Найти в Дзене
Термины

Термины

В этом альбоме я собрала карточки с определениями различных терминов из мира искусства
подборка · 39 материалов
Мерло́н (от фр. merlon — «простенок») — это выступ на парапете крепостной стены или башни, служивший укрытием для защитников во время осады. Мерлоны располагались чередой с промежутками — бойницами, через которые вели обстрел противника. В самих мерлонах также могли находиться дополнительные бойницы. С появлением артиллерии оборонительная роль мерлонов постепенно сошла на нет, но они остались важным декоративным элементом архитектуры. В XIX веке, особенно в эпоху неоготики, зубцы стали символом средневековой эстетики и использовались для украшения замков, особняков и общественных зданий.
Меандр — это геометрический орнамент, состоящий из непрерывных ломаных линий, которые повторяются в виде замкнутого или бесконечного узора. Основная особенность меандра — ритмичное чередование прямых углов, напоминающее извилистую реку или лабиринт. Узор часто встречается в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, текстиле, керамике и других видах искусства. Он был широко распространён в культуре Древней Греции, где символизировал бесконечность, движение, а также гармонию и порядок. Название «меандр» происходит от одноимённой реки в Малой Азии, известной своими извилистыми изгибами
Пешта́к (от персидского پیش‌طاق — предтеча) — монументальный парадный портал в мечетях, медресе, мавзолеях, караван-сараях в виде вертикально стоящего прямоугольника со стрельчатой аркой. С персидского переводится как «передняя арка». Отличительные признаки пештака: высота, превышающая высоту стен самого здания, а также богатое декоративное украшение. Для инкрустации пештака использовали наборную керамику, мрамор, цветной камень, резную терракоту и расписную майолику. В средневековых восточных постройках пештак служил парадным входом главного фасада, но иногда открывался во внутренний двор. В замках пештак мог играть роль укреплённых ворот, в мечетях — обращённый в сторону Мекки отовсюду видимый михраб.
Вимперг (от немецкого Wimperg от Windberg — защита от ветра или немецкого Wimper — ресница) — декоративный архитектурный элемент в средневековой западноевропейской архитектуре — высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом. Вимперг подчёркивает вертикальность и остроконечные формы, характерные для готического стиля, стремящегося передать чувство возвышенности и духовности. Вимперги часто украшаются резными деталями, такими как крестоцветы, растительные орнаменты или горгульи, добавляя ещё больше выразительности архитектурному образу.
Сграффито (от итальянского graffito — процарапанный) — техника настенной живописи, при которой наносят несколько слоев штукатурки разного цвета, а затем царапают верхний слой, чтобы открыть нижний цвет. Таким образом создаются рисунки или узоры. Обычно сграффито применяют при украшении фасадов крупных зданий в виде фриза или панно. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько различных по цвету слоёв штукатурки; затем её соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Светлые слои штукатурки помещают над тёмными. Толщина слоёв сграффито обычно не превышает 1 см — столь малая рельефность не позволяет отнести эту технику к рельефному изображению. При создании Сграффито художники часто обращаются к смешанной технике: сочетанию сграффито и мозаики, инкрустируя в сграффито цветные керамические элементы.
Нервюра (от французского nervure — жилка, ребро, складка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода. Нервюрные своды применялись в арабской архитектуре с X века, но стилеобразующее значение приобрели в искусстве готики. Они стали способом укрепления и облегчения каменных сводов готической конструкции путем передачи тяжести на угловые опоры. Нервюры могут принимать на себя огромный вес перекрытия. Помимо практической роли, нервюры являются декоративным элементом, создавая сложные, красивые узоры на сводах зданий.