Палехская миниатюра на светлом фоне! Палехская миниатюра на гальке! Трудно переоценить роль Ивана Голикова в поиске и обретении нового пути для бывших иконописцев. Недаром его называли «вождем» в новом искусстве. После запрета религии в первые годы советской власти Голиков, обучавшийся не только в иконописной мастерской Палеха, но уже и в знаменитой академии Штиглица, нашел выход, сумев обобщить опыт древнерусского и европейского искусства, западных и восточных лаков, народной самобытности и переложить всё это на язык лаковой миниатюры. Новое искусство захватило художников. Пока не было налажено собственное изготовление полуфабриката из папье-маше, Голиков и его товарищи продолжали творить на совершенно различных материалах. Вот, на светлом фоне портсигара из капа Голиков создает образ нового святого, труженика-косаря, достигающий силы многозначного вневременного обобщения. А вот на простой неровной речной гальке – Союз рабочего и крестьянина – символ-лозунг актуального времени, где союз показан в разрываемой динамике крестьянина и рабочего как бы распятых на красной звезде в окружении солдата и матроса. Голиковскую манеру отличает виртуозность техники письма, композиционные шедевры, красота и изыск колористических решений, живые, подвижные, вибрирующие плави, созвучные мыслям и чувствам мастера.
7 месяцев назад