Найти в Дзене
Культурология для всех

Апостол Павел рассказывает о других богах

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлом тексте мы остановились на 7-ой главе первого послания к коринфянам апостола Павла.

Восьмая глава посвящена

“идоложертвенным яствам” [1 Кор. 8:1],

т.е. той пище, которая приносилась в жертву греческим и римским богам, а потом ею кормили людей. Во-первых, Павел говорит, что

“идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого” [1 Кор. 8:4].

Но тут же добавляет, что другие боги есть:

“Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много” [1 Кор. 8:5].

Получается, что апостол язычников признает наличие других богов на небе или на земле, хотя и говорит о них с презрением как о “так называемых богах”.

Стоит добавить, что в этом вопросе фарисей, сын фарисея и ученик фарисея Савл опирается на свои знания из Писания, где в книге пророка Софонии говорится:

“Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов” [Соф. 2:11],

т.е. сообщается о существовании других богов, которых собирается уничтожить иудейский Бог.

-2

Тем не менее Павел сообщает, что для христиан есть только один Бог:

“но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им” [1Кор. 8:6].

Любопытно, что Савл называет одного Бога-отца, одного Господа Иисуса, но не говорит, что речь про одного и того же.

-3

Дальше апостол язычников объясняет: при условии, что христианин знает, что Бог один, то от того, ест он или не ест идоложертвенную пищу, ничего не меняется:

“Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” [1Кор. 8:8].

Однако, есть загвоздка: другие члены общины имеющие не настолько сильную веру. Они могут соблазниться и свернуть с пути истинного, глядя на то как кто-то насыщается едой, принесенной в жертву идолам. И это уже будет грех для того, кто неосмотрительно покушал:

“А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего” [1 Кор. 8:13].

На этом 8-ая глава первого послания к коринфянам завершается, в следующей публикации нас ждет 9-ая.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Цикл по Библии:

Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь.