МТ-ЛБ, он же многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, более известный по армейскому прозвищу «Мотолыга», получил свою известность и признание благодаря высоким показателям надёжности и неприхотливости в эксплуатации. Чем же была хороша «Мотолыга»?
История создания
В середине ХХ века Советская армия переживала серьёзные перемены — масса техники, прошедшая Великую Отечественную Войну, устаревала и списывалась, ей на замену приходили новые образцы. Артиллерийские системы становились всё более тяжёлыми (не только по калибру, но и по массе). На основе ошибок прошедшей войны вырастали и требования к маневренности выросли — и это касалось не только самоходной техники, но и буксируемой артиллерии. В 1955 году, на вооружение Советской армии принимают 100-мм противотанковую пушку повышенной мощности Т-12, которая имела массу в 2750 килограмм (плюс к ней ещё нужно перевозить расчёт, боекомплект и т.д.). Стоявший к тому моменту на вооружении Советской армии лёгкий артиллерийский тягач АТ-П не мог эффективно буксировать новую пушку, оказавшись неспособным держать скорость на марше, а главное, согласно мнению военных специалистов, тягач не имел возможности преодолевать водные преграды (зачем они нужны во время буксировки артиллерийских орудий, никто из военных не понимал, но вынь да положь). Тогда, по настоятельной просьбе артиллерийского командования СА, в ГАУ сформировали довольно жёсткое техническое задание на создание новой машины — у неё должен быть низкий силуэт, способность пересекать водные преграды, корпус машины должен иметь защиту от пуль стрелкового оружия, а также перевозить по местности артиллерийский расчёт и боезапас к пушке.
Разработка машины началась на конкурсной основе, что было привычным для советского ВПК делом — в борьбу за разработку новой машины включились Мытищинский машиностроительный завод и Харьковский тракторный завод. Инженеры-конструкторы из ММЗ, имея неплохой опыт в строительстве лёгкой бронетехники (инженеры Мытищинского завода входили в рабочие группы по разработке АСУ-57 и АСУ-85) предложили оригинальный образец четырёхосной полноприводной машины «Объект 560», с гидропневматической подвеской и сложной трансмиссией (не путать с гусеничной ракетной машиной). Инженеры из Харькова были прагматичнее, делая ставку на более проходимый гусеничный движитель, а также на унификацию с гражданскими образцами. Это сделало бы тягач простым в производстве и эксплуатации, технологичность производства, а значит, что сильно удешевит машину. Примерно по такому пути конструкторы шли в момент создания лёгких танков Т-60, одного из самых массовых лёгких танков Великой Отечественной Войны. И нужно сказать, что Анатолий Белоусов (автор конструкции МТ-ЛБ) был изначально уверен в своём успехе, начав параллельно работать над военным (бронированным) и гражданским образцом вездеходной гусеничной машины.
Оба образца были собраны к 1962 году, когда начались долгие и изнурительные для машин и их экипажей испытаний. Обе машины гоняли в песках Туркестана, снегах Заполярья и сложным грунтам Сибири, с её болотами, лесами и тайгой. Подмосковный «Объект 560» показал отличные ходовые качества, однако его гидропневматическая подвеска оказалась слишком капризной и ненадёжной для армии, а в условиях реальной эксплуатации, её ремонт требовал хорошо подготовленных механиков и привлечение специальных средств. Харьковский образец, напротив, оказался менее проходимым по сложным грунтам, но лучше себя вёл на воде, а его подвеска казалась и вовсе бессмертной. Но «главным козырем» новой машины стал двигатель — конструктор решил использовать не специальный танковый дизель, а вполне себе гражданский двигатель ЯМЗ-238, который устанавливается на грузовые автомобили Урал, МоАЗ, КрАЗ, МАЗ, а также на трактор К-700 «Кировец». Фактически, это означало, что любой техник, знакомый с двигателями вышеуказанных машин, мог осуществлять почти любые работы по ремонту силовой установки.
По итогам программы испытаний, заключение Государственной комиссии по обеим машинам, указало на выбор в пользу тягача конструкции Харьковского тракторного завода — экономическая часть, как оказалось, сыграла решающую роль, вместе с высокой эксплуатационной надёжностью. Именно поэтому, 25 декабря 1964 года, постановлением Совета Министров СССР № 1030—401, на вооружение армии и одновременно к серийному производству были приняты сразу две машины — многоцелевой тягач лёгкий (гражданская версия, МТ-Л) и многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТ-ЛБ, та самая «мотолыга»). Серийное производство обеих моделей началось в 1966 году на мощностях Харьковского тракторного завода, но очень скоро выяснилось, что выделенных мощностей завода для производства нужного количества машин не хватает. И поскольку выделить свободные мощности на других профильных заводах не удалось, то лицензию на производство передали союзникам по Варшавскому договору — Польше (выпускались на заводе Stalowa Wola) и Болгарии (выпуском тягачей занимался завод «Бета» в Червен-Бряге). Всего за годы производства (а оно в различных модификациях продолжается и сегодня) было выпущено более 55 тысяч машин, многие из которых используются по всему миру до сих пор.
Описание конструкции
МТ-ЛБ представляет собой плавающую гусеничную машину с передним расположением трансмиссии. Компоновочная схема машины отличается рациональным (для того времени) подходом к обеспечению выполнения возложенных задач — внутреннее пространство машины четко зонировано. В передней части находится отделение управления, где размещаются механик-водитель и командир машины. За ним, в специальном изолированном отсеке, располагается двигатель. Вся кормовая часть отдана под десантное (грузовое) отделение, которое служит для перевозки артиллерийского расчета, боеприпасов или иного груза.
Бронированный корпус
Корпус машины является самонесущей конструкцией, сваренной из катаных броневых листов малой толщины — лобовая броня представлена тремя плитами, верхней, толщиной 14 мм, расположенной под углом в 54°, средней плиты толщиной в 7 мм, расположенной под углом в 80°, а также нижней, толщиной в 14 мм, расположенной под углом в 45°. Борта МТ-ЛБ представлены двумя плитами стальной катаной брони толщиной в 7 мм, причём под углом в 23° расположена только верхняя часть борта. Корма машины представлена вертикально установленной плитой из стальной катаной брони толщиной в 7 мм. Вроде бы такая толщина бронелистов, установленная под рациональным углом, не особо защищает экипаж и груз внутри, но следует помнить, что МТ-ЛБ — это, в целом, не очень-то боевая машина. Её броня способна держать пулю штатного калибра 7,62 мм с обычным сердечником на дистанции пехотного боя и мелкие осколки артиллерийских снарядов.
Обеспечение водоходных качеств машины требовало герметичности корпуса — для этого сварной корпус оснащался крышей, а люки имели герметизирующие прокладки. В днище машины предусмотрены лючки для воды и обслуживания агрегатов, которые закрываются герметичными пробками. Сам корпус, как уже сказано выше, делится на три части — трансмиссионный отсек, расположенный в носу машины, отделение управления, за ним располагался моторный отсек, и уже за ним — транспортно-грузовое отделение. Трансмиссионное отделение включает в себя саму трансмиссию, коробку передач и механизмы поворота, составляющие единый блок, бортовые передачи и элементы смазки системы. Доступ к обслуживанию трансмиссии осуществляется через крышку на верхней лобовой детали.
Следом за ним расположено отделение управления, отделённое от трансмиссии бронеперегородкой, в нём размещаются два сиденья — мехвода (слева по ходу движения) и командира машины (справа). Наблюдение за местностью мехводу обеспечивают лобовое окно, которое при необходимости занимается броневой заслонкой с прорезанной в ней смотровой щелью, а также, для лучшего обзора, устанавливается призменный смотровой прибор перископического типа с возможностью обогрева в зимнее время года. Командир машины осуществляет обзор через такое же лобовое окно, что и у мехвода, но обозревать местность, а также вести огонь из пулемёта, предлагалось через небольшую башенку, что располагалась над его рабочим местом. Обзор за местностью, кроме лобового окна, он осуществляет через перископический прибор призменного типа, установленный с ориентированием на три стороны.
Между сиденьями механика-водителя и командира машины, под защитным кожухом проходят важные для обеспечения подвижности машины узлы — промежуточный редуктор и вал отбора мощности на блок коробки передач от двигателя. Сразу за спинами мехвода и командира машины установлена бронеперегородка, за которой устанавливается двигатель с некоторыми элементами вспомогательных систем и главный фрикцион. Доступ к обслуживанию и ремонту двигателя обеспечивается через съёмную панель на крыше корпуса. С другой стороны от двигателя располагается ещё одна броневая перегородка, за которой располагается транспортно-грузовое отделение, занимающее всю кормовую часть машины. В него можно вместить до 2,5 тонн полезного груза (при сложенных сиденьях десанта), либо артиллерийский расчёт и боекомплект для орудия (перевозится прицепным способом). Расчёт, будучи усажен в транспортное отделение, могут вести огонь через амбразуры в бортах машины (по одной амбразуре на стрелка) из личного оружия.
Вооружение
В роли штатного вооружения МТ-ЛБ выступает один 7,62-мм пулемёт Калашникова, установленный во вращающейся башенке над рабочим местом командира. Боекомплект к нему составляет 2500 тысячи патронов, снаряжённых в ленты и уложенных в металлические коробки по 100 штук. Иного вооружения боевая модификация «мотолыги» не имеет. Однако на базе МТ-ЛБ было построено несколько серийных вариантов машин с более тяжёлым вооружением, например, САУ «Гвоздика», самоходные зенитные установки «Стрела-10СВ» и противотанковые комплексы «Штурм», а также самоходные миномётные установки 2К21-2 и 2К32 «Дева».
Такой выбор оружия был обусловлен задачами машины — транспортировка грузов, и лишь в случае крайней необходимости, оборона машины от пехоты и небронированной техники противника, а также обстреливать низколетящие воздушные цели (хотя прицел на пулемёт устанавливался сугубо наземного образца ПП-61Б).
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Сердцем МТ-ЛБ является V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238В, мощностью в 240 лошадиных сил, на пике мощности выдающий крутящий момент 882,6 Н-м, при 1500 об/мин. Объём двигателя составляет 14,9 литра, система охлаждения — жидкостная. Двигатель не оснащён турбиной, за счёт чего он и славится своей фантастической надежностью, неприхотливостью к качеству топлива и высоким крутящим моментом. При массе машины почти 10 тонн, ЯМЗ-238В выдаёт высокую удельную мощность в 19,7 лошадиных сил на тонну.. Двигатель расположен в середине корпуса, что позволяет в зимнее время использовать его тепло для обогрева обитаемого отсека — хорошее качество в условиях сурового климата.
Трансмиссия «мотолыги» механическая, расположена в носовой части корпуса. Она включает в себя главную передачу, механическую коробку передач, бортовые передачи и фрикционы. Крутящий момент передается от двигателя к трансмиссии через карданный вал, проходящий в отдельном кожухе, через отделение управления. Управление машины осуществляется через педали и два рычага, по аналогии с танками, но в случае с этой машиной, органы управления намного мягче и отзывчивее реагируют на движения механика-водителя — сказывается масса самой машины.
Главный секрет успеха МТ-ЛБ — это ходовая часть. Она состоит, применительно к одному борту, из шести (в одной из модификаций из семи) опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Одной из особенностей ходовой части, предназначенной для плавности хода, является установка гидравлических амортизаторов на первом и последнем катках, решение «подсмотренное» на тяжёлых танках. Благодаря своей массе, а также грамотно подобранной ширине гусеничного движителя, «мотолыга» обеспечивает удельное давление на грунт в 0,45 кг/см², что лишь немногим больше удельного давления взрослого человека на грунт. Эти характеристики позволяют машине уверенно двигаться по глубокому снегу, пескам и болотам, там где застревают даже лёгкие танки — однако и этого конструкторам не хватило, и они разработали модификацию МТ-ЛБВ с более широкими гусеницами, которые создают удельное давление на грунт всего 0,28 кг/см²!
Движение машины по воде осуществляется при помощи гусениц, что и объясняет невысокую скорость при пересечении водных преград — всего 5-6 километров в час. При этом, по шоссе «мотолыга» может развивать скорость до 60 километров в час, а запас хода составляет около 500 километров. МТ-ЛБ уверенно карабкается вверх под углом в 35°, преодолевает вертикальные препятствия высотой около метра, а также «перепрыгивает» через рвы и траншеи шириной до 2,5 метров.
Боевое применение
Боевая биография МТ-ЛБ достаточно обширна и драматична — своё «боевое крещение» машина прошла в Афганистане, в условиях высокогорья, где карбюраторные двигатели теряли мощность, дизельный ЯМЗ-238В показал себя превосходно. Там же выяснилось, что стандартного пулемета ПКТ недостаточно — в войсках, в полукустарных полевых условиях начали устанавливать на крышу тягача более мощное вооружение, а именно крупнокалиберные пулеметы, автоматические гранатометы и даже спаренные зенитные установки ЗУ-23-2. Эта импровизированная модификация оказалась настолько удачной, что стала классикой локальных конфликтов.
После распада СССР МТ-ЛБ использовались практически во всех вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве: в Приднестровье, Карабахе, Чечне, Грузии и на Украине. Машина часто использовалась не как тягач, а как бронетранспортер пехоты. Хотя тонкая броня не спасает от гранатометов, высочайшая проходимость и маневренность позволяли вывозить раненых и подвозить боеприпасы там, где БТР-80 и БМП не могли проехать. В настоящее время МТ-ЛБ продолжает оставаться в строю, часто подвергаясь глубокой модернизации с установкой современных боевых модулей, противокумулятивных решеток и систем динамической защиты, хотя установка последних на тонкую броню является спорным решением.
Заключение
МТ-ЛБ — это уникальный пример того, как вспомогательная машина стала незаменимым инструментом войны. Секрет её долголетия кроется в гениальной простоте конструкции, высокой проходимости и огромном потенциале для модернизации. Она создавалась как «рабочая лошадка» для артиллерии, но стала настоящей платформой для сотен модификаций — от санитарных машин и комплексов РЭБ до самоходных минометов и штурмовых машин. Несмотря на моральное устаревание концепции легкобронированного тягача, физические законы проходимости остаются неизменными, и именно поэтому «Мотолыга» будет оставаться в строю еще долгие годы, подтверждая статус одной из самых удачных гусеничных машин XX века.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.