало на 42 больше. Из них более чем для половины (24 самолёта) указана причина «бомбардировка». Больше всего потеряно на аэродроме Орёл, где уничтожено 6 новейших истребителей FW.190A-4, 5 дальних разведчиков Ju.88D-1 и очень редкий разведчик-бомбардировщик Ju.88E-5. На втором месте по потерям аэродром Сеща, где уничтожено 6 бомбардировщиков He.111H-16, H-11 и D-2, а также один Ju.88A-14.
На Краматорском аэродроме уничтожено 2 новейших истребителя Bf.109G-4, в Шаталово 2 новых истребителя FW.190A-5, в Сталино один бомбардировщик He.111H.
На следующий день потери были значительно меньше, списано 28 машин, причем причина «бомбардировка» указана лишь для одного бомбардировщика He.111H-16 на аэродроме в Сталино.
8-го мая указано, что Люфтваффе потеряло по разным причинам 25 самолётов. От бомбо-штурмового удара пострадали 2 разведчика FW.189A-2 на аэродроме Озёрская. Сразу отмечу, что в сводках указана степень повреждения от 10% до 100%, то есть вошли не только полностью уничтоженные самолёты, но и получившие повреждения. Таким образом, немцы указывают свои потери от бомбовых ударов в 27 машин. Можно предположить, что по вполне объективным причинам учтены не все потери, я обратил внимание, что очень много аварий указано, которые так же могли быть следствием бомбардировок. Но даже если предположить, что немецкие документы занижают потери аж вдвое (что трудно себе представить), то расхождение с советскими цифрами получается на порядок.
С одной стороны, все всегда завышали потери противника, и завышение потерь даже на порядок в самолётах имело место во Второй Мировой войне.
Но как мне кажется, по той картине, что складывается из всех доступных данных, ситуация такова.
Советская разведка ошиблась, и предполагаемого количества в 400-450 самолётов на подвергшихся ударам аэродромах просто не было. Сама операция планировалась советским руководством, чтобы сорвать немецкое наступление, которое, как полагали, должно было начаться в мае. Но операция «Цитадель» началась гораздо позже, и авиационная группировка для неё в мае ещё не была сосредоточена.
Первый удар действительно застал немцев врасплох, но имели недостатки с нашей стороны. В наших сводках упоминается, что не всегда выходили на цель и пр. После первого удара немцы уже просто не давали нашим самолётам наносить удары. 7-го и 8-го мая советская авиация значительно снизила интенсивность ударов по аэродромам. Причём снизила — это слишком мягко сказано. По сути, вылеты для бомбежки аэродромов осуществляли лишь по ночам. Но ночники У-2 годились лишь для «беспокоящих бомбардировок», они слишком слабы для нанесения серьёзного ущерба. Что касается использования бомбардировщиков Б-3 и Пе-2, то от них тоже едва ли могло быть много проку. И «Бостоны», и «пешки» не приспособлены для ночных действий, на этом вроде все сходятся. Я не считал, но похоже, что количество самолёто-вылетов именно для ударов по аэродромам сильно завышено в итоговом отчёте и много меньше чем 1392.
В Красной Армии не было достаточного количества бомбардировщиков, тем более тяжелых, для проведения такой операции. Если бы представить, что ранним утром 6-го мая на немецкие аэродромы зашли несколько сотен «Летающих крепостей», то они бы просто перепахали не только сами лётные поля и ангары, но и ближайшие окрестности, перемешав все стоявшие там самолёты с грунтом. Увы…
В целом же, мне кажется, что операция это очень интересна, и нуждается в своих исследователях. Могу сказать, что материала по ней довольно много и очень интересного, оперативные сводки иногда настолько подробные, что хоть роман пиши приключенческий.
Ну и хочу, в заключении, предложить вам мою статью:
Количество советских самолётов к началу битвы на Курской Дуге