Найти в Дзене
Народный быт и культура

Народный быт и культура

Быт и культура жителей Русского Севера: домашняя утварь, традиции, обряды и верования
подборка · 88 материалов
5 месяцев назад
СОХА. Соха́ это пахотное деревянное орудие для обработки почвы в лесной зоне, где применялось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Она пришла на смену ралу в конце I тысячелетия н.э. и имела широкое распространение у славянских народов Восточной Европе и на Руси. Первое письменное упоминание датируется 13 веком. Соху использовали вплоть до начала ХХ века. Преимуществом орудия являлась его простота в изготовлении. Каждый крестьянин мог её смастерить на своем подворье, при этом подгоняя орудие как под свои физические характеристики, так и под условия обрабатываемой почвы. Недостатками были: неустойчивость орудия при вспашке, расшатывания конструкции при использовании, а также набухание деревянных элементов при соприкосновении с влажной землёй. При таких минусах большая нагрузка ложилась на человека, в то время как лошади тянуть соху было легче, чем плуг. Глубина и ровность борозды зависели от физической силы и опыта пахаря. Соха не переворачивала землю, а только отваливала её в обе стороны. Глубина борозды в среднем составляла 12 см, что было достаточно, ведь слой плодородной почвы лесной зоны в среднем 15 см. Соха состояла из рассо́хи - широкой вогнутой доски, часто раздвоенной внизу. На концах рассохи надевался сошни́к из металла. Для удержания орудия при вспашке использовали поперечную рукоять - рогаль. От него шли две оглобли - обжи, в которые впрягали лошадь. В зависимости от региона и особенностей почвы, соха имела разные отличия в формах изготовления рассохи и сошников, а также в их установки. Обычная соха отваливала землю в обе стороны, но для направления отвала в одну сторону использовали поли́цу (присох, приполка) - деталь в форме лопатки, которая устанавливалась перед сошником. Кроме обычной сохи на Севере (как и в других регионах России) применяли соху-косулю. Косуля была улучшенным вариантом обычной сохи. Она имела вместо сошников один большой лемех, перед которым находился нож - полица, а позади отвал. В 19 веке появилась соха изготовленная полностью из метала. Согласно словарю В. Даля соха изначально это "шест, жердь, цельная лесина", сухое дереве (сохнуть), от которого возможно пошла рассоха. От этого орудия земледелия появились и другие значения, где соха это: небольшая сельская община от 3 до 60 дворов; мера земли, которая в разные времена составляла от 600 до 1800 десятин, а также это единица налогообложения в Русском государстве 13—17 веках. Также по Далю от сохи происходит слово сохатый - "зверь с рассохами, скотина оленьего рода" - олень, лось. Кроме лесных животных в старину существовало и наименование для домашнего крупного скота - "сохатая корова", "сохатница". Соха была важным орудием в жизни русского крестьянства, поэтому в старину было большое количество поговорок связанных с этим предметом земледелия. Рисунки: 1. Соха - Олонецкая губерния 1899г. 2. Соха в музее Малые Карелы г. Архангельск. 3. «Великорусская соха», худ. Н.Н. Каразин 1899г. 4. Сошники 5. Соха 6. Соха - косуля
5 месяцев назад
ПОЛАТИ. Пола́ти это лежанка, которую обычно сооружали между русской печью и стеной избы. По словарю В. Даля полати определяются как помост/настил сооруженный выше головы. В старину это понятие имело более широкое хождение. К нему относили любые деревянные настилы: церковные хоры (клирос) устроенные на верхнем ярусе под сводом храма - "В тех церквах только на полатях пели"; охотничьи помосты для стрельбы по зверю или для хранения припасов (лабаз); настилы для сушки соли в варницах или для просушки дерева у столяров, а также любые настилы или подмостки. В южных губерниях так именовали чердаки. Однако, до настоящего времени полати сохранили свое значение большей частью как лежанка в русской избе. Конструкция полатей проста: одна сторона помоста закрепляется у печи, две стороны примыкают к угловым стенкам, а последняя была обращена внутрь избы. Полати могли сооружать как в запечном углу, так и в другую сторону от печи - над входом в избу. Для этого три угла полатей закрепляли на стенках, а четвертый, в зависимости от направления, крепился к голбцу (конструкция для всхода на печь и полати) или палатному столбу, также и настил укладывался либо на палатном брусе, либо на воронце. Полати появились у восточных славян во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Изначально они обустраивались на высоте 0,5 -1 метра от пола, что было достаточно для теплого климата степей Поднепровья. При появления русской избы на Севере, для большего сохранения тепла, полати подняли до верхнего уровня печи. Обычно в большой крестьянской семье на полатях в зимнее время ночевали дети, а на печи - старики. Взрослые члены семьи спали в избе на лавках (позже появились кровати). Днем на полати убирали постельные принадлежности и ненужную одежду. В летнее же время, когда печь не топили, полати применяли для сушки льна, пеньки или лучины. С появлением кроватей, полати стали использовать под хранение домашней утвари. Чтобы скрыть полати от посторонних глаз в русской избе, которая топилась по белому, под потолок вешались тканевые занавески. В 20 веке, в связи с изменением уклада жизни (появились кровати, комоды, шкафы) полати утратили свое практическое значение и почти исчезли. Только в редких современных избах теперь их можно увидеть.
6 месяцев назад
БРЮКВА. Брю́ква это двулетнее растение с крупным корнеплодом -  вид Рапс (Brassica napus) рода Капуста (Brassica) семейства Капустные (Крестоцветные). Брюква занимала важное место в сельском хозяйстве крестьян Русского Севера. В Архангельской губернии её также называли - желтуха, землянуха, а ещё галанка, последнее название использовалось и в Вологодской губернии. Брюква, наравне с репой, являлась одним из основных продуктов питания. Её успешно выращивали в сыром северном климате. Она росла даже на севере Архангельской губернии, где не могли выращивать самый распространённым на Руси овощ - белокочанную капусту. На Русском Севере более всего брюкву садили в Повенецком уезде Олонецкой губ., Онежском уез. Архангельской губ. и в Вельском уез. Вологодской губернии. В сельскохозяйственном плане брюква была удобна тем, что не требовал для себя отдельных полей, а гармонично вписывалась в хлебопашескую трехпольную систему земледелия. Корнеплод выращивали на полях, где до этого садили рожь или яровую пшеницу, которые сильно обедняют почву, на участке отведенного под пар. Также если позволяли условия то первый год сеяли яровую рожь, второй - ячмень, овес или озимую рожь, на третий - клевер (участок под пар) и на четвертый год - брюкву (участок под пар). Таким образом удавалось получать урожай с участка, который на год или два отводился под отдых земли (пар). При этом на одном и том же поле корнеплод садили не чаще чем раз в восемь лет. Брюкву крестьяне употребляли сами, а также вывозили на продажу в свежем и сушенном виде. Из брюквы готовили разнообразные блюда. Наиболее распространённой была пареная в брюква. Утром в протопленную печь выкладывали намытые неочищенные корнеплоды и оставляли (парили) там весь день. Подавали пареную брюкву на ужин в горячем виде. Кроме этого, тонко нарезанные ломтики брюквы добавляли в щи на ячменной крупе, которую заправляли сметаной. Даже добавляли её в суп из сухой рыбы (сущик). В пост, когда не использовали в еду мясо и молоко, из брюквы варили похлебку (тюрю) сдобренную льняным маслом. Особой популярностью пользовался брюквенный рассол (сусло). Его делали из запаренных и высушенных мелких корнеплодов. Заготовкой занимались во время уборки. Небольшую по размеру брюкву тщательно мыли и складывали в хорошо протопленную русскую печь. Устье печи (топка) перекрывали плотной деревянной заслонкой, а щели обмазывали глиной (печатали). Парили весь день. Вечером пареную брюкву доставали из печи и перекладывали в бочки или корзины. Часть продукта ели на ужин, а остальное после остывания нарезали на маленькие кусочки. Полученные ломтики сушили на сковороде в печи. Для получения сусла сухую брюкву заливали горячей водой и ставили настояться в теплом месте. С этим брюквенным настоем ели хлеб. Особенно любили с суслом есть овсяное тесто, замешанное на квасе.
6 месяцев назад
ПЕРЕЛОГ. Перелог это способ обработки земли в прошлые века (вплоть до 20 века), при котором возделывался участок земли ранее оставленный без обработки на несколько лет. По Толковому словарю Даля: "Перелог муж. поле, покинутое для перележки;  в трехпольном хозяйстве это пар, паренина, паровое поле, земля под паром; в переложном, перелоговом хозяйстве, это та часть земли, которая по выпашке покидается, для отдыху" (Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866). Согласно этому определению перелог это и отдельная система хозяйства, и часть двухпольной или трехпольной систем земледелия. Двухпольная система это когда в один год одно поле определяют под пашню, а второе под пар (не обрабатывают). При трёхпольной - поля делились на: яровые, озимые и пар. В это случае перелог это пар - земля под отдыхом. Перелоговое хозяйство - это система земледелия, когда 2 года поле засевали зерновыми, а потом год-два оно отдыхало. На Русском Севере вплоть до ХХ века перелог (перелоговое земледелие), вместе с подсечным земледелием (подсека, огненно-подсечная система), являлся распространённым способом обработки земли. Из-за нехватки плодородной почвы, более совершенная трехпольная система, не имела той популярности, как в более южный регионах. Она требовала больше сил и ресурсов для её поддержания, поэтому северные крестьяне вынужденные были использовать и более архаичные виды земледелия. Само слово "перелог" можно трактовать как: поменять, передвинуть, переложить, а в Костромской губернии слово употреблялось в значении - отдых. На практике, на Русском Севере в 18-19 веках (как наверное и раньше), для перелога выбирали безлесные места, которые можно было бы возделывать сохой (деревянный плуг). Места, как правило, находились в удалении от поселений, так как близлежащая местность использовалась для трехпольного земледелия, а вот на удалённые участки сил уже не хватало. Такие участки можно было периодически "забрасывать" на время и переводить в непахотные земли. Такие участки после распашки, год или два находились под паром, при этом землю перепахивали за это время до шести раз. Затем её засевали рожью, а иногда, если позволяли условия, и яровой пшеницей. На следующий год рожь меняли на овес, а далее землю снова оставляли под паром и опять использовали по системе рожь - овес - пар. Так повторяли до тех пор, пока земля не обеднеет и перестанет приносить приемлемый урожай. В этом случае поле оставляли непаханым на несколько лет, используя его под сенокос. После 8-10 лет это местом уже считали целиной (непашью, степью, новиной) и его снова можно было пахать. Источник: Резников Ф. И. К истории земледелия Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний второй трети XIX века.— В кн.: Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970, с. 388
10 месяцев назад
ЗАРОД. Заро́д (арх. - мез. зарад) это большой стог сена или соломы продолговатой формы, иногда это несколько объединенных стогов. В зарод можно было уложить больше сено, чем в стог. Однако, в этом случае приходилось на лошадях свозить копна со всего поля, в то время как стога можно было сметать вручную, поднося копна сена на вилах и подгребая остатки граблями. В некоторых местах зароды были основным способом укладки сена не зависимо от покосов. Зароды состояли из высоких жердей вкопанных на расстоянии около 2 метров в одну линию. Количество жердей зависело от объема сена. "Зарод сена делят на проймы вологод. или на заколины олон. по числу поставленных в средине и вдоль кольев, на сажень друг от друга" (Толковый словарь Даля). Также на Севере зароды ставили если сенокос совершался в сырую погоду. В этом случае, зарод был небольшим по толщине, что позволяло ветру обдувать уложенное немного влажное сено и просушивать его. Для просушки хлеба (снопов пшеницы, ржи и ячменя) и совсем сырого сена использовали зарод с поперечными шестами прикрепленные к жердинам. Такую конструкцию называли озород. Снопы хлеба после просушки относили на обмолоту, а высушенное сено укладывали в стога или отвозили домой на повить (сеновал). Еще два десятилетия назад зароды большие и малые стояли по северным полям. Сенокос был насущной заботой как для колхозов и совхозов, так и для частных хозяйств. Люди, которые держали коров звали для метания стогов и зародов на помощь родных и знакомых. Северное лето переменчивое и требовалось как можно быстрей собрать и уложить просушенное сено. Сенокос был целой эпопеей. В наше время скотину сельское населения почти не держит, а аграрные организации используют технику в заготовке сена. Хотя порой в каком-нибудь деревенском огороде можно увидеть совсем небольшой зарод для укладки скошенной травы, как память о былых сенокосах.  Зародить архан. класть сено или хлеб зародом, свозить копны в зарод. Зарожина жен., пск. жердь, поставленная колом между походинами и снопами, при кладке или ставке зарода - В. Даль. Фото: 1. Стог сена (зарод) - авт. С.М. Прокудин-Горский.1909 2. Зарод - фото сообщество vk Верхняя Паленьга 3. Озород - авт. С.М. Прокудин-Горский.1911 4. Озород для просушки снопов - муз. Малые Корелы
Колодец-журавль это колодец с подъёмным механизмом, напоминающим птицу. Это сходство и дало название данному виду колодца. Сооружение представляет собой непосредственно сам колодец рядом с которым устанавливали стояк-столб (баба) на котором крепилась толстая жердь (журавль). На одном плече этого рычага находилось ведро на шесте или веревке, а на другом - груз (противовес). Если использовали веревку, то к ведру, для его опрокидывания и забора воды, крепился груз. Когда появились на Руси колодцы-журавли точно не известно, но само сооружение очень древнее. Первое упоминание о таком механизме относиться к Древнему Египту. Колодец шадуф или шадоф египтяне применяли для орошения полей ещё в 3460—2000 годы до н. э. Также известно, что в Испании садовники использовали колодцы-журавли, называя их ciconia (журавль), уже в VI в. В Древней Руси колодцы как таковые долгое время были редкостью (например их устраивали в крепостях, как источник воды во время осады), а так в основном пользовались открытыми водоемами: реки, озера или родники. Более того, слово колодец появилось раньше, чем само сооружение.  В «Повести временных лет» за 997 год употребляется это слово, но речь идет не об источнике с водой, а о глубокой яме, где стояла кадка с медовой сытой (Платонов О.А.) Предполагают, что слово колодец происходит от русс. колода или от древнегерманского kalding- — «источник». Примерно с XVI века колодцы стали массово появляться в русских поселениях. Вероятно, что самыми распространёнными, по простоте возведению механизма и его обслуживанию, были колодцы-журавли. Благодаря противовесу, подъем воды был легче, чем у колодца с воротом. Особенно это было очевидно, когда приходилось набирать много воды, например для городских общественных бань. Один человек при помощи колодца-журавля мог почерпнуть ведром в целом до тонны воды и перелить её в специальные желоба ведущие до самой бани. Долгое время колодцы на Руси были в основном общественные и содержались либо за счет общины (городской или сельской), либо государство взымало налог на их устройство и содержание. Колодцы в частных усадьбах были большой редкостью. Колодцы-журавли, несмотря на свою простоту, имели один большой минус. Они были недолговечны и как правило не подлежали ремонту. При износе, деревянный механизм подъемника приходилось полностью обновлять. В то время как многие колодцы с воротом имели крышу, которая сохраняла как сам колодец, так и его ворот от влаги, тем самым увеличивая их срок службы. Неудивительно, что со временем журавли стали менять на колодцы с воротом. В наше время в северных деревнях можно увидеть колодцы-журавли, которые ещё не так давно были источником воды для всей деревни, а теперь постепенно разрушаются. Причиной во многом стало массовое появление частных колодцев и скважин. Хотя и рабочие колодцы-журавли, как дань традиции, тоже порой встречаются. Источники: Платонов О.А. Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 352 Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. — Наука, 1973. — 464 с. Фото: 1. Колодец-журавль Музей Малые Корелы Архангельская область. 2. Древнеегипетский шадуф 3. Подача воды в баню по желобу (с миниатюры 17 в.) - Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. Картина Айвазовский И.К. «Зимний обоз в пути», 1857