Найти в Дзене

Сила и бесполезность опыта. Притча о кондукторе

Оглавление

Расхожее мнение: "Опыт - лучший учитель, доходчиво объясняет, но берет дорого" - ошибочное.

Некоторые люди так и не вырастают из детства, продолжая верить в красивые сказки. Особенно в красивые и яркие. Об этом и поговорим - о ярких и доходчивых метафорах.

Цена не главное

Все-таки цена - это компенсация за что-то. Некоторые (я слышал) соглашаются платить даже за то, что приносит им вред. Странные люди, честное слово ...

- "При чем тут это, разве опыт может приносить вред?!"

А разве нет? Вспомните:

  • "Обжегшись на молоке, на воду дуют".

Ожог - это результат опыта, разве нет? Это если коротко.

А если чуть более развернуто, то вспомним другую, к сожалению, также нередкую ситуацию. "Он мне всю жизнь испортил!". Это как про "горячее молоко", только о душе, о психике, даже о нервах (для любителей мозговой теории человека).

Нет, опыт, чаще всего, ничему не учит. Иначе бы люди с каждым годом становились сначала умнее, потом мудрее, а потом добрее.
Но много ли вы знаете таких примеров?

Но и без опыта обучение невозможно, таких примеров, уверен, вы и без меня найдете целую кучу. Один из самых ярких - современная, затеоретизированная "по самое не балуйся" школа.

Получается, пардон, диалектика. Как быть? Как разрешить противоречие?

Притча о кондукторе

Дайте-как. я сначала покаюсь, облегчу душу.

Это не притча, это старый анекдот. Но в нашем случае вполне тянет на притчу.

- "Я вчера кондуктора обманул!"

- "Как? Без билета проехал?"

- "Нет, купил билет, но не поехал!"

Смысл притчи растолкую на следующих примерах-метафорах.

Много опыта - много печалей

На мой вопрос жена директора местной сельской школы (где у меня домик) - отчего в деревне люди "на всем своем", экологически чистом и на свежем воздухе не живут дольше городских, а чаще наоборот? - ответила:

"Стаптываются быстро".

В деревне у людей много опыта - и что?

Заблудившиеся

Представьте или вспомните, как вы, оказавшись в большом, незнакомом городе, заблудились. Не Красноярская тайга, конечно, не смертельно, но время много можно потерять, да и нервов потратить.

Наконец, проплутав в каменных джунглях достаточно, вы нашли путь, выбрались.

Вопрос. Поможет ли вам этот опыт в следующий раз выбраться из подобной ситуации - даже из той же самой - легче?

Возможно, поможет - в некоторой степени, несоизмеримой с нежеланием (страхом) в следующий раз вообще оказаться в подобной ситуации. Вероятнее всего, вы будете стараться избегать незнакомых мест и ситуаций более прежнего.

Так чему же вас научил опыт? Что "объяснил доходчиво"?

"Береженого бог бережет"?
"Не зная броду, не суйся в воду"?

Не густо, прямо скажем. И не полезно для успешной жизни.

Переосмысление

А теперь представьте, что найдя-таки дорогу, вы, вернувшись в гостиницу, взяли карту и попытались по ней понять, где же вы плутали так долго и сложно?

А еще лучше, взяв карту, попросили кого-то, кто хорошо знает город, показать вам, где вы плутали. Местный поспрашивает, что именно вы видели, вы что-то вспомните и, наконец, у вас в голове сложится ясная картина произошедшего.

С одной стороны, ясная, понятная, с другой наполненная живыми ощущениями и картинками реальной местности.

Результат такого перепросмотра, перепроживания опыта может действительно оказаться ценным.

Во всяком случае, оказавшись именно в этой части "городских джунглей", вы выберетесь быстрее, а страх не оказаться вновь в подобной ситуации будет заметно меньше.

Что, собственно, вы сделали, пересмотрев свой опыт с использованием карты и местного "гида"? И что такое "карта"?

  • Карта - это слепок реальной местности, символ, картинка, копия.
  • Карта - это способ взглянуть на опыт не изнутри, а снаружи.
Изнутри ситуации, испытывая опыт, не увидишь того, что очевидно с высоты птичьего полета.
С высоты птичьего полета легко увидеть, но невозможно ощутить реальность, то есть, собственно, получить живой опыт.

Вот вам и разрешение противоречия, вот вам и способ, купив билет, истратив трудом заработанные денежки, получить равноценный обмен, компенсацию.

То есть, научиться, стать способнее, опытнее, а не настрадаться, получая опыт.

Возможно, эта метафора помогла вам уловить суть. А, возможно вам нужна другая метафора - картинка, копия, символ опыта. Именно вашего опыта, полученного "изнутри" реальной жизни.

Например, такая.

Прыжок в неизвестное

Когда я занимался спортом, видеокамер не было. А кинокамеры использовали только ... ну сааааамые ведущие спортсмены. А для тех, кто только стремился к вершинам мастерства, в тренерской висели так называемые "кинограммы". Своего рода карты того, что делает спортсмен.

В нашей тренерской (отлично помню) висела кинограмма прыжка легендарного Валерия Брумеля. Но для меня она была бесполезна, поскольку я прыгал другим, более эффективным, появившимся недавно способом "Фосбери флоп". (По простому, спиной, а не пузом через планку).

Как происходит тренировка?

Тренер наблюдает за спортсменом со стороны, "с высоты птичьего полета" и подсказывает, что поправить.

Но есть гигантская разница между тем, чтобы услышать слово и увидеть картинку. Особенно - картинку себя самого, себя, совершающего прыжок.

"Движущаяся карта" позволяет не просто увидеть "снаружи", но изучить в мельчайших подробностях то, что спортсмен - конкретный спортсмен - делает, "получая опыт".

И я вам скажу - из позднейшего опыта - "это две огромные разницы", - как говорят в Одессе, которая скоро вернется в лоно государства, породившего сей интересный город.

Резкий рост результатов во всех видах спорта связан не только с "химией", но, прежде всего, с другим подходом к тренировкам, новыми возможностями, которые предоставляет видеофиксация.

Спортсмены получили возможность переосмысления, перепроживания полученного на тренировках опыта. И - вуаля! Новый уровень результатов не заставил ждать

А как увеличилось соотношение полученный результат / затраченные усилия!.. Нет слов.

Волшебная сила метафор

По сравнению с тем, как человек учится на опыте, (но чаще подавляется опытом) - воистину волшебная сила.

И я не придумал ничего нового. Я же не "британский ученый", и даже не "научный психолог" - я просто беру лучшее из того, что работает тысячи лет (за которые человек не изменился), беру у Мастеров, пропускаю через собственный опыт практики и помогаю другим сделать то же самое.

Лучший, самый эффективный и самый доступный способ сдвинуть свою жизнь с "мертвой точки" - пересмотреть полученный опыт через "очки" подходящей метафоры, карты, слепка прожитой, но не осознанной жизни.

Одна из главных задач тренера - помочь человеку обнаружить метафору собственной жизни, которая, будучи обнаруженной, изменяет буквально все.

-2

-----------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

-----------------------------------------------------------------------

Еще по теме: