«Что хотел сказать автор?» — глупый вопрос? Культуролог взорвал тему критики
Лекции и статьи по литературе
Лекции и статьи по русской и зарубежной литературе, литературоведческие разборы и литературная критика
подборка · 41 материал
Чем авторская волшебная сказка отличается от фэнтези и почему это важно?
Обсуждали недавно в прямом эфире вышедший накануне сериал «Этерна». Прямо в эфире проявилась неожиданная для меня проблема: оказывается, не все различают жанр авторской художественной сказки в литературе и кино от жанра фэнтези.
Если кому интересно, речь идёт об этом обсуждении: В прямом эфире по разным причинам я не смог внятно проговорить различия между жанрами. Однако сейчас намерен это сделать, поскольку позднее, в комментариях в некоторых социальных сетях дискуссия была продолжена с другими профессионалами...
Поэзия и актёры: предательство или союз? Разбираем спорное исполнение стихов
Сначала в этом выпуске хочу поблагодарить всех, кто следит за рубрикой, читает мои материалы, делает репосты и оставляет комментарии. Ваша обратная связь для меня чрезвычайно важна — даже если наши оценки не совпадают, мы вводим в повестку дня важные темы. Одна из них, стихийно возникшая в последних публикациях — возвращение поэзии в общественное пространство. Да, настоящая поэзия всегда будет уделом немногих. Да, стихи пишутся и воспринимаются в одиночестве — поэзия самый интимный вид искусства...
Чистая поэзия vs псевдоискусство: как британский философ разрешил вековой спор
Давным-давно в спорах о том, какой должна быть поэзия — свободной от социального, юмористического или прикладного влияния или же открытой всем ветрам культуры, — страсти кипят нешуточные. Если доводить всё до крайностей, то одни требуют «чистого» искусства, другие видят в таком подходе снобизм. Но, возможно, ответ уже давно найден — и лежит, например, в работах английского философа Робина Джорджа Коллингвуда (1889 – 1943). В этой статье предлагаю не изобретать велосипед, а подтянуть матчасть. В...
От Гомера до Долгаревой: как поэзия пережила все попытки «очистить» её от жизни?
Моё высказывание об изгнании поэзии из синтетических искусств — кино, театра, музыки — вновь подняло извечный вопрос: что считать настоящей поэзией? Спасибо всем, кто поддержал эту важную полемику онлайн и офлайн. Было интересно. Поэтому продолжим тему. Существует устойчивое мнение и давний миф о разделении искусства на «подлинное» (высокое, аутентичное, свободное, особое, близкое) и «неподлинное» (утилитарное, прикладное, обслуживающее толпу, на заказ). Настоящий поэт не обслуживает вкусы публики, но творит для себя, для своих, для Бога (нужное подчеркнуть)...
Поэзия на вылет: исчезновение стихов из кино, театра и музыки разрушает культурный код?
В последние десятилетия поэзия стремительно уходит из смежных искусств, превращаясь в узкоспециализированный жанр для избранных. С чем связана и чем грозит эта потеря? Множество примеров этого можно почерпнуть в позднесоветской культуре. Поэзия существовала в ней и сама по себе, и как естественная часть синтеза других искусств. Кино не боялось длинных поэтических вставок — вспомним «Маленькие трагедии» или «Собаку на сене», где стихи занимали значительное экранное время. Музыкальные комедии Гайдая...