Найти тему
Культурология для всех

Кто любимчик "любимого ученика" Иисуса?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы разобрали 2-ое послание Иоанна.

Из посланий Иоанна нам осталось разобрать третье, тоже соборное. Оно также состоит из одной главы, как и предыдущее, и не на много больше его: на два стиха.

Начинается текст словами:

“Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине” [3 Иоан. 1:1].

Как легко можно догадаться, апостол, претендующий на роль любимого ученика, и сам заводит себе любимчиков. Евангелист желает Гаию здоровья, хвалит, за то что тот следует христианскому учению, как ему рассказали странники, за то что он делает для других братьев во Христе:

“Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине” [3 Иоан. 1:3-4],

а дальше говорит странную фразу:

“Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога” [3 Иоан. 1:6].

Неужели любимый ученик Иоанна удерживает кого-то насильно? Комментаторы ничего вразумительного на эту тему не говорят…

-2

Люди, о которых речь, проповедовали среди язычников:

“ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников” [3 Иоан. 1:7].

Тут комментаторы утверждают, что хотя Иисус и разрешил брать подношения и, даже, жить за счет тех, у кого ученики проповедуют:

“В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом” [Лука 10:7],

однако, в данном случае, они не стали этого делать. Единственный у меня вопрос: за счет чего странники не умерли с голода?

Иоанн утверждает:

“Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас” [3 Иоан. 1:9].

Вероятно, здесь речь идет о некоем утраченном послании евангелиста, которое он обращал к церкви, к которой принадлежат и Гай, и Диотреф. Возможно, упомянутый Диотреф, не является официальным главой этой церкви, но часто берет власть в свои руки. И позволяет себе противоречить самому любимому ученику Христа.

-3

Апостол обещает прийти и исправить ситуацию:

“Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви” [3 Иоан. 1:10].

Пока же рекомендует не брать дурных примеров, добавляя:

“О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно” [3 Иоан. 1:12].

Кто такой это Димитрий, и почему Иоанн резко переходит от разговора про Гая, к обращению к Димитрию, комментаторы затрудняются ответить. Возможно, это один и тот же человек, которого зовут Гай Димитрий ли Димитрий Гай?

Завершается 3-е послание, как и предыдущее, надеждой на скорую личную встречу.

Мы с вами разобрали все три послания Иоанна и, прежде чем перейти к 14-ти посланиям апостола Павла, в следующей публикации остановимся на послании Иуды.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь

Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь.