Лодка КАМЬЯ. Камья это разновидность лодок-долбленок в виде катамарана. Долбленки являются самыми древними из разнообразия судов. Выдолбленные из целого дерева каменными орудиями, они служили людям ещё в неолите. Самый древний челн-однодеревка обнаруженный археологами в 1955 году в деревне Пессе (Нидерланды) имеет возраст 6315±275 лет (Каноэ из Пессе). Долбленки однодеревки были распространены среди всех народов. На территории современной России обнаружено около 40 древних лодок, которые датируются от III тыс. до н.э. до XVIII в. н.э. Но и в поздние времена они имели широкое хождение вплоть до начала 20 века, хоть и уступали иным судам. В Российской империи долбленки, в зависимости от места строительства, носили разные названия: бот, батник или ботник (Волог., Перм. и Влад-я губернии); буса, чолн, плавник (на р. Днепр); ветка (на р. Енисей и северо-востоке); долбанец (Псков. губ.); древо (Смол. губ.); дубас (Волог., Твер., Ворон. губернии); дубица (Витеб. губ.); дубок, дуб (в южных губерниях); камья, комей (Пск. губ.); ковяга (Витебская); комяга (южные и восточные губернии); облас (Сургутский край Тобольской губ.); осинка (Зимний и Мезенский берега Арханг. губ.); стружка (Арханг. губ.); стружок (на р. Сухоне и Ангаре); челнок (Пск. губ.); оморочка (Дальний Восток) и др. Этимология слова не до конца изучена. Предполагают, что слово камья восходит к комье/комель - основание дерева (В.И. Даль) или к тюрскому слову "кеме" - лодка (М. Фасмер). Лодки "камья", "комяга", "корытки" или "близнецы" - состоят из двух одинаковых челнов соединенных вместе. В давние времена челны сшивали вицами или скрепляли деревянными шестами по корме и носу (в наше время скрепляют гайками). По месту сшива кидали доску, хотя в некоторых регионах доска находилась на корме поперек челнов. Гребец, сидя на доске, управлял лодкой одним однолопастным или двулопастным веслом. В зависимости от назначения, камьи имели разный размер: от малого примерно около 2 м, до большого, из которого делали например речные паромы. У грузовой разновидности камьи на носу устанавливали платформу из досок. Особенностью долбленки-катамарана в отличие от большинства челнов-однодеревок было то, что лодку просто выдалбливали топором и долотом из осины, а борта не разводили в стороны над огнем. Порой выдолбленный канал был немногим больше ширины подошвы сапога гребца. От этого узкие камьи были неповоротливыми и неустойчивыми на воде. Часто случалось опрокидывание лодки с трагическим концом. Из-за неустойчивости долбленки получили называние душегубки. Но несмотря на это, простота изготовления камьи, ведь её можно было сделать на берегу любой лесной реки, озерной протоки или лесного озера, заставляла крестьян долгие столетия использовать этот вид водного транспорта. Камьи, при умении пользоваться топором и долотом, можно было изготовить самостоятельно. Однако, в 19 веке появился целый промысел по изготовлению лодок долбленок. Промысел был семейным. Долбленки изготовляли весной из осины шириной не менее 50 см. Для изготовления применяли плотницкий инструмент: топор, тесло, долото и скобели. Изготовлением (лодки шили) занимались в основном мужчины и делали это только на заказ. Согласно Далю, строителя камьи/комяги называли комяжником: "Комяжник, лесной житель, промышляющий выделкою комяг и тому подобных грубых изделий" (Толковый словарь Даля). В наше время увидеть камью довольно сложно. Кроме музев, они сохранились в местах, где еще столетие назад камьи были основным видом речного и озерного транспорта. В этих регионах местное население и в наши дни традиционно продолжает ими пользоваться. Однако, таких мест совсем немного. Фото камьи из музеев: 1. г. Каргополь Архангельская область. 2. Музей «Традиционные лодки Белозерского края», г. Белозерск Вологодская область. 3. г. Старица Тверская область. 4 -5 Музей "Костромская слобода" г. Кострома. 6. г. Переславль-Залесский. Музей-усадьба "Ботик Петра I".
9 месяцев назад