Роль «Одинокий ребенок», «потерянный ребенок». Поведение: с раннего детства уходит от скандалов в семье в мир своих фантазий, книг, игрушек, вымышленных друзей. Может часами тихо играть в своем уголке. Спокоен, очень редко капризничает (хотя часто поступает по-своему), застенчив, может «дичиться» сверстников и взрослых, склонен к уединению. Для семьи служит эмоциональным подкреплением, поскольку является единственным ее членом, не создающим никаких внешних проблем. Характер: У такого ребенка очень низкая самооценка - вплоть до ненависти к себе. Характерно чувство отверженности, одиночества. Он испытывает сильное чувство вины, страх, неуверенность в себе. Все эти проблемы ребенок часто пытается компенсировать ранним развитием детской сексуальности (часто поначалу не осознаваемой как сексуальность, а позже перерастающую в сексуальную озабоченность, компульсивную мастурбацию, сексуальную зависимость, сексуальные девиации). Характерны часты ранние браки (а у девочек - и ранние беременности), либо - напротив, приводит к тому, что они на всю жизнь остаются холостыми, незамужними. Если они вступают в брак, то это нередко брак с потенциальным алкоголиком или наркоманом, и такие браки, как правило, недолговечны. Как и «семейный герой», «потерянный ребенок» характеризуется гиперответственностью (особенно во взрослом возрасте), то есть, стремлением принимать на себя ответственность за других людей, неосознанно пытаясь таким способом уйти от ответственности за решение своих собственных проблем. Во взрослом возрасте часто остаются очень чувствительными, сентиментальными, склонными к романтическим мечтаниям и фантазиям, к уходу от реального мира в мир своих грез и представлений. У такого человека могут очень рано проявиться стрессогенные болезни, сексуальные дисфункции. Нередко случаются и расстройства неврозоподобного или даже психотического типа. Для человека, игравшего эту роль, проявления слабости служат спасением от жестокости мира и людей, окружающих его. #роль_ребенка_потерянный_одинокий
Ольга Гренадерская
15
подписчиков
Психолог. Работаю в направлениях: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), Арт-терапия, Телесно-ориентированная терапия, МАК.
Роль "Козел отпущения". Поведение: в этой роли ребенок часто несносный и неуправляемый. Чувствуя недостаток родительского внимания, стремится завоевать его чем угодно. Такое внимание получается привлечь лишь шалостями, непослушанием, дурными поступками, открытым бунтом. Привыкает вести себя так везде - дома, в школе, на улице. Для чего он это делает? Так, он пытается сместить фокус внимания с химически зависимого родителя на себя. А еще таким способом объединяет родителей – ведь они вынуждены как-то решать проблемы с его учебой и поведением. Родитель с алкогольной зависимостью может еще даже и обвинять этого ребенка, что он пьет из-за него, что вот столько с ним проблем. Характер: Часто может проявлять агрессию (вербально, а иногда и физически), которая у него является проявлением подавленного гнева. Характерны стойкое чувство вины, обиды, ощущение страдания, чувство одиночества, собственной неполноценности (последнее часто маскируется внешней бравадой). В других отношениях он часто инфантилен. В подростковом и более старшем возрасте привычка бунтовать может выразиться в употреблении алкоголя или наркотиков, чему немало способствует и привычный круг общения. Он часто остается бунтарем и во взрослом возрасте. Создавая собственную семью, такой человек часто женится или выходит замуж «по большой любви», но её хватает ненадолго и эти браки редко бывают удачными, потому что в них он пытается найти жалость, понимание, сочувствие, но не настоящую любовь. Он как бы стремится найти себе «маму», а не равного партнера в браке. Очень высока вероятность развития у такого человека химической зависимости - алкоголизма или наркомании. #роль_ребенка_козел_отпущения
Роль «Гордость семьи», «семейный герой». Такой ребенок - «свет в окошке» для родителей. Люди часто удивляются, как в такой неблагополучной семье мог появиться такой замечательный ребенок. Поведение: в семье он принимает на себя функции родителей, неся на себе всю ответственность за то, с чем они не справляются (готовит еду для младших детей, забирает их из детского сада, часто он самостоятельно ведет хозяйство, делая практически все повседневные закупки и самостоятельно рассчитывая деньги на них). Ему очень свойственно играть в семье роль миротворца, посредника между ссорящимися родителями. Как правило такой ребенок хорошо учится в школе, занимается спортом, музыкой, иностранными языками, участвует во всевозможных кружках и секциях. Усерден и прилежен, им довольны абсолютно все: родители, учителя, сверстники. Его успехи служат как бы оправданием для семьи, дают семье возможность обрести ценность в собственных глазах. Внешние проявления: отличается высокой самодисциплиной, всегда аккуратен и подтянут, «в хорошей форме». Поступает всегда «правильно». Привык не показывать своих истинных чувств, хотя обычно внутри у него бушуют тщательно сдерживаемые эмоции, иногда прорывающиеся наружу. Характерны: чувства растерянности, стыда, собственной неполноценности, одиночества. Также часты подавляемый гнев, страх, обида, низкая самооценка вплоть до ненависти к себе. Став взрослым часто превращается в «трудоголика», то есть, прячется от решения собственных личностных проблем, с головой уходя в работу. Обычно гиперответственен, то есть, принимает на себя ответственность о проблемах других людей в подсознательных попытках уйти, тем самым, от ответственности за решение проблем собственных. Стремится заботиться о других, чтобы чувствовать себя «нужным», сильным и уверенным, сам же помощи от других не принимает. Часто рано отделяется от семьи, сохраняя с ней лишь формальные контакты, или полностью разрывая отношения с родственниками. #роль_ребенка_семейный_герой
Особенности детей из дисфункциональных семей. Одна из особенностей дисфункциональной семьи - негибкость, жёстко закреплённые роли у её членов. Хочу затронуть тему о семьях с зависимым партнёром. Он/она - главный персонаж, перетягивает на себя внимание и ресурсы второго партнёра, и тогда детям как правило не хватает внимания. И такие дети, чтобы "выжить" и получить необходимые им в силу возраста родительскую любовь, внимание, заботу, играют очень разные роли. А потом приносят эти стратегии в свою взрослую жизнь. Даже если ребенок – уже давно взрослый, паттерны, усвоенные в детстве, продолжают влиять на его жизнь. А какие конкретно роли играют дети в дисфункциональных семьях разберём более подробнее в следующих постах. #особенности_детей_из_дисфункциональных_семей
Дисфункциональные и функциональные семьи. Дисфункциональная семья или неблагополучная семья — это такая семья, в которой на регулярной основе происходят конфликты, а зачастую присутствуют неисполнение родительских обязанностей и насилие над детьми, что заставляет остальных членов семьи приспосабливаться к этим действиям. В такой семье нет сплоченности, гибкости, иерархии, внешних и внутренних границ, часто отсутствует ролевая структура семьи. Функциональная семья – это такая семья, члены которой радуются совместности, в чем бы она ни выражалась, имеют общую картинку благоприятного будущего, имеют много общего разделенного опыта, имеют много информации друг о друге, могут достигать поставленных целей. ✅ В нормальных условиях власть в семье принадлежит супружеской паре (ни детям, ни маме, ни бабушке, ни мачехе и тд.). ✅ У каждого члена семьи есть ряд обязанностей (пример патологизированной роли - это передача ребенку ответственности взрослого или появление козла отпущения). ✅ В здоровых семьях роли динамичны: члены семьи взаимозаменяемы (если на родительском собрании не может присутствовать мама, идет папа). ✅ Важно соблюдение баланса между индивидуальными потребностями и потребностями других членов семьи. ✅ Важно также соответствие принятых ролей возможностям личности(например: 8-ми летнему ребенку не можем поручить составление финансовой сметы, но можем попросить убрать игрушки; мама 40-летнего сына не должна о нем заботиться, как о младенце). #дисфункциональные_и_функциональные_семьи
#повышение квалификации
Благодарю Международную школу арт-терапии за потрясающую арт-мастерскую "20+ практических инструментов для современного арт-терапевта". ✅ 10 докладов; ✅ 17 мастер-классов; ✅ 1 круглый стол. Всех 28 спикеров не удалось послушать, однако я безумно рада, что не пропустила выступление почётного члена "Российской арт-терапевтической ассоциации", автора более 50 арт-техник и более 270 научных публикаций по арт-терапии Людмилы Лебедевой 🤗. Для практикующих и интересующихся арт-терапией специалистов, есть возможность купить запись двух дней мастерской на сайте:https://artterapia.ru/masterskaya2025 #арт_терапия_мастерская
«Зависимость — порочный круг, попытки выбраться из которого не приводят к выходу», — пишет Альфрид Лэнгле. На протяжении всей демо-сессии Лэнгле демонстрирует важный для психолога навык «перефразирование». Не буду пошагово расписывать основные принципы работы с никотиновой зависимостью по экзистенциальному анализу, однако выделю некоторые важные аспекты, которые забираю себе в копилку: 1. Восстановление внутреннего согласия (принятие ответственности за свою жизнь и выборы). 2. Работа с мотивацией (какая была мотивация при попытках бросить курить ранее и какая мотивация сейчас). 3. Восстановление свободы и выбора (Я могу выбирать, даже если это трудно). 4. Контроль зависимости (делать процесс курения осознанным, отслеживать состояние своего тела; если на половине сигареты тело начинает говорить «нет» - останавливаемся, выбрасываем). 5. Поиск смысла и ценностей. 👉 Не все люди признают зависимость, но если они уже пришли к психологу и сидят в вашем кресле, как вы можете им помочь? Не спугнуть. Не лишить надежды. Подобрать верную стратегию помощи с учетом того, как реализуется эта предрасположенность, как влияет его окружение, а также собственные решения, которые человек принимает в своей жизни. #важные_аспекты_работа_с_зависимостями.
Прекрасные, милые девушки!!! 💖💖💖 Сияйте, светите, блистайте! 🌸🌸🌸И никогда и никому не позволяйте погасить ваш свет!🌟🌟🌟 С 8 марта! 🌹🌹🌹
🔥16 ПРИЗНАКОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (по Нэнси Мак-Вильямс, американский психотерапевт и психоаналитик) 1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. 2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить. 3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. 4. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых - одним словом, нездоровых отношениях. 5. Автономия. Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хочется. 6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. 7. Способность восстанавливаться после стресса (сила Эго) Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну не гибкую защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации. 8. Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. 9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. 10. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью. 11. Рефлексия. Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе. 12. Ментализация. Обладая этой способностью люди способны понять, что другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть. 13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.Уметь реагировать разными способами, применять эти механизмы. 14.Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения. 15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. 16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет. #16_признаков_психич_здоровья
Поговорим об отношениях двух "травматиков". Если оба партнёра травмированные и общаются друг с другом через проекции, например, когда нарушаются границы партнёра и он злится, а партнёрша контактирует не с партнером и его потребностью, а со своей проекцией властной, подавляющей мамы, то на прямую достучаться со своей потребностью, транслируя злость к партнёрше, не получится. Она попросту начнёт защищаться. Как следствие партнёр проживает обиду, неуважение и глубокое одиночество. Здесь становится невозможно договориться двум взрослым людям. 👉И тогда важно, чтобы партнёр осознал свою роль и перестал поддерживать проекцию партнёрши «уничтожающей» женщины - матери, отказался от попыток переделать партнёршу и достучаться до неё через злость, обиду и другие «негативные» эмоции. А спокойно объяснил почему ему невозможно дать ей то, что она хочет- покой и тихую гавань, так как его границы нарушены. И если партнёрша не предпринимает попыток выровнять баланс, то сделать это самому ради всех участников системы отношений. Это не про жертвенность, а про уважение к себе, партнёру и близким - перестать злиться, уйти до изменения обстоятельств (если границы очень сильно нарушены), перестать поддерживать процесс формирования напряжения в системе и перестать быть тем напряженным элементом дисфункциональной системы. Конечно очень важно при этом, чтобы оба партнёра были в терапии (личной и семейной). #отношения_травматиков
Опубликовано фото