Найти в Дзене
Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха

Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха

5 декабря 2024 года исполнилось 100 лет со дня создания палехской лаковой миниатюрной живописи, принесшей старинному иконописному центру всемирное признание.
подборка · 6 материалов
Палехская миниатюра на светлом фоне! Палехская миниатюра на гальке! Трудно переоценить роль Ивана Голикова в поиске и обретении нового пути для бывших иконописцев. Недаром его называли «вождем» в новом искусстве. После запрета религии в первые годы советской власти Голиков, обучавшийся не только в иконописной мастерской Палеха, но уже и в знаменитой академии Штиглица, нашел выход, сумев обобщить опыт древнерусского и европейского искусства, западных и восточных лаков, народной самобытности и переложить всё это на язык лаковой миниатюры. Новое искусство захватило художников. Пока не было налажено собственное изготовление полуфабриката из папье-маше, Голиков и его товарищи продолжали творить на совершенно различных материалах. Вот, на светлом фоне портсигара из капа Голиков создает образ нового святого, труженика-косаря, достигающий силы многозначного вневременного обобщения. А вот на простой неровной речной гальке – Союз рабочего и крестьянина – символ-лозунг актуального времени, где союз показан в разрываемой динамике крестьянина и рабочего как бы распятых на красной звезде в окружении солдата и матроса. Голиковскую манеру отличает виртуозность техники письма, композиционные шедевры, красота и изыск колористических решений, живые, подвижные, вибрирующие плави, созвучные мыслям и чувствам мастера.
Палех не работал ни с жанром натюрморта, ни с материалами, ни с фактурой – этим занималось Федоскино. Глядя на работы Юрия Петрова, сложно поверить, что и они – тоже Палех. Черная «лаковая» шкатулка «Красная Смородина» – это сложная игра с матовой и глянцевой поверхностями, где мастер, прописывает ягоды ярко, как «настоящие», делает их выступающими на фоне фактуры вянущего листа. Сложнейший «Сахар», где Петров вместе с федоскинским мастером Владимиром Калиным создает просто буйство фактур – это почти на пальцах ощутимая ткань прохудившегося мешка или на вкус сластящие кубики рафинада. И как четко эта «обманка» переходит в художественный образ – летящие на черном фоне куски и крошки сахара, которые похожи то ли на созвездия, то ли на снег, то ли на всполохи памяти. Так, обогащаясь друг другом, сближаются Федоскино и Палех. Последний наполняется эстетикой лака и фактур, а Федоскино – палехской эмоциональностью и содержательностью. На конкурсе лаковой миниатюры в Японии мастера, которые почти никогда не признают чужих достижений, работы Петрова оценили высоко. До встречи в Музее! Делегатская, 3
На выставке «Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха» вы увидите известные работы бывшего иконописца, фрескиста Ивана Маркичева. Например, шкатулка «Жнитво», созданная в 1931 году. Иван Васильевич смог невероятно органично перенести масштабность монументальных образов в миниатюру. «Жнитво» звучит торжественно на фоне «поющих» золотых колосьев пшеницы. Три жницы священнодействуют, участвуя в сакральном ритуале. Если присмотреться, то истоки всех трех фигур можно с легкостью найти в традиционном иконописном письме – склоненные ученики, падающие при виде Фаворского света, легко идущая центральная фигура, окруженная колосьями, напоминающими то ли упавшие гробовые пелены, то ли выход из подземного мрака на свет. Эта работа очень хорошо показывает не просто, как переосмыслялись элементы иконы, преображаясь в язык новой «визуальности», способный мощно, эмоционально передавать любые земные сцены, но и то, как палехское искусство поднимает любую земную сцену на огромную высоту, вновь преображая земной быт в Песнь Песней. 14 января в 12:00 в рамках выставки «Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха» пройдет круглый стол, посвященный развитию лаковой живописи в нашей стране. Вход свободный по предварительной регистрации. До встречи в Музее! Делегатская, 3.
На выставке «Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха» представлена пластина «Битва» Ивана Голикова. Битва – одна из важнейших тем Голикова. Удивительно тонко чувствующий художник, он видел в буре и не покое битв – отражение своей эпохи. При этом Палех не терпит прямого столкновения, реалистичного изображения событий. Палехское письмо все так же условно, нереалистично, как и породившая его иконопись. Тело каждого воина и животного как будто бы наполнено ощутимой эмоцией, жаром, дыханием, а вот движения – словно в замедленной съемке, они гармонизированы друг с другом в выразительном единстве, которое довлеет над деталями. Каждая битва у Ивана Голикова неповторима по своему звучанию и композиции. Каждая – метафизическая сущность. Данная работа созвучна и блоковскому «вечному бою» и лермонтовскому «смешались вместе кони, люди». Этот беспощадный бой, в жестокой схватке, цветной волной подхваченный до небес. Это метафизическая битва, в которой постоянно решается судьба России. Выставка открыта до 21 января!
Блокноты с символикой гербов СССР и союзных республик – заказ, полученный художниками Палеха к 10-летию Октябрьской революции. Большинство оформляли лаковый блокнот строго гербами, и только Иван Голиков, родоначальник нового палехского искусства, новатор, обнаруживший огромную силу языка иконописи для передачи любого сюжета земной жизни, внес в работу свое ощущение времени. Голиков создал не только герб, он расписал блокнот фантастическими орнаментами и сценами, веря, что всех на земле теперь ждет счастливая и сказочная жизнь. Под гербом Иван Иванович написал нежную парочку. Эти двое среди прекрасных цветов объединены общим переживанием музыки, которую исполняет на мандолине юноша. Музыка, скорее всего, тревожная, так как оба явно глубоко печальны, предчувствуя те испытания, которые им еще предстоит пережить на пути к счастью. Увидеть блокнот «Герб СССР» и другие работы Ивана Голикова вы сможете на выставке «Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха» до 21 января.
На выставке «Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха» представлено большое количество работ Ивана Голикова. Среди них – произведение «Адам в Раю». На пластине изображен Адам, повернувшись к светилу, который знакомится с этим прекрасным и ошеломляющим миром, подаренного ему Всевышним. Мы видим Адама только со спины и не знаем его чувств, но фантастическое солнце своими щедрыми, всеобъемлющими и живительными лучами заставляет дышать, светиться все вокруг. Даже звери и птицы замерли в благоговейном восторге. Миниатюра написана двумя оттенками золота, эта градация как зарождающееся дыхание, неповторимый миг чуда. После революции и запрета на занятие иконописью, объявленной «опиумом для народа», бывшие иконописцы остались не у дел. Каждый искал для себя новое занятие. Иван Голиков удачно сотрудничал во «Всеобуче», успешно реализовал себя как художник – декоратор в театрах Шуи, Иваново-Вознесенска и Кинешмы. Эти декорации пользовались огромным успехом у зрителя. Его свояк Александр Глазунов – хозяин московской иконописной мастерской и сам иконописец, зная исключительную одаренность своего родственника, пригласил его побродить по московским музеям и найти подсказку, где искать свой путь. В Кустарном музее Иван Голиков увидел лукутинские шкатулки и решил попробовать создать палехскую миниатюру, опираясь на другую художественную систему. Первый опыт превзошел все ожидания. Сотрудники Кустарного музея, которые до этого не желали даже разговаривать с бывшими иконописцами, тут же выдали полуфабрикат, а эту работу закупили. Было видно, что рождается что-то новое, раннее не известное и чрезвычайно талантливое.