Найти в Дзене
Исторические события

Исторические события

Рассказы по истории Севера
подборка · 49 материалов
174 читали · 2 года назад
Загадка Каргопольского княжества
История появления Каргополя вызывает много вопросов. Планомерных археологических работ на территории современного города не проводилось, а первое упоминание о Каргополе (Карго поле) появляется только в 1447 году, когда сюда бежал от преследования великого князя Василия Тёмного другой великий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Об этом в летописях сообщается: "И тако побежаша к Галичю, а оттоля на Чюхлому, и ту взем с собою матерь великого князя, великую княгини Софью, побежа на Каргополе". При этом предлог...
2 года назад
Земли Заволочья не смогли сформироваться в княжества. Территория новгородских северных колоний была просто огромной, она охватывала земли по рекам Онега, Емца, Моша, Вага, Северная Двина, Пинега. Вкаждом регионе имелись крупные административные центры - новгородские погосты. Предположительно, каждый округ со своим погостом мог стать уделом, но этого не произошло из-за нескольких причин. Первой является то, что Север стал осваиваться славянами с 11 века, но полноценной частью русских земель он стал только к 14 веку, а в этот период началась борьба молодого Московского княжества с другими русскими уделами за единую власть. Уже к концу 15 века не осталось удельных княжеств и самостоятельных республик, а появилось централизованное Московское царство. Время было упущено. Можно подумать, что возможно земли были скудны для полноценного существования. Да Север был беден на пахотную землю, но имел другие богатства: пушнину, соль, дары леса и моря, кречетов -лучших птиц для соколиной охоты, закамское серебро. На этом могло безбедно существовать любое политическое образование. Ещё одной причиной стало отсутствие наследной княжеской власти в Новгороде. Новгородские князья приглашались для защиты Новгородской республики, но полной власти там не имели. Вследствие этого, они не могли передать какую-ту часть новгородских колоний в удел своему сыну или внуку, а именно таким образом Древнерусское государство разбилось на удельные княжества и появилась феодальная раздробленность. Как пример, Ростово-Суздальское княжество, которое охватывала и юг современного Русского Севера. Со временем от Ростова Великого откололись Белозерское (13 в.) и Устюжское (14 в.) княжества, а Белозерское княжество в 15 веке раздробилось ещё на 5-7 уделов со своими княжескими родами. На Северной Двине Ростовское княжество тоже имело свои земельные наделы, но они были небольшими и перемешаны с новгородским поселениями, а значить составить из них отдельную территорию (княжеский удел) не представлялось возможным. В истории Заволочья можно назвать два события (оба состоялись в 14 столетии), которые могли способствовать появлению отдельного княжества или торговой республики. Первое это появление в 1342 году каменного города-крепости Орлецы на Северной Двине (Холмогорский район Архангельской области). Новгородские бояре-посадники решили отделиться от Великого Новгорода и создать свое государство под покровительством Москвы. Но уже в 1398 году новгородцы победили мятежных посадников, а город разрушили. Второе событие не имеет исторических подтверждение, лишь одно упоминание в "Сказании о Мамаевом побоище", которое историки считают недостоверным. Там говориться, что к великому князю Дмитрию Донскому для участия в Куликовской битве вместе с белозерскими князьями прибыл и князь Глеб Каргопольский с дружиною. Историки спорят о возможном существовании Каргопольского княжества. Эти земли считаются новгородским, а первое упоминание о Каргополе появляются только в 15 веке. Но в любом случае этот удел, если он и существовал, исчез после 1380 года, когда многие князья погибли на Куликовом поле, а их уделы стали выморочными (бесхозными), да и период его был не долгим. Таким образом, Заволочье так и не получило свою самостоятельность, ни в целом, ни в отдельных районах, а древнюю историю можно разделить на новгородский и московский периоды. Фото: 1. Карта Заволочья 11 -12 веков 2. Осада Орлецов в 1398 году. Иллюстрация из Лицевого летописного свода.
104 читали · 2 года назад
Сиртя и Чудь белоглазая - народы, которые некогда жили на Крайнем Севере. Сиртя (Сихиртя) были изгнаны ненцами, а чудь была покорена древнерусскими переселенцами. По мифам, сохранившимся до наших дней, эти народы очень похожие. Они были маленького роста, живущие или ушедшие под землю. Умели обрабатывать металл и были очень богатыми. У этих двух народов можно найти много общего, что дает предположение о родственном единстве. Вероятно, это было автохтонное населения Севера, которое частично погибло, а оставшиеся представители были ассимилированы. В русских летописях XI—XIV вв. народ Сиртя называется Печора. В V—X веках в субарктических широтах северо-востока Европы проживали племена охотников на морских зверей и северных оленей, к сожалению этническую принадлежность установить пока не удалось, но они могут быть последними потомками людей проживающих там до финно-угорского и самодийского населения. Существует гипотеза, которая предполагает, что печора (сиртя) является выходцами с берегов Белого моря. Возможно, они во второй половине I тысячелетия н. э. проникли в тундру северо-востока Европы и прошли далее на Ямал. По этой гипотезе и чудь белоглазая, и сиртя/печора разные племена одного древнего народа. Но существуют и другие предположения говорящие о разной их принадлежности. И русская летописная «печера», и ненецкая легендарная — «сиртя»/«сихиртя», как название сохранились до наших дней в северной топонимике: Сиртя-саля (мыс Сирти), Сиртя-яха (река Сирти) или река Печора.
2 года назад
В 1903 году Архангельская губерния приняла участие во всероссийской выставке "Северный край", которая проходила в городе Ярославле. На выставке были представлены результаты в хозяйственной деятельности губернии. Один из стендов был оформлен моделями морских судов используемых поморами на промыслах и в повседневной жизни. Так как выставка рассказывала о достижения, то большинство моделей являлись судами, которые население губернии стали использовать в последние десятилетия. Об этом описано в книге Варпаховского Н.А. "Крайний Север - Архангельская губерния - на выставке 1903 года в г. Ярославле". В книге описываются следующие суда, размер которых измеряется в футах: 1 фут = 30,48 см: - Беломорская яхта - это шхуна с косым парусом, с грузоподъёмностью до 9000 пудов и экипажем из 5-6 человек. Эти шхуны пришли на смену кочмарам. Беломорские яхты совершали грузовые рейсы в Северную Европу (Норвегию, Англию), а также в столицу Российской империи - Санкт-Петербург. - Клипер - судно с тремя мачтами, длиной в 230 футов и водоизмещением до 3000 тонн. Клипера вошли в обиход беломорских моряков в конце 19 века. Эти суда отличались быстроходностью. - Ботик - это судно было востребовано у любителе прогулок на воде. Он строился без палубы и с одной мачтой. При этом, ботики отличались быстротой хода, поворотливостью и легким управлением. Такие суда, по желанию заказчика, могли строить различных размеров. Любители этих малых яхт объединялись в своеобразные сообщества - яхт-клубы и часто устраивали на ботиках гоночные состязания. - Мелкосидящая шлюпка с выдвижным килем - ещё одно средство для прогулок, которое использовалось на мелководье. Эти шлюпки были в длину 18 футов, а в ширину 6 футов. Могли применять и на морских прогулках, но требовалось нарастить борти приделать металлический киль. - Ранверская лодка - это промысловое судно, которое является видоизменением норвежской ёлы. Ёла - беспалубное судно с одним парусом. Её использовали для ловли рыбы в скандинавских фьордах. Ранверские лодки пытались применять на Мурманских промыслах, но судно не прижилось из-за крутизны берегов и каменистого грунта о который можно было повредить дно судна. - Двинской карбас - один из самых распространённых грузовых судов архангельских поморов. Эти суда являлись традиционными для Севера. Карбасы строились различных размеров и модификаций. Одного эталонного типа не существовало, всё зависело от назначения, условий использования и места постройки. Длина составляла от 18 до 40 футов, с одним или двумя парусами и 6 веслами. Стоимость карбаса составляла от 25 до 75 рублей. - Банковое рыболовное судно - парусные суда, которые использовали в рыболовных промысловых банках. Появились они в Норвегии и с конца 19 века их стали применять в рыбных промыслах на Мурманском берегу Кольского полуострова. Такие суда можно было использовать в 40 верстах от берега, куда на малых промысловых лодках плыть было опасно. При внезапной смене погоды, рыбаки на малых судах бросали снасти (ярус) и спешили к берегу неся большие убытки. Длина банковых судов достигала 56 футов, а ширина 21 фут. Водоизмещение - 50 тонн. Банковые рыболовные суда к началу 20 века стали составлять конкуренцию старым поморским шнякам. Большинство моделей судов Поморья представленные на выставке были изготовлены П.А. Рюхиным
2 года назад
Ещё примерно 100 лет назад, а тем паче в более ранние периоды, Европейский Север России представлял из себя более-менее единый регион, если и не в административном, то экономическом плане точно. Северные территории являлись единой областью - Архангельской губернией. Ныне это районы Архангельской и Мурманской областей, Республик Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ. Естественно, административное управление и экономическая деятельность здесь была централизована и завязана на Архангельске (до 16 века центр был в Холмогорах). Южные земли относились к Вологодской и Олонецкой губерниям (ранее Вологодский, Важский, Устюжский, Каргопольский и Корельский уезды), но экономически они тоже были связаны с Белым морем. Это выражалось в добыче и транспортировке соли, в торговле, прежде всего зерном и продуктами смолокурения, с иностранцами через порты Архангельск и Колу, а также в промысловой деятельности. Например, в 19 и в начале 20 веках жители Каргопольского уезда Олонецкой губернии занимались выловом трески и палтуса на Мурмане, а улов они с успехом продавали в уездах Вологодской губернии. Где Каргополь и где Мурманск? И тут же вопрос - являются ли жители современных Каргопольского и Няндомского районов Архангельской области, которые живут примерно в 300 км от Белого моря и около 900 км от Баренцева моря поморами, коль деятельность их предков была связана с морскими рыбными промыслами? Но более печален тот факт, что при разделении Севера на современные области и республики произошел культурный и экономический разрыв некогда единого населения. Даже дороги, которые в прошлом связывали северные города и крупные поселения почти исчезли. Разве можно теперь легко на транспорте добрать до Нарьян-мара или проехать от Архангельска до Мурманска вдоль Белого моря. А ведь ещё сто лет назад эти дороги активно использовали. Грузы и почта регулярно по ним перемещались, а рыбопромышленники, купцы и простые крестьяне активно им пользовались для своего выживания. Те же рыбаки до начала 20 века каждый год в марте пешком шли от Архангельска и Холмогор до Колы, чтобы заниматься там рыбными промыслами. Где теперь эта дорога? Чтобы добраться от Онеги до Кеми надо в обход проехать 1018 км, а ведь по прямой всего-то 205 км. Север перестал быть единым во всех отношениях. Даже в мироощущении. Многие северяне связываю себя только с одним из северных регионов (областью или республикой) и не ощущают, что исторически Русский Север это единая территория. Хотя различий в истории, культуре, демографии, экономике и быте отдельных районов довольно много, но тем Север и интересен. В многообразии можно увидеть единое культурно-историческое целое. Стоит только попытаться...
2 года назад
Каргопольские ратные казаки. Уже рассказывалось о вычегодских плавных казаках, теперь хочется поведать о каргопольских и двинских ратных казаках. По мнению историков казаками на Севере с 15 по19 век называли свободных безземельных наемных работников. В отличие от бобылей, тоже безземельных крестьян, но живущих с хозяином земли (в отдельном бобыльском доме), казаки имели своё жилье, в котором ночевали, свои орудия труда и порой лошадь, с которыми нанимались на разовую или сезонную работу. В случае с ратными казаками это правило не действовало. Во время войн со Швецией 16 -17 века в Каргопольском и Двинском уездах набирали воинов из числа тягловых крестьян, которых называли ратными казаками. От таких казаках, например, повествует платёжная грамота от 19 июля (ст. ст.) 1590 года. Там сообщается о том, что староста Окологородного стана Каргопольского уезда Назим Окулов набрал "ратных казаков" из деревень принадлежащих Строкинской пустыни Спаского каргопольского монастыря. Этих воинов отправили в поход на Каинских немцев (шведских финнов). В грамоте сообщается о 400 ратных казаках, которые отправились воевать под предводительством пана Севастиана Кобельского. Речь идет о событиях Русско-шведской войны 1590—1595 годов. В то время шведы вторглись в вотчины Соловецкого монастыря и разорили Кольскую и Кемскую волости, разграбили Печенгский монастырь и крупные поморские поселения. На действия шведов из Москвы был прислан пан Севастиан Кобельский с воеводами и стрельцами, а ему в помощь ещё собрали 1150 человек ратных людей. Отряд пана Кобельского нанес удар шведам по рекам Овлуе и Сиговке, а также в Островской и Колокольной волости. Заодно был взят штурмом Леменгинский острог. После удачных боевых действий войско не распустили, а разместили на постой в острогах Соловецкого монастыря. Так как время службы увеличивалось, то волости были обязаны выдать средства для дальнейшего содержания ратников. Строкина пустынь заплатила 5 рублей, правда, в грамоте не сказано сколько казаков было набрано с монастырских деревень. Платежная грамота Окологородного стана как раз и является распиской в получении этих средств. В Двинском уезде рекрутов чаще называли "ратные люди", но есть источник, где сообщается, что в Матигорах для войны 1590-95гг. нанимали "ратных казаков". Некоторые историки делают предположение, что ратные казаки набирались/нанимались из вольных безземельных крестьян (казаков). Прояснить этот вопрос очень сложно. Нет исследований об общем количестве таких крестьян по всему Северу, а на службу набирали немало (по северным меркам) людей. Так в том же 1590 году по сообщению Соловецкого летописеца в августе месяца по волостям Каргопольского уезда было призвано на службу Иваном Михайловичем Яхонтовым ещё 500 ратных людей для гарнизонной службы в Соловецкой крепости, где они пребывали до Покрова (14 октября н.ст.), а далее ратники стояли зиму в Шуе Корельской. Итого, не мене 900 человек призвали с Каргопольщины на службу в 1590 году и, вероятно, далеко не все из них были безземельными крестьянами. Ратные казаки и ратные люди из Каргопольского и Двинского уездов оказались умелыми воинами и смогли отразить нападение вражеских отрядов. Войны между Швецией (в лице воевод финских земель) и Соловецким монастырём продолжались до начала 17 века, пока шведы не запросили перемирие для подписания договора о ненападении, если на то не будет прямого приказа русского царя и шведского короля. До этого момента шведские воеводы и соловецкий архимандрит вели боевые действия самостоятельно, с молчаливого согласия своих правителей. Кроме Западного Беломорья ратные люди с Севера принимали участие в других военных конфликтах, в т.ч. и в Ливонской войне.