Найти в Дзене
Термины

Термины

В этом альбоме я собрала карточки с определениями различных терминов из мира искусства
подборка · 40 материалов
Жико́вина — фигурная наружная дверная петля, расположенная поперёк дверного полотна. Применялась в древнерусской архитектуре для навешивания массивных створок ворот, дверей и калиток. Жиковина одновременно выполняла несущую и декоративную функции: удерживала створку и служила украшением. Жиковины часто создавались в форме растительных или геометрических орнаментов. Чем богаче был владелец, тем более сложным и изящным был рисунок.
Мерло́н (от фр. merlon — «простенок») — это выступ на парапете крепостной стены или башни, служивший укрытием для защитников во время осады. Мерлоны располагались чередой с промежутками — бойницами, через которые вели обстрел противника. В самих мерлонах также могли находиться дополнительные бойницы. С появлением артиллерии оборонительная роль мерлонов постепенно сошла на нет, но они остались важным декоративным элементом архитектуры. В XIX веке, особенно в эпоху неоготики, зубцы стали символом средневековой эстетики и использовались для украшения замков, особняков и общественных зданий.
Меандр — это геометрический орнамент, состоящий из непрерывных ломаных линий, которые повторяются в виде замкнутого или бесконечного узора. Основная особенность меандра — ритмичное чередование прямых углов, напоминающее извилистую реку или лабиринт. Узор часто встречается в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, текстиле, керамике и других видах искусства. Он был широко распространён в культуре Древней Греции, где символизировал бесконечность, движение, а также гармонию и порядок. Название «меандр» происходит от одноимённой реки в Малой Азии, известной своими извилистыми изгибами
Пешта́к (от персидского پیش‌طاق — предтеча) — монументальный парадный портал в мечетях, медресе, мавзолеях, караван-сараях в виде вертикально стоящего прямоугольника со стрельчатой аркой. С персидского переводится как «передняя арка». Отличительные признаки пештака: высота, превышающая высоту стен самого здания, а также богатое декоративное украшение. Для инкрустации пештака использовали наборную керамику, мрамор, цветной камень, резную терракоту и расписную майолику. В средневековых восточных постройках пештак служил парадным входом главного фасада, но иногда открывался во внутренний двор. В замках пештак мог играть роль укреплённых ворот, в мечетях — обращённый в сторону Мекки отовсюду видимый михраб.
Вимперг (от немецкого Wimperg от Windberg — защита от ветра или немецкого Wimper — ресница) — декоративный архитектурный элемент в средневековой западноевропейской архитектуре — высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом. Вимперг подчёркивает вертикальность и остроконечные формы, характерные для готического стиля, стремящегося передать чувство возвышенности и духовности. Вимперги часто украшаются резными деталями, такими как крестоцветы, растительные орнаменты или горгульи, добавляя ещё больше выразительности архитектурному образу.
Сграффито (от итальянского graffito — процарапанный) — техника настенной живописи, при которой наносят несколько слоев штукатурки разного цвета, а затем царапают верхний слой, чтобы открыть нижний цвет. Таким образом создаются рисунки или узоры. Обычно сграффито применяют при украшении фасадов крупных зданий в виде фриза или панно. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько различных по цвету слоёв штукатурки; затем её соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Светлые слои штукатурки помещают над тёмными. Толщина слоёв сграффито обычно не превышает 1 см — столь малая рельефность не позволяет отнести эту технику к рельефному изображению. При создании Сграффито художники часто обращаются к смешанной технике: сочетанию сграффито и мозаики, инкрустируя в сграффито цветные керамические элементы.