Найти в Дзене
Поморские суда

Поморские суда

История судостроения на Севере
подборка · 24 материала
9 месяцев назад
Лодка КАМЬЯ. Камья это разновидность лодок-долбленок в виде катамарана. Долбленки являются самыми древними из разнообразия судов. Выдолбленные из целого дерева каменными орудиями, они служили людям ещё в неолите. Самый древний челн-однодеревка обнаруженный археологами в 1955 году в деревне Пессе (Нидерланды) имеет возраст 6315±275 лет (Каноэ из Пессе). Долбленки однодеревки были распространены среди всех народов. На территории современной России обнаружено около 40 древних лодок, которые датируются от III тыс. до н.э. до XVIII в. н.э. Но и в поздние времена они имели широкое хождение вплоть до начала 20 века, хоть и уступали иным судам. В Российской империи долбленки, в зависимости от места строительства, носили разные названия: бот, батник или ботник (Волог., Перм. и Влад-я губернии); буса, чолн, плавник (на р. Днепр); ветка (на р. Енисей и северо-востоке); долбанец (Псков. губ.); древо (Смол. губ.); дубас (Волог., Твер., Ворон. губернии); дубица (Витеб. губ.); дубок, дуб (в южных губерниях); камья, комей (Пск. губ.); ковяга (Витебская); комяга (южные и восточные губернии); облас (Сургутский край Тобольской губ.); осинка (Зимний и Мезенский берега Арханг. губ.); стружка (Арханг. губ.); стружок (на р. Сухоне и Ангаре); челнок (Пск. губ.); оморочка (Дальний Восток) и др. Этимология слова не до конца изучена. Предполагают, что слово камья восходит к комье/комель - основание дерева (В.И. Даль) или к тюрскому слову "кеме" - лодка (М. Фасмер). Лодки "камья", "комяга", "корытки" или "близнецы" - состоят из двух одинаковых челнов соединенных вместе. В давние времена челны сшивали вицами или скрепляли деревянными шестами по корме и носу (в наше время скрепляют гайками). По месту сшива кидали доску, хотя в некоторых регионах доска находилась на корме поперек челнов. Гребец, сидя на доске, управлял лодкой одним однолопастным или двулопастным веслом. В зависимости от назначения, камьи имели разный размер: от малого примерно около 2 м, до большого, из которого делали например речные паромы. У грузовой разновидности камьи на носу устанавливали платформу из досок. Особенностью долбленки-катамарана в отличие от большинства челнов-однодеревок было то, что лодку просто выдалбливали топором и долотом из осины, а борта не разводили в стороны над огнем. Порой выдолбленный канал был немногим больше ширины подошвы сапога гребца. От этого узкие камьи были неповоротливыми и неустойчивыми на воде. Часто случалось опрокидывание лодки с трагическим концом. Из-за неустойчивости долбленки получили называние душегубки. Но несмотря на это, простота изготовления камьи, ведь её можно было сделать на берегу любой лесной реки, озерной протоки или лесного озера, заставляла крестьян долгие столетия использовать этот вид водного транспорта. Камьи, при умении пользоваться топором и долотом, можно было изготовить самостоятельно. Однако, в 19 веке появился целый промысел по изготовлению лодок долбленок. Промысел был семейным. Долбленки изготовляли весной из осины шириной не менее 50 см. Для изготовления применяли плотницкий инструмент: топор, тесло, долото и скобели. Изготовлением (лодки шили) занимались в основном мужчины и делали это только на заказ. Согласно Далю, строителя камьи/комяги называли комяжником: "Комяжник, лесной житель, промышляющий выделкою комяг и тому подобных грубых изделий" (Толковый словарь Даля). В наше время увидеть камью довольно сложно. Кроме музев, они сохранились в местах, где еще столетие назад камьи были основным видом речного и озерного транспорта. В этих регионах местное население и в наши дни традиционно продолжает ими пользоваться. Однако, таких мест совсем немного. Фото камьи из музеев: 1. г. Каргополь Архангельская область. 2. Музей «Традиционные лодки Белозерского края», г. Белозерск Вологодская область. 3. г. Старица Тверская область. 4 -5 Музей "Костромская слобода" г. Кострома. 6. г. Переславль-Залесский. Музей-усадьба "Ботик Петра I".
Лихтер. В Архангельском порту, из-за мелководья устья Северной Двины, для разгрузки или догрузки морских купеческих судов с осадкой более 4 м (14 футов) при переходе через бар (фр. barre «мель»  - песчаная подводная отмель отгораживающая устье реки от моря) использовали специальные плоскодонные трехмачтовые баржи - лихтеры (нидерл. lichter). Архангельские лихтеры обычно были в длину около 15-18,5 м (50-62 фута), в ширину 4,2 - 5,5 м (14-18,2 фут.) и глубиной 2,7 - 3,6 м (9-12 фут.). Лихтер имел большой вместительный трюм, который позволял взять на борт от 147 до 196,5 тонн груза (9000-12000 пудов). При такой нагрузке судно имело осадку всего 1,5 - 2 м (4-7 фут.) Лихтеры строились из соснового, а некоторые части из елового леса. Первоначально верфь для лихтеров располагалась в семи верстах ниже по течению от Архангельска при истоке реки Маймакса, но потом строительство полностью перенесли в город Онегу. В целом, эти суда мало чем отличались от лодей. Над бортами по всему судну делались перила. Подводную часть тщательно просмаливали, а надводную часть выкрашивали черной краской. В том месте, где начинались борта - проводили белую полосу. Судно имело три мачты, а позади грот-мачты порой устанавливали шпиль для подъема тяжелых грузов. На лихтере имелись два двухлапных якоря весом 147,4 кг (9 пудов). Для поднятия якорей использовали бра́тшпиль (горизонтальный ворот) с пеньковыми канатами 105 - 170 м (5-80 саж.). При судне было три и более карбасов, а управлялся лихтер при помощи 5-6 человек. В Архангельске лихтеры использовались не только по прямому назначению. Из Онеги в Архангельск на этих судах перевозили доски и прочие пиломатериалы с онежских лесопильных заводов. В конце 19 века лихтер при полном оснащении стоил 515 рублей серебром. Срок службы составлял 15 лет. Источник: Богославский П. А. Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859
Поморское судно Раньшина. Этот вид беломорских промысловых судов назван так из-за того, что по весне на нём можно было раньше других кораблей выходить в Белое и Баренцево море, когда вода ещё была покрыта ломаным льдом. Раньшина, она же - ранщина, рончина, роншина или роньшина, по своей конструкции и размеру имела сходства с кочмарами (коч). Она также имела яйцеобразную форму днища, а в отличии от кочей у неё были скошенные, примерно под 30°, нос и корма. Такая конструкция помогала движению среди льдов - судно подминало под себя небольшие льдины, а при обжатии лёд просто выталкивал раньшину наверх. По днищу судна набивались полозья, которые совместно с килем снижали боковой снос и качку. Также полозья помогали при вытаскивании корабля на берег. Такие суда можно отнести к ледовому классу. Раньшину строили из соснового и елового леса. В 19 веке этим занимались на реках Шуе, Сороке и в городе Коле. Судно набирали на лекалах, а потом вставляли кокоры (составной шпангоут из корневищ деревьев). Все скреплялось вицами, гвозди при строительстве не использовали. Пазы конопатились не пенькой, а мхом. Судно имело только внешнюю обшивку, которую тщательно просмаливали с двух сторон. Из-за особенностей конструкции, палуба имела уклон к бортам (была покатой). В центре палубы находился люк ведущий в трюм, он закрывался наборными досками. На корме имелась небольшая каюта на два человека. Борта нашивались одним или двумя поясами досок (нашвы). Как правило, судно имело три мачты и два или четыре весла, но если раньшину переделывали из шняки, то тогда ставили только две мачты. К судну обязательно полагала одна гребная лодка, осиновка или тройник. Экипаж раньшины состоял из 3 человек, а грузоподъёмность варьировалась от 1500 до 4500 пудов (пуд = 16,38 кг). Такое судно служило своим хозяевам до 20 лет, а стоило 257—282 рублей серебром (1856г). Поморы на раньшине, как только позволяла навигация, отправлялись на рыбные промыслы Мурманского берега, с которого они привозили в Архангельский порт рыбу, оленьи рога и шкуры морских зверей. Судно использовалось поморами Архангельской губернии вплоть до 20 века. 1. Рис. Изображение раньшины из книги чертежей и рисунков, составленных П. А. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. 1856. 2. Схема деталей коча, который был примером для строительства раньшины.
Судно Павозок
Па́возок это небольшое плоскодонное парусно-гребное судно, которое применяли на реках Русского Севера для перевозки грузов и при разгрузке судов на мелководье. В других российских регионах эту лодку также именовали как: "Па́узок", "Па́ужина", "Разгру́зок". В словаре В. Даля имеется такое определение: "Па́узок, па́возок м., па́ужина ж. - речное мелководное судно, для перегрузки клади с больших судов на мелководье; вообще небольшой дощаник. Па́узить товар, кладь, -ся, перегружать, по мелководью, на па́узки"...
2 года назад
Женщины - крестьянки на рыбалке
Начиная с 18 века мужчины на Русском Севере всё меньше принимали участие в домашних хозяйственных делах. Петровские реформы забрали основную часть мужского населения в армию, на строительство флота и Санкт-Петербурга, приписали к государевым заводам. Позже, в веке девятнадцатом, стали развиваться отхожие промыслы, мужчины стали уходить в большие города центральной России в поисках работы. Те кто оставался в регионе тоже дома не сидели. Поморы уходили на полгода и более в море на рыбные и зверобойные...