Найти в Дзене
Автора можно поддержать разовым переводом
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
История и историки
Карта Европы
209 · 2 года назад
История и историки
Дорогие подписчики! Матерные слова известны с древнейших времён на Руси. Они не часто встречаются в источниках. И всегда эти слова использовались с целью проклятия. По поверью они наводили нечистую силу на проклинаемого. Прошу Вас не использовать мат в комментариях! Все комментарии с использованием матерных слов будут удаляться. Будьте порядочными людьми!
143 · 2 года назад
Мы начинаем читать новый источник. Это сочинение Видукинда Корвейского "Деяния саксов". Памятник середины X века, написанный немецким монахом, содержит ценные сведения по истории Центральной Европы IX-X веков. В первой части рассказывается о том, как появились саксы, и как им удалось оттеснить племена тюрингов.
4 дня назад
В восьмой части мемуаров Жака Маржерета рассказывается о русских дворянах, их службе, о дворянках, свадебных обычаях и народной медицине.
6 дней назад
История средних веков. Выпуск 8
Приветствую всех любителей истории! Мы продолжаем наш курс истории средних веков по учебнику для вузов под редакцией Сергея Павловича Карпова. Однако теперь мы его будем вести в формате статей. В прошлом видео я познакомил вас с обстоятельствами крушения Римской империи и допустил ряд неточностей, которые надеюсь в этом выпуске исправить. А расскажу я вам о судьбе варварских государств после падения Римской империи. К концу V в. существовало шесть варварских королевств. Вандальское, вестготское, свевское, бургундское, франкское и государство Одоакра в Италии...
1 неделю назад
В седьмой части записок Жака Маржерета рассказывается о Москве, об устройстве высшего совета (Боярской думы), о работе бюрократического аппарата в столице и на местах и отношению к взяткам, о судебных делах и других особенностях государственного устройства Московии.
1 неделю назад
В шестой части мемуаров Жака Маржерета продолжается рассказ о церковных традициях русских в начале XVII века. Великий Пост, Пасха, обряды погребения, об устройстве лютеранских церквей для немцев из Ливонии и др.
2 недели назад
В пятой части мемуаров Жака Маржерета рассказывается о церковных традициях в России в начале XVII века. Следует заметить, что Маржерет ошибается на счет времени появления патриаршества на Руси, либо не помнит точно, что ему говорили об этом. Патриаршество на Руси было учреждено чуть позже, а именно в 1589 г., при царе Федоре Иоанновиче. При этом первый патриарх Иов был еще жив, когда Маржерет был в России.
2 недели назад
В четвертой части воспоминаний Жака Маржерета рассказывается о том, как Борис Годунов стал царем. В этом отрывке будущий царь Борис показан как очень хитрый, лицемерный правитель, который готов на любое коварство. Правду ли он писал или нет, мы узнаем позднее, когда будем изучать другие источники.
2 недели назад
На экраны вышел фильм под названием "Злой город". Сюжет фильма основан на исторических событиях времен монголо-татарского нашествия. 1238 год. Вот как об этом пишет Тверская летопись: "Батый оттуда пошел к Козельску. Был в Козельске князь юный по имени Василий. Жители Козельска, посоветовавшись между собой, решили сами не сдаваться поганым, но сложить головы свои за христианскую веру. Татары же пришли и осадили Козельск, как и другие города, и начали бить из пороков, и, выбив стену, взошли на вал. И произошло здесь жестокое сражение, так что горожане резались с татарами на ножах; а другие вышли из ворот и напали на татарские полки, так что перебили четыре тысячи татар. Когда Батый взял город, он убил всех, даже детей. А что случилось с князем их Василием — неизвестно; некоторые говорили, что в крови утонул. И повелел Батый с тех пор называть город не Козельском, но злым городом; ведь здесь погибло три сына темников, и не нашли их среди множества мертвых." Все остальное, что происходит в фильме - выдумка его создателей. Вообще, очень беспокоит то, что большинство исторических фильмов отсылает нас к трагическим событиям нашей истории. Про победы, видимо, нельзя говорить.
1 месяц назад
Приветствую всех любителей истории! Спасибо, что вы еще со мной! К сожалению, не всегда могу часто делать ролики. Но, как только есть время и возможности, всегда спешу что-нибудь сделать. Сегодня попался очень интересный факт. Работая с описью архивного фонда, натолкнулся на заголовок архивного дела, который приведу здесь полностью. Снимок с этого заголовка также оставляю здесь. Итак, текст: "По доношению Московской Славено-греко-латинской академии префекта иеромонаха Константина, при котором представлен оной академии школы фары ученик Алексей Протопопов, имеющейся общаго рода, как мужеска, так и женска. Тут же по доношению, поданному февраля 12-го дня 1751-го года Московской духовной консистории, при котором он представлен для определения к удобному месту, где он, Протопопов, мог иметь себе пропитание, на 14 листах." Суть в том, что выяснилось, что ученик Славяно-греко-латинской академии оказался и мужского и женского пола. И церковному учреждению поручается устроить его куда-нибудь на работу. Датируются документы 25 июня 1750 г. и 12 февраля 1751 г. Это время правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). Факт любопытный.
9 месяцев назад
Удивительно время, в которое мы живём. Никто не имеет права нас унижать - ни телесно, ни морально. Хотя совершенно очевидно, что потребность в этом имеется. Иначе не совершались бы противоправные действия. Но в прошлые века телесные и моральные унижения были неотъемлемой частью наказания правонарушителям. Например, лишение дворянства, когда над головой ломали шпагу - оружие чести дворянина. Ворам и убийцам клеймили лицо, выдирали ноздри, брили часть головы. Преступников били кнутом, батогами, розгами. При этом их всех ужасно пытали, выворачивая руки и прочее. Но в наше время ничего этого нет, и не все страны применяют и смертную казнь. Хотя в последнее время уже начали обсуждать эту тему. И несмотря на все эти гуманные меры, мы видим, что смысл наказания в современном обществе кардинально преобразился. Наказание воспринимается как плата за преступление. И преступник смотрит на закон как на "прайс-лист". Смысл наказания прежде всего даже не в изоляции опасных элементов от общества, а исправление преступников, вылечивание их больной души. Именно по этой причине тюрьмы и колонии содержатся на наши деньги. Мы должны вылечить этих преступников и вернуть их к нормальной жизни.
1 год назад
Кстати ещё о Петре Первом и криках во время боя. В Морском уставе Петр также запретил кричать во время боя матросам: "Ежели кто во время бою или в виду неприятеля, или на брантвахте будет шумен, тот живота будет лишен". Устав был создан в 1720 г. Уже после Полтавской битвы. Но это говорит только за то, что Петр видел крайний вред от криков солдат во время боя.
1 год назад
Можно ли кричать во время боя? Мы снова обращаемся к этому вопросу. Петр Первый запретил кричать во время сражения, потому что это мешало отдавать команды. Запреты на крик во время схватки существовали и в византийской армии. Крик это проявление трусости. У животных часто бывает, что они побеждают соперника своим ревом, поэтому для них важно задавить соперника своими мегагерцами. В российской армии существовал обычай выкрикивать победный клич перед началом атаки. Он назывался "ясак". Это могло быть название города или фамилия воеводы или ещё что-нибудь. Но этот клич произносился перед боем, а не во время его. Люди, которые никогда не участвовали в боевых действиях, когда необходимо предельное внимание, слаженность и аккуратность, совершенно не понимают как можно не кричать в это время. Поэтому у нас появляются такие фильмы, в которых во время битвы раздаются животные крики и визги, целью которых является запугивание зрителя. Кстати, приводят стихи Пушкина о Полтавской битве: "Далече грянуло ура: Полки увидели Петра!" Но давайте прочитаем предшествующие строки: "Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев. И се — равнину оглашая, Далече грянуло ура: Полки увидели Петра." То есть это "ура" было не в разгар битвы, а когда она несколько поутихла. И дальше читаем: "И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает." Но Пушкин здесь, конечно, не источник. Он жил уже через сто лет после этого. Сам он за свою жизнь практически не участвовал в военных действиях и об инструкции Петра Первого скорее всего не знал. Шведский историк Петер Энглунд о Полтавской битве написал следующее: "Перестрелка играла значительно менее важную роль по сравнению с лобовой атакой холодным оружием под крики "ура". Однако из какого конкретно источника он получил эту информацию, неизвестно. Безоговорочно доверять высказыванию историка не следует, даже если он пользуется большим авторитетом. В другом месте он описал битву так: "глухой рокот барабанов, стеклянные голоса рожков и сопелок; громкие крики: рявканье приказов, хрипы и нечеловеческие предсмертные вопли, от которых грохочущее и расколотое солнцем небо грозит и вовсе разлететься на кусочки". Соответственно, только приказы офицеров и предсмертные крики, которые уже не требуют взыскания. А если бы кто-нибудь вдруг закричал: "гранаааааатаааааа!" или "смотрите, царь!" как в фильме "Слуга государев", его тут же бы прибили свои же. Петр Первый очень не любил, когда кто-то нарушал его законы. Кстати, посмотрите на картины 17-18 веков, приглядитесь, кричат ли там солдаты?
1 год назад