Опытная самоходная артиллерийская установка 2С27 «Риф», проект гаубицы-амфибии калибра 152 мм, разработанный в середине 70-х годов ХХ века на базе унифицированного гусеничного шасси усилиями конструкторов Харьковского тракторного завода и свердловского ОКБ-9. Главной задачей проекта было обеспечение десантных войск артсистемой, сочетающей огневую мощь тяжёлых калибров с маневренностью и способностью пересекать водные преграды без помощи мостов или буксиров. Несмотря на то, что «Риф» не пошёл в серию, заложенные в него технические решения по интеграции мощного орудия на лёгкое шасси оказали влияние на дальнейшее развитие артиллерийского вооружения.
История создания
История разработок новой САУ связана с перевооружением Советской армии в середине 70-х годов — в это время целый ряд боевых машин, уже поступивших на боевую службу, признали не совсем отвечающим требованиям современных боевых операций. На вооружении Советской Армии уже находились надёжные САУ — полковая 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика» и дивизионная 152-мм гаубица 2С3 «Акация». Однако опыт локальных боевых конфликтов и прошедшие ранее масштабные учения «Двина» показали, что существующие артсистемы имеют ряд ограничений. «Гвоздика» имела отличную проходимость и плавучесть, но мощи 122-мм снаряда было недостаточно для разрушения долговременных оборонительных сооружений. «Акация», в свою очередь, обладала достаточной мощью, но баллистика, унаследованная от буксируемой гаубицы Д-20, уже не обеспечивала требуемой дальности стрельбы для контрбатарейной борьбы с новыми натовскими системами. Кроме того, «Акация» не могла плавать, что ограничивало ее применение в передовых эшелонах десанта. Да, в учениях, согласно некоторым данным эти две машины участвовать могли, несмотря на то, что их приняли на вооружение Советской армии чуть позже.
Тем не менее, к 1974 году эти артиллерийские системы считались устаревшими (несмотря на то, что их, в модифицированном варианте используют и сегодня) и военным потребовалась новая САУ со 152-мм орудием. И именно под этим «соусом» была инициирована научно-исследовательская работа, получившая обозначение «Вика» — в ходе этих работ конструкторы хотели установить артиллерийскую часть от 2С3 «Акация» на удлинённое шасси многоцелевого тягача МТ-ЛБ или схожих моделей. Это был, на самом деле, эксперимент, в ходе которого инженеры хотели проверить — есть ли возможность вести огонь из 152-мм гаубицы с лёгкой платформы, масса которой не превышала бы 20 тонн. Созданный в рамках этих НИОКР прототип показал — создать такую машину вполне реально, однако военные сразу изменили техническое задание. По новым требованиям военные хотели, чтобы дальность стрельбы из этого орудия должна была превышать дальность выстрела «Акации» и приближаться к характеристикам орудия 2А36 «Гиацинт-Б». Именно это требование дало старт ОКР по проекту «Риф» — заказчиком выступало уже ГРАУ СССР, присвоившее теме индекс 2С27. Главным исполнителем по шасси назначили Харьковский тракторный завод (ХТЗ), который к тому времени можно было назвать лидером в сфере создания лёгкой гусеничной техники и специальных шасси для специализированных машин. Разработка артиллерийской части была поручена свердловскому ОКБ-9, возглавляемому Владимиру Алексеевичу Голубеву, который создал большинство советских артиллерийских систем послевоенного периода.
В середине 1980-х годов работа над проектом вступила в активную фазу — инженерами ХТЗ предстояло адаптировать перспективное унифицированное шасси «Планер» под монтаж тяжёлой артиллерийской системы. «Планер» разрабатывали как замену МТ-ЛБ с увеличенной грузоподъёмностью, большим объёмом корпуса и улучшенной динамикой на воде. Одновременно с этим, в Свердловске группа конструкторов под руководством Голубева работала над созданием обновлённой гаубицы, получившей индекс 2А37. За основу нового орудия взяли баллистику и конструкция верхнего станка 152-мм пушки 2А37 от самоходной установки 2С5 «Гиацинт-С». Выбор донора не был случайным — «Гиацинт» имел огромную дальность стрельбы — до 33 километров, при этом обладал и мощной отдачей, которое и стало главной проблемой для инженеров — колоссальная энергия отдачи могла повредить или даже перевернуть лёгкое шасси. Работы по созданию шасси, артиллерийской части и их объединению в цельный комплекс, шли до середины 80-х годов ХХ века, когда удалось создать годный прототип, конструкторы передали машину для полигонных испытаний — было это примерно в 1988-1989 годах. Испытания проводились на полигонах, где проверяли не только точность и дальность стрельбы, но и способность САУ вести огонь на плаву — уникальное свойство для САУ такого калибра. По итогам стрельб подтвердилась верность расчётов конструкторов — развитый дульный тормоз и удлинённый откат позволили снизить нагрузку на корпус до нужных значений.
Однако завершить программу испытаний не удалось — виной тому стал развал Советского союза, что автоматически разорвало связи между свердловским и харьковским КБ. Этот развал связей и стал точкой в разработке машины — у Российской Федерации осталось орудие, но не осталось шасси для него, у Украины осталось шасси, но с единственным орудием. Конструкторы из ХТЗ попытались доработать САУ в сотрудничестве с киевским КБ «Артиллерийское вооружение», но из-за отсутствия возможности выпускать шасси и прочих экономических трудностей, акцент в работах сместился на отехнологичивание самой пушки и созданию серийного варианта буксируемого орудия, известного под обозначением КБА-27. Сама же самоходная установка 2С27 осталась в статусе опытного изделия, а единственный опытный образец был разобран на металл.
Описание конструкции
Конструкция 2С27 «Риф» — это сложное сочетание технологий лёгких танков и тяжёлой артиллерии. В ходе работ по программе, инженерам удалось решить противоречивую задачу — обеспечить амфибийные качества машине, которые требуют большого водоизмещения и тонкой брони, и вместе с этим обеспечить жесткость конструкции, необходимую для точной стрельбы из мощного орудия. Решение нашли в использовании новой компоновочной схемы и специальных марок стали.
Бронированный корпус и башня
Основой самоходной установки служит гусеничное шасси «Планер», его корпус сварен из листов катаной броневой стали, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина бронирования сильно различается — лобовая часть защищает экипаж и внутренние части САУ от крупнокалиберных пулемётов и осколков снарядов, когда борта и корма обеспечивают защиту от стрелкового оружия пехотного калибра. Главной особенностью корпуса 2С27 «Риф» является герметичность и форма, оптимизированная для движения по воде. Внутренняя часть САУ разделена, по образу и подобию предыдущих машин, на три части — в передней части находится отделение управления, где размещено рабочее место мехвода. По правую руку от него размещено моторно-трансмиссионное отделение, смещённое к центру и вправо, что позволило выровнять развесовку машины и создать проход из отделения управления в боевое отделение, что важно для эвакуации экипажа.
Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса — на крыше установлена массивная поворотная турель с установленным на ней орудием. Турель не была прикрыта никаким щитом, а значит, расчёт не был прикрыт во время «боевой работы». На марше экипаж размещался в корпусе, по левой его стороне, в довольно стеснённых условиях. Справа от них расположили укладку снарядов и механизм их подачи, предназначенный для ускорения заряжания орудия. На крыше корпуса также прорезаны люки для командира и наводчика, а также отверстия для удаления пороховых газов. В корме башни предусмотрен люк для выброса гильз и загрузки боеприпасов при стрельбе прямо с грунта. Конструкция корпуса предусматривает наличие водоотражательного щитка в носовой части, поднимаемый перед входом в воду и предотвращающий залив приборов наблюдения мехвода. Днище дополнительно усилено продольными и поперечными ребрами жесткости, позволяющими выдерживать динамические нагрузки при выстреле, когда днище может касаться грунта при осадке машины на подвеске.
Вооружение
Основным вооружением 2С27 «Риф» является 152-мм нарезная гаубица 2А37, ранее устанавливаемая на САУ 2С5 «Гиацинт-С». Ствол орудия представляет собой цельную трубу с навинтным казенником. Длина ствола составляет 47 калибров, обеспечивая высокую скорость снаряда. Ключевым элементом орудия был развитый дульный тормоз. На 2А37 установлен многокамерный щелевой дульный тормоз с высокой эффективностью, поглощающий до 50 процентов энергии отката — необходимое решение для лёгкой машины, ибо без него отдача от выстрела с полным зарядом может привести к поломке или опрокидыванию машины, а также поломке погона турели. Затвор гаубицы — клиновой, полуавтоматический, обеспечивающий надёжную работу и удобство заряжания в стеснённых условиях боевого отделения. Орудие 2А37 оснастили гидропневматическими противооткатными устройствами — тормозом отката и накатником, конструкция которых оптимизирована для плавного торможения отката возврата ствола в исходное положение при любых углах возвышения. Механизмы наведения имеют как ручной, так и электрический привод, позволяя наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне от —4 до +60°.
Боекомплект для гаубицы 2А37 состоит из выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Номенклатура боеприпасов унифицирована с другими 152-мм артсистемами, разработанными в СССР (Д-20, 2С3, 2А65) — основным типом снарядов является осколочно-фугасный снаряд ОФ-540, предназначенный для поражения живой силы и укреплений. Помимо него, в боекомплект могут быть включены активно-реактивные снаряды, способные бить по цели на дистанции до 30 км и более, что превосходит возможности всех старых систем. Кроме того, гаубица может стрелять корректируемыми снарядами «Краснополь» с лазерным наведением, что превращает гаубицу в высокоточное оружие.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Подвижность машины обеспечивается дизельным V-8 мощностью от 235 до 330 лошадок под маркой ЯМЗ-238 — в разных модификациях шасси «Планер» были использованы разные версии двигателя с жидкостным охлаждением и прямым впрыском топлива — он обладал высокой надёжностью, ремонтопригодностью и унификацией с широким парком армейской автомобильной и гусеничной техники. Двигатель расположен продольно в моторном отсеке и объединён в единый блок с механической, двухпоточной трансмиссией. Она обеспечивает передачу крутящего момента прямо на ведущие колёса и позволяет машине поворачивать на любой скорости, а также разворот машины на месте. Главный фрикцион — сухого трения, многодисковый. Коробка передач обеспечивает шесть скоростей движения вперёд и одну скорость назад, а одной из главных особенностей трансмиссии является функция отбора мощности на водометные движители (или на перемотку гусениц для плава в данном случае), обеспечивая машине амфибийные свойства.
Ходовая часть 2С27 разработана специально для повышения проходимости по грунтам с низкой несущей способностью (болото, снег, песок). Применительно к одному борту, она состоит из семи опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения спереди и ведущего колеса в кормовой части. Опорные катки машины отливались из алюминиевого сплава или штампованной стали с резиновыми бандажами для снижения шума и вибрации. Подвеска «Рифа» —индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах подвески, что гасит колебания корпуса при стрельбе и движении по пересечённой местности. Гусеничный движитель собран из мелких траков с открытым металлическим шарниром или резинометаллическим шарниром в поздних модификациях. Ширина траков выбрана так, чтобы обеспечить низкое удельное давление на грунт не более 0,5 кг/см², не позволяя машине вязнуть в глубоком снегу и болотистой местности. Для движения по воде используются гидродинамические кожухи, формирующие поток воды от перематывания гусениц, что позволяет развивать на плаву скорость до 5–6 км/ч.
Приборы наблюдения и связи
Комплекс приборов наблюдения и связи САУ 2С27 соответствует стандартам конца 1980-х годов и обеспечивает выполнение боевых задач в любое время суток и в любых метеоусловиях. Рабочее место командира САУ оборудовано комбинированным прибором наблюдения ТКН-3 (или его модификациями), который имеет дневной и ночной каналы. Ночной канал работает в пассивном режиме (усиление естественного света звезд и луны) или в активном режиме с подсветкой от инфракрасного прожектора, установленного на командирской башенке. Для кругового обзора башенка оснащена призменными приборами наблюдения типа ТНПО-170.
Наводчик имеет в своём распоряжении артиллерийский панорамный прицел ПГ-4 для стрельбы с закрытых огневых позиций. Прицел обеспечивает наводку орудия по угломеру и прицелу с использованием точек наводки. Ведение огня прямой наводкой по видимым целям возможно через оптический прицел ОП-5-38 с дальномерной шкалой. Приборы оснащены системой подсветки шкал для работы в сумерках. Механик-водитель вёл наблюдение за обстановкой на поле боя через сразу три призменных прибора ТНПО-170. Центральный прибор может быть заменён на прибор ночного видения ТВНЕ-4Б, обеспечивающий вождение машины ночью в пассивном или активном режиме.
Средства связи представлены ультракоротковолновой радиостанцией Р-173 «Абзац». Она обеспечивает устойчивую двустороннюю телефонную радиосвязь с командиром батареи и взаимодействующими подразделениями на дальности до 20 км. Радиостанция имеет заранее настраиваемые частоты, что позволяет быстро переключаться между каналами связи. Для внутренней коммуникации между членами экипажа используется танковое переговорное устройство Р-174, которое также обеспечивает выход любого члена экипажа на внешнюю связь через радиостанцию.
Электрооборудование
Электросхема машины выполнена по однопроводной схеме, где минусом был корпус машины («масса»). Номинальное напряжение бортовой сети составляет стандартные для советской тяжёлой техники 24 Вольта. Источниками энергии служат четыре аккумуляторные батареи типа 12СТ-85 (или аналогичные), что соединялись последовательно-параллельно, и генератор, прямо соединённый с двигателем. Генератор даёт питание потребителей и подзарядку батарей при работающем двигателе. Система электрооборудования включает следующие основные подсистемы — система запуска двигателя (электрический стартер), система управления огнем (электроприводы наводки, электроспуск орудия), система освещения и светосигнализации (фары ФГ-125 с маскировочными насадками, габаритные огни, плафон внутреннего освещения), вентиляция и отопление (электровентиляторы, нагнетатель ФВУ), система защиты от оружия массового поражения (она включает датчик гамма-излучения, который при обнаружении ядерного взрыва автоматически отключает двигатель, закрывает жалюзи и включает нагнетатель-сепаратор, создающий избыточное давление очищенного воздуха в обитаемых отделениях, предотвращая проникновение радиоактивной пыли) и система пожаротушения (ППО), автоматическая система с термодатчиками в МТО, при повышении температуры подающая сигнал на распыление огнегасящей смеси из баллонов.
Заключение
Проект 2С27 «Риф» остался в истории как одна из самых интересных страниц советской артиллерийской школы — это попытка создать «карманный линкор» сухопутных войск, машину, сочетающую маневренность БМП с огневой мощью тяжёлого крейсера. Технические решения, заложенные в «Риф», опередили своё время и доказали, что ограничения в массе и отдаче могут быть преодолены за счёт грамотной инженерной работы, дульного тормоза и компоновки. Несмотря на то, что САУ не пошла в серию из-за экономических и геополитических дрязг, концепция мобильной гаубицы крупного калибра, обладающей способностью плавать, не утратила актуальности в современном мире, где маневренность и дальность стрельбы становятся главными факторами выживания на поле боя, а опыт создания 2С27 продолжает изучаться специалистами и может послужить основой для новых разработок в области самоходной артиллерии.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.