Это я :)
Культуролог Георгий Цеплаков
2740
подписчиков
🚀Эксперт и спикер в сфере культуры и креативных индустрий. Кандидат философских наук. …
«Мастер и Маргарита» как трагедия: почему эта версия заслуживает внимания?
Однажды я уже писал о том, что уважительных к роману и позиции М. А. Булгакова трактовок существует две. Это оптимистическая и трагедийная традиции прочтения романа, в зависимости от того, как читатели относятся к финалу произведения.
Если вы считаете, что у Мастера с Маргаритой в Эпилоге окончилось всё хорошо, то вы относитесь к оптимистической традиции прочтения. Если вы уверены, что герои больше потеряли, чем приобрели, тогда вы воспринимаете роман как трагическое произведение. Зачем вообще...
Тайна имени Мастера в "Мастер и Маргарита" — раскрыта? У главного героя романа Булгакова нет ни имени, ни фамилии. Или… всё же есть? Почему автор намеренно скрывает его личность? Что, если имя спрятано в самом тексте — и его можно вычислить? Я провёл детальный анализ и нашёл ответ. Пока что — эксклюзивно для Попечителей культуры. Хотите узнать гипотезу? Жмите по ссылке ниже! Если любите "Мастера и Маргариту" — не пропустите мою открытую лекцию о романе: dzen.ru/...cd5
Чем авторская волшебная сказка отличается от фэнтези и почему это важно?
Обсуждали недавно в прямом эфире вышедший накануне сериал «Этерна». Прямо в эфире проявилась неожиданная для меня проблема: оказывается, не все различают жанр авторской художественной сказки в литературе и кино от жанра фэнтези.
Если кому интересно, речь идёт об этом обсуждении: В прямом эфире по разным причинам я не смог внятно проговорить различия между жанрами. Однако сейчас намерен это сделать, поскольку позднее, в комментариях в некоторых социальных сетях дискуссия была продолжена с другими профессионалами...
Обман Иешуа: Почему Га-Ноцри лжёт Пилату о Левии Матвее?
Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» есть момент, который раскрывает Иешуа Га-Ноцри немного с неожиданной стороны. Этот герой романа, наивный и добрый, беседуя с Пилатом, вдруг открещивается от записей своего спутника Левия Матвея: – Нет, нет, игемон, – весь напрягаясь в желании убедить, заговорил арестованный, – ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал...
Почему виноград в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» – не просто ягода
Всем бодрого дня! Поговорим о Булгакове. Точнее, об одном образе в романе «Мастер и Маргарита». В самом конце 32 главы романа Маргарита произносит в своём финальном монологе всем известные слова: – Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом...
Поэзия и актёры: предательство или союз? Разбираем спорное исполнение стихов
Сначала в этом выпуске хочу поблагодарить всех, кто следит за рубрикой, читает мои материалы, делает репосты и оставляет комментарии. Ваша обратная связь для меня чрезвычайно важна — даже если наши оценки не совпадают, мы вводим в повестку дня важные темы. Одна из них, стихийно возникшая в последних публикациях — возвращение поэзии в общественное пространство. Да, настоящая поэзия всегда будет уделом немногих. Да, стихи пишутся и воспринимаются в одиночестве — поэзия самый интимный вид искусства...
«Мастер и Маргарита»: 10 лет исследований, загадки и секретные материалы
Десять лет я погружаюсь в текст «Мастера и Маргариты» — и до сих пор нахожу в нём новые смыслы. На этом канале я делюсь своими и чужими находками: вот [ссылка на основные публикации]. Но самое интересное — впереди. Каждое воскресенье я буду публиковать авторские разборы, раскрывающие тайны романа. Например: Эти и другие темы — в закрытой рубрике для подписчиков Премиума...
Русский поэт вместо мафиози: Юра Борисов в главной роли – Голливуд меняет правила?
Новость, которая заставила кинолюбителей задуматься: номинант на «Оскар» Юра Борисов получил главную роль в голливудской романтической драме «Деннис» от студии A24.
Его партнёршей станет восходящая звезда Элисон Оливер, известная по скандальному хиту «Солтберн». Сюжет (ну, разумеется!) перенесёт зрителей в Москву 90-х — где британская студентка (Оливер) влюбляется в русского поэта. Его-то и сыграет Борисов. Режиссёрский дебют актрисы Эмили Мортимер («Остров проклятых», «Нотинг Хилл») обещает яркую...
Чистая поэзия vs псевдоискусство: как британский философ разрешил вековой спор
Давным-давно в спорах о том, какой должна быть поэзия — свободной от социального, юмористического или прикладного влияния или же открытой всем ветрам культуры, — страсти кипят нешуточные. Если доводить всё до крайностей, то одни требуют «чистого» искусства, другие видят в таком подходе снобизм. Но, возможно, ответ уже давно найден — и лежит, например, в работах английского философа Робина Джорджа Коллингвуда (1889 – 1943). В этой статье предлагаю не изобретать велосипед, а подтянуть матчасть. В...
Кино по чьим правилам? Кто решает, каким будет российское кино, и почему зритель всё равно смотрит? (подкаст внутри)
+ Почему российское кино не как Голливуд? + Есть ли спрос на российское кино? + Кто определяет тренды в российском кинематографе? + За что критикуют современное российское кино? + Какое кино хочет видеть российский зритель? + Государство и кино: кто заказывает контент? + Почему зрители смотрят российские фильмы? + Будущее российского кинематографа + Кто на самом деле «заказывает музыку» в российском кино и за...
От Гомера до Долгаревой: как поэзия пережила все попытки «очистить» её от жизни?
Моё высказывание об изгнании поэзии из синтетических искусств — кино, театра, музыки — вновь подняло извечный вопрос: что считать настоящей поэзией? Спасибо всем, кто поддержал эту важную полемику онлайн и офлайн. Было интересно. Поэтому продолжим тему. Существует устойчивое мнение и давний миф о разделении искусства на «подлинное» (высокое, аутентичное, свободное, особое, близкое) и «неподлинное» (утилитарное, прикладное, обслуживающее толпу, на заказ). Настоящий поэт не обслуживает вкусы публики, но творит для себя, для своих, для Бога (нужное подчеркнуть)...
Поэзия на вылет: исчезновение стихов из кино, театра и музыки разрушает культурный код?
В последние десятилетия поэзия стремительно уходит из смежных искусств, превращаясь в узкоспециализированный жанр для избранных. С чем связана и чем грозит эта потеря? Множество примеров этого можно почерпнуть в позднесоветской культуре. Поэзия существовала в ней и сама по себе, и как естественная часть синтеза других искусств. Кино не боялось длинных поэтических вставок — вспомним «Маленькие трагедии» или «Собаку на сене», где стихи занимали значительное экранное время. Музыкальные комедии Гайдая...