Найти в Дзене
Закреплено автором
Синефил в дефиците времени
Привет! Это пост-знакомство. Раньше здесь было написано, что он излишний, потому что меня читали только мои друзья, но сейчас уже как будто не только они читают. Меня зову Анна, мне 39 лет, я живу в Санкт-Петербурге и планирую жить в нём и дальше. Я тут родилась и выросла и не представляю себя без родного города. У меня есть муж, в своё время покоривший меня фразой о том, что он может «поддержать разговор о музыке, литературе и искусстве» (оказалось, действительно может) и дочка десяти лет, которая умнее меня, как и положено всем десятилетним дочкам. По образованию я филолог. Кино люблю за возможность получить впечатления в те короткие промежутки свободного времени, которые мне оставляет график работающего семейного человека. Чем мои рецензии интересны? Тем, что я, прочитав немало книг по истории и теории кино, всё равно исхожу из своего наивного зрительского восприятия. Я искренне считаю, что именно это и есть самое интересное и ценное в любых рецензиях и отзывах – высказанное доступно и прямо мнение человека о фильме, вовсе не обязательно обнесённое частоколом киноведческих терминов. Хотя можно и с «частоколом», почему нет. Напоследок давайте я сообщу вам, что мои любимые режиссёры – Дэвид Линч, Ларс фон Триер и Алексей Герман, – а то вы без этой информации сегодня уснуть не сможете. А если серьёзно, – я очень признательна всем, кто почему-либо читает рецензии в этом блоге. Спасибо.
484 · 3 года назад
Друзья, не отписывающиеся от моего канала даже после длительного молчания, позвольте пояснить. Вот как я придумала этот проект: начиталась однажды восторженных отзывов по фильм "Память" Апичатпонга Вирасетакула, посмотрела его и поняла, что потратила три часа своей жизни просто ни на что. Тогда я решила: надо создать блог, в котором зрители со схожим кинематографическим вкусом, смогут читать рецензии только на хорошие фильмы. А отрицательные рецензии я писать не буду. Достаточно времени тратится на сам просмотр картин, которые не за что похвалить. И вот я каждую неделю жду выходных и с привычным предвкушением праздника, душевного подъёма, сильных эмоций иду в кино. И раз за разом мне просто нечего написать. Как говорит мой любимый комик Луи СиКей: "Такие обманутые ожидания — это как быть изнасилованной Санта-Клаусом". "Убийцы цветочной луны" — не досмотрены. "Май-декабрь" не спасло даже вступительное слово утончённого и интеллигентного Василия Степанова, главного редактора "Сеанса". "Мастер и Маргарита" — досмотрела исключительно из ностальгического чувства, плюс поддержал культурный код. "Бедные-несчастные" — посмотрела дома, чуть не умерла от предсказуемости (и как только до такой степени не оригинальное кино смогли замаскировать под оригинальное). "Зона интересов" — хороший, но депрессивный. Сил моих больше нет. Каждый раз вспоминаю слова Дэвида Линча: "I love cinema, but I don't wanna go there anymore". Сегодня решила дать шанс "Дюне", которой не восхищается только ленивый. Ушла с сеанса через два часа. Через два часа, Карл. Всё смотрела и ждала, что вот сейчас, буквально с минуты на минуту фильм зацепит меня, как гарпун главного героя цеплял чешую песчаного червя. Но нет. Актёры просто ходят весь фильм с разными выражениями лиц и изрекают мудрости; Хавьер Бардем переигрывает молодёжь в смешных костюмах как Смоктуновский шестилеток на детском утреннике. Всё очень красиво, бессмысленно и буксует на полпути от созерцательному к эпичному. История не позволяет забыться ни на минуту, потому что фокус на сделанность такой кричащий, что только эту сделанность в итоге и видишь (старались!). И вы просто не можете нафантазировать себе, что живёте в уютной хобичьей норе или умеете классно стрелять из лука, нет. Вы усталый человек, который сидит в кинотеатре и смотрит дорогую продукцию. Перейду на книги, честное слово.
1 год назад
"Я — капитан": одиссея XXI века
Напрасно я откладывала просмотр фильма "Я — капитан" Маттео Гарроне (Io capitano, 2023), получившего на Венецианском фестивале серебряного льва за лучшую режиссуру. Мне казалось, что история двух нелегальных эмигрантов, которые держат путь из Сенегала в Италию в надежде на лучшую жизнь, будет спекулятивной и некрасивой. А оказалось, что это честное и духоподъёмное роуд-муви, снятое с любовью к Африке, — кино, напоминающее нам не о различиях, а об общности людей, о том хорошем, что нас объединяет...
191 читали · 1 год назад
"Присцилла" Софии Копполы — старая, старая сказка
Добралась до нового фильма Софии Копполы "Присцилла" (Priscilla, 2023) о единственной жене легендарного Элвиса Пресли. Байопик с акцентом, смещённым с очевидного и яркого Элвиса на хрупкую взрослеющую героиню, которая переживает наряду с большой любовь одновременно и большую внутреннюю драму, получил тёплый приём в Каннах в этом году, а исполнительница главной роли Кейли Спейни — главную награду фестиваля за лучшую женскую роль. Элвис познакомился с юной Присциллой на вечеринке в своем доме в Бад-Наухайме (Германия)...
1 год назад
"Мальчик и птица" — мультфильм не для зрителей. Посмотрели с дочкой новый анимационный фильм Хаяо Миядзаки "Мальчик и птица". Я достаточно терпеливый и насмотренный зритель и готова к историям, которые требуют большой внутренней работы для их понимания; но говорить, что "Мальчик и птица" мне понравился, только потому что все любят Миядзаки и практически все его мультфильмы замечательные, — означало бы грешить против правды. Подросток Махито Маки переживает трудные времена: в ужасном пожаре погибает мама; страна ведёт войну, занятый в военной промышленности отец с утра до вечера пропадает на заводе; да к тому же на место погибшей жены папа выбирает её родную сестру. Тётя Нацуко очень мила и заботится о пасынке, но как же быстро она заменила маму и уже носит под сердцем будущего брата или сестру Махито. Конечно, кризисного подростка манит не школа и не быт большого загородного поместья, куда он переезжает вместе с отцом, а загадочный полуразрушенный замок, в который его пытается заманить неприятная птица. В конце концов Махито, проникнув-таки в романтические руины, не без помощи дядюшки-колдуна проваливает в потусторонний мир. А дальше зрителю предлагается столько сложных метафор и образов, нагромождённых друг на друга, что история просто теряет нерв. Злые пеликаны поедают неродившихся духов; убийцы-попугаи-неразлучники не оставляют попыток сожрать главного героя живьём; входит в повествование и нелогично исчезает из него пират, бывший в параллельной реальности доброй старушкой; разговаривает загадками девушка-повелительница огня, от которой исходят одновременно и неожиданное спасение, и опасность. И всё это так самобытно и оригинально придумано и отрисовано, но в то же время так сюрреалистично и бессмысленно... Внимание рассеивается и уже перестаёшь улавливать, ради чего затеяна эта картинная галерея. Финал довольно смазанный. Миядзаки как будто устал развлекать нас сюжетами и ушёл в чистую образность. Автор, несомненно, имеет право на такой перекос, он давно уже не обязан никому ничего объяснять и доказывать; но у всего есть своя цена, и мультфильм лишился той самой магии. Зритель — чужой на этом "празднике жизни", Миядзаки разговаривает будто бы сам с собой. Мы досмотрели, потому что у дочери есть карелла, и когда она видела сцены с вероломными попугаями, которые только и делают, что всё жрут и пачкают, то была в восторге от такого разоблачения. А то бы, наверное, ушли с середины. Такой вот странный masterpiece.
1 год назад
"Оставленные" — фильм о том, что можно быть не чужими друг другу. Нашла-таки для вас грустное рождественское кино. Не благодарите. Посмотрела на днях замечательный фильм Александра Пэйна в жанре драмеди "Оставленные" (The Holdovers, 2023) о том, как все ученики академии Бартон разъезжаются на каникулы, и только проблемного юношу Ангуса Талли мать и отчим не берут с собой в путешествие — у них медовый месяц. Ангус остаётся в академии вместе с вынужденным присматривать за ним преподавателем античной истории и поварихой Мэри. Все трое должны проводить время строго по инструкции, но в свод правил вмешиваются отношения, возникающие между тремя одинокими и оставленными людьми, у каждого из которых есть своя печальная история. Доводилось вам, глядя современные фильмы о Великой Отечественной войне или модные экранизации русской классики, задаваться вопросом: почему нельзя снять как раньше? Почему, случайно поймав по ТВ "Анну Каренину" или "На войне как на войне", садишься и досматриваешь их, терпеливо снося рекламу, а когда смотришь новодел, то только и видишь, что подкачанные губы и идеальный макияж фронтовой медсестры? Невозможно, скажете вы, снять как раньше? Но Александр Пэйн доказывает обратное. Его фильм удивительно достоверно сделан в стилистике 70-х годов — посмотрите его, не зная год выхода, и подумаете, что это старое-доброе кино из второй половины XX века, которое вы пропустили. Уникальный по нынешним временам пример на сто процентов удавшегося кинематографического мимесиса. Старомодное кампусное повествование в духе фильмов о борьбе молодого бунтаря с устаревшими академическими догмами смотрится актуально и свежо. Откуда такой эффект? Ответ дан в одном из диалогов, происходящих между скромным преподавателем-античником и приятной ему коллегой на вечеринке, куда вся компания отправляется вопреки уставу: "— Я думал, что смогу что-то изменить. Думал, что смогу подготовить их к миру, хотя бы немного. Заложить нормы, основы. Но всё это не имеет смысла. Мир горит в огне: богатым плевать, бедняки — пушечное мясо, честность — шутка, доверия днём с огнём не сыщешь. — Если всё это правда, то сейчас вы нужны им как никогда". Мне кажется, фильм и снят в винтажной манере ради того, чтобы эти слова не казались пафосным выкриком. От пожилого одноглазого историка, пахнущего рыбой, они звучат вполне себе искренне. А в рамках всей истории в целом эта теорема получает и доказательство. На то он и конец года, чтобы вспомнить вечные ценности; погрустить о том, что человек в мире одинок; и в конечном итоге всё-таки затеплить внутри себя надежду на лучшее. Так что смело добавляйте "Оставленных" в список к "Крепкому орешку" и "Гарри Поттеру".
1 год назад
"Оставь мир позади" — фильм из ничего, в котором нет ничего. Обычно я не пишу отзывы на фильмы, которые мне не понравились, но в этот раз сделаю исключение. Посмотрела вот на днях фильм Сэма Эсмейла по названием "Оставь мир позади" (Leave the World Behind, 2023). 140 минут смотрела, не могу молчать. А то вы же тоже посмотрите визуально сочный трейлер с благородно, как дорогое вино, стареющей Джулией Робертс и решите, что фильм стоит двух с половиной часов вашей жизни. Первая сложная задача — как-нибудь наскрести едва присутствующий сюжет (spoilers ahead). Мать семейства понимает, что они с мужем очень много работают, а ещё она не любит людей, поэтому снимает семье на выходные роскошный загородный дом. Первым делом, прибыв на отдых, родители с детьми отправляются на пляж, в который через короткое время въезжает потерявший управление нефтяной танкер. Отчего-то у него сбилась навигация. Далее пропадают мобильная сеть и Интернет. Грустные открытия (нельзя больше смотреть сериал "Друзья" на стриминговом сервисе) в сочетании с демонстрацией странных явлений в космосе намекают на блэкаут, но от этих мыслей зрителя отвлекает неожиданное появление на пороге владельцев дома. Домовладельцы тоже что-то подозревают, поэтому решили приехать после симфонического концерта в свою резиденцию, хоть и знали, что она сдана на выходные (оставим за скобками вопрос посуточной сдачи неприлично богатыми людьми своего неприлично богатого дома). Дальше становится понятно, что в Нью-Йорк нельзя — дороги заблокированы сбившимися с верного пути теслами; к дому стадом подходят олени; в бассейн косяком приводняются фламинго (у которых тоже, видимо, сбилась навигация); подозрительные хозяева дома становятся со своими арендаторами товарищами по несчастью — непонятно, правда, какому. Сын начинает руками вынимать зубы изо рта, потому что в лесу его укусил клещ и у него началась болезнь Лайма; дочь едет на велике в лес, по дороге — стадо оленей, а в отдалении — пожар на Манхэттене... Девочка сто раз (для тех, кто с одного раза не понимает) произносит, что для неё самое важное — это не судьбы мира, а досмотреть последнюю серию ситкома. И в финале угадайте что. С сюжетом разобрались. Дальше по актёрской игре. Актёры весь фильм и рады бы что-нибудь играть, и могут (как видно из коротких, более-менее осмысленных эпизодов), но играть им нечего. Поэтому они пьют вино, ведут глубокомысленные и слегка расистские разговоры, немножко танцуют, покуривают, потом обсуждают терроризм, потом снова девочка хочет досмотреть "Друзей" и видит оленей. Развернуться особо негде, так что в основном все просто хорошо выглядят. Теперь визуальная составляющая. А вот тут хорошо. Уверена, что тёмно-синяя стена в городской квартире главной героини и фламинго в ночном бассейне с подсветкой были придуманы раньше, чем всё остальное кино. Ради этого, мне кажется, и снимать начали. Смотрите в вижуалах к посту, как красиво. А вот фильм не смотрите, потому что за картинкой ничего в нём нет. Для кино ещё нужная интересная история с тремя важнейшими составляющими: началом, серединой и концом. И талантливая режиссура. В последнем, кстати, Эсмейл мог бы и преуспеть, если бы сделал из "Оставь мир позади" короткий метр. Но куда там...
1309 читали · 1 год назад
Недавно смотрела "Убийцу" Финчера и думала: вот зачем мне слушать все эти бесконечные монологи героя-киллера? Ну, добро б он говорил что-нибудь нормальное, но что ни фраза — цитата из энциклопедии умных мыслей. Стыдно слушать. Когда в последней трети фильма белая как мел Тильда Суинтон начала под сет из виски изрекать что-то вроде: "Думаешь всю жизнь, что охотишься за кем-то, а на самом деле ты сам жертва", — я возмечтала о кино, в котором никто не выдаёт сентенций. И тут выходит "Немая ярость" (Silent Night, 2023) Джона Ву, где главный герой за весь фильм не произносит ни слова. Впрочем, как и все остальные герои. Я сразу же посмотрела — и это просто чёртов шедевр и глоток свежего воздуха в рамках жанра. Жестокая и одновременно трогательная экшн-драма повествует о том, как счастливая семья теряет из-за уличной перестрелки семилетнего сына. Маленький Тейлор погибает от шальной пули. Обезумевший от горя отец бросается в погоню за бандитами, но в результате получает выстрел в горло, из-за которого теряет голос. После многомесячного восстановления в больнице главный герой не может вернуться к нормальной жизни. Горе становится для него непосильным бременем, толкающим на путь мщения. Брайан, ничем не напоминающий супергероя, начинает подготовку к годовщине смерти сына — дню, когда все виновные в трагедии должны будут умереть. Тут не будет никакого джейсона борна, внезапно обнаруживающего в себе нужные навыки. Мы пройдём с главным героем молчаливый путь тренировок под видео из ютуба, на заброшенных автодромах, в тирах, которые обеспечат его только теоретическими знаниями, но никак не кровожадностью, сверхспособностями и умением убивать играючи. И не будет спойлером, если я скажу, что не получится никого спасти. Спасать убитому горем отцу изначально некого. Режиссёр без малейших вербальных подпорок лепит из обычного американского электрика настоящего самурая, у которого, как известно, нет цели, а есть только путь. И путь этот он сумеет пройти достойно. Почему Джон Ву снял фильм без слов? Я полагаю, потому что может: создать захватывающее действие, которое держит в напряжении; вытащить из идеально подобранных немедийных актёров игру, которая без слов вызывает в нас глубокую эмпатию; дать заезженным сюжетным ходам такую интерпретацию, что каждый из них заиграет по-новому. Есть ли во всё этом мудрость? Да, но не из энциклопедии умных мыслей. В фильме есть та неукротимая жизненная логика, которая с самого начала подсказывает нам, как он будет развиваться и чем закончится. Но, даже будучи полна горького предчувствия, я ни на минуту не смогла отвести взгляд от экрана. И вы тоже не сможете. Так что обязательно посмотрите.
1 год назад
"Дворец" Романа Поланского — методическое пособие по уходу
Роману Поланскому в этом году исполнилось 90 лет, и он снова снял прекрасный фильм. Возраст режиссёра сам по себе составляет интригу. Любой не совсем уж юный человек знает, что суждения о жизни трансформируются с годами. Люди полностью меняют свою оптику, когда начинают всерьёз работать, строить отношения (вот где драмы), заводить детей, терять родителей. Даже самый заурядный ход жизни может многому научить. Чего же было ждать от режиссёра, который стал свидетелем без малого целого века? У него уже не оптика, а рентген...
1 год назад
"Кошмары лунного сада": я заблудилась в сумрачном лесу
Череду банальных, нехаризматичных и просто скучных кинолент, в список которых попали у меня даже "Убийцы" Финчера, прервал незабываемый, яркий и красивый как счастье фильм Райана Стивенса Харриса "Кошмары лунного сада" (Moon Garden, 2022). Кто мог ожидать от режиссёра одного трешового фантастического фильма такого продолжения? Вот это реванш. "Кошмары лунного сада" — сказочная хоррор-фантасмагория, повествующая о маленькой девочке по имени Эмма, получившей случайную травму во время родительской ссоры...
121 читали · 1 год назад
Сериал "И повсюду тлеют пожары": как бы вы ни старались — вы плохие родители
Не успела я досмотреть "Мотель Бейтса" про то, каково быть матерью подростка с психическим заболеванием, как тут же (из огня да в полымя) решила посмотреть "И повсюду тлеют пожары" режиссёров Линн Шелтон, Зинги Стюарт и Майкла Уивера (Little Fires Everywhere, 2020) про то, каково вообще быть матерью подростков, которые через одного производят впечатление "психических". Забегая вперёд скажу, что сериал замечательный. Город Шейкер-Таун прославился на всю Америку тем, что в нём прекрасно уживаются представители разных рас...
1 год назад
"Страсти по Матвею": делай дела любви, хотя сначала и без любви
В прокате идёт дебютная картина режиссёра Сергея Ильина "Страсти по Матвею" (2023). В дни осенних каникул сходила на фильм со своей десятилетней дочкой (фильм 12+) и рядом с её непосредственным и живым восприятием происходящего на экране без всякого снобизма получила удовольствие от простой и доброй истории. Юный алтарник Матвей, недавно закончивший семинарию, становится тем самым "своим человеком", которого его отец-священник хотел бы сделать настоятелем нового храма, чтобы не оказался во главе прихода какой-нибудь неудобный проблемный поп...
133 читали · 1 год назад
Фильмы про стокгольмский синдром
В эти выходные делюсь с вами фильмами, где в центре сюжета — отношения преступника и жертвы, проявляющие тот самый стокгольмский синдром, который придаёт общению заложника и террориста позитивный характер. "Ночной портье" Лилианы Кавани (Il portiere di notte, 1973). 1957 год. В холле отеля в Вене встречаются взглядами элегантная дама и ночной портье. Они моментально узнают друг друга: она — бывшая узница концлагеря, он — нацист, насиловавший её и принуждавший устраивать для него и его друзей извращённые эротические представления...
1 год назад