- Правда, что рак молодеет? В СМИ, в социальных сетях постоянно видим истории детей, молодых людей, и даже звезд, у которых возникло злокачественное образование в самом расцвете сил. Складывается впечатление, что онкологии становится все больше, а защититься от нее не может никто: ни молодые, ни обеспеченные, ни даже принцессы.
Но, на самом деле, рак не молодеет. Это не я придумал, это не голословное заявление. Есть авторитетные публикации, которые наглядно показывают, что из года в год уровень заболеваемости злокачественными образованиями остается стабильным.
Почему рак чаще появляется у людей после 55 лет? Наше тело стареет, изнашивается, ослабевает иммунитет. И, конечно, вероятность развития рака возрастает. С возрастом накапливается определенная критическая масса мутаций в генетическом материале наших клеток. Такая вот неприятная плата за жизнь до 85 и 100 лет. Вообще, в средние века, когда человек в 35 лет считался стариком, таких проблем не возникало.
Обратимся к цифрам. Молодым у нас считается возраст, по крайней мере для онкологии, от 15 до 39 лет. Если мы возьмем все виды онкологических заболеваний, которые развиваются в данной возрастной группе, то получится около 4,5% от всех случаев злокачественных образований.
Хорошая новость в том, что 85-86% молодых пациентов успешно проходят лечение и важный 5-летний рубеж безрецидивной выживаемости.
5-летняя выживаемость – это важный показатель, который пациенты очень часто путают с прогнозом или продолжительностью жизни. 5-летняя выживаемость – это не значит, что пациент проживет 5 лет и через 5 лет на следующий день умрет. Нет. В онкологии, если пациент проходит 5-летний интервал, то есть находится 5 лет в ремиссии без рецидива, у него резко снижается вероятность того, что болезнь вернется. Это в большей степени медицинский показатель, необходимый для прогноза, для того чтобы врачи могли понимать, что в данном случае можно уже расслабиться, что в данном случае то лечение максимально хорошо подошло для этой стадии, для этого подтипа опухоли и так далее.
Шансы выжить после постановки диагноза в молодом возрасте самые высокие. Несмотря на то, что рак у молодых пациентов, конечно же, более агрессивный, чем у возрастной группы, но и силы на сопротивление этому недугу у молодых гораздо выше. Они могут перенести более сложные схемы химиотерапии, могут спокойно вынести высокодозную химиотерапию при ее необходимости. Именно поэтому статистика говорит о хорошей выживаемости после правильно проведенного лечения у молодых пациентов.
Какие наиболее частые варианты злокачественных образований встречаются в молодом возрасте? Во-первых, рак молочной железы; во-вторых, щитовидной железы; яичек и меланома кожи.
В лидерах по смертности от злокачественных образований в молодом возрасте молочная железа, злокачественное образование мозга, колоректальный рак и лейкемия. Вы видите, что список сильно отличается от списка топа заболеваемости, за исключением рака молочной железы, которая лидирует во всех возрастных группах среди женщин.
Читайте также: В чем разница между химиотерапией и таргетной терапией?
В чём особенности рака у молодых? Он более агрессивный. Это связано с тем, что молодые клетки в принципе более агрессивны. Даже здоровые быстрее делятся, они быстрее обновляются, у них быстрее происходят обменные процессы. Всё то же самое касается и клеток рака, который возникает из этих более активных клеток. Если рак вырос из молодой клетки, он тоже будет молодой, активный, быстрый. Если рак вырос из пожилой клетки, он будет более взвешенный, заторможенный.
С одной стороны, это звучит негативно – агрессивный рак, но с другой стороны, в этом есть и хорошая новость. Рак у молодых лучше поддаётся химиотерапевтическому лечению. С чем это связано? Известно, что химиотерапия, или лекарственное лечение (как более корректно говорить на сегодняшний день), в большей степени воздействует на быстро делящиеся клетки. Чем чаще и быстрее клетка делится, тем большее количество химиотерапевтического препарата эта клетка будет захватывать, тем сильнее этот препарат будет её повреждать. Активные, «голодные» онкологические клетки получат больше химиопрепаратов и быстрее умрут, с большей вероятностью.
Правда ли, что лечение рака в молодом возрасте более агрессивное?
Да, это действительно так. Лечение злокачественных образований в молодом возрасте имеет свои особенности. Во-первых, по набору этапов лечения. У пожилых пациенток, например, не всегда проводится лекарственная терапия, особенно если индекс пролиферации клетки низкий. То есть в этом случае мы понимаем, что ответ на лекарственное лечение будет тоже невысокий, потому что чем медленнее и реже клетка делится, тем меньше химиопрепарата она получит. Поэтому в возрастной группе, в старшей возрастной группе, предпочтение отдаётся более щадящим вариантам лекарственного лечения, например, гормональной терапии. Известно, что после 70 лет в ряде случаев, например, не проводится лучевая терапия.
А у молодых пациентов, безусловно, используется широкий арсенал методов: хирургическое лечение, химиотерапевтическое лечение, разные варианты лучевой терапии. Сегодня основная задача онкологического лечения – это не продление жизни, не достижение 5-10-летней выживаемости, а полное выздоровление, максимально долгая продолжительность жизни, которая сопоставима с той, если бы у человека рак не возник. Именно поэтому в молодом возрасте и лечение тоже будет максимально агрессивное для того, чтобы расправиться с болезнью в самом её начале.
Конечно же, есть и обратная сторона, когда проводится комплексное агрессивное лечение. Это лечение может сильнее отразиться на здоровье пациента. Большее количество курсов лекарственного лечения может повлиять на деятельность разных органов. Например, известно, что некоторые химиопрепараты влияют на нервную проводимость, возникает полинейропатия. Мы знаем, что некоторые препараты влияют на функцию сердца, поэтому могут возникать проблемы с сердечно-сосудистой системой. Но, с другой стороны, против каждого из этих осложнений есть определенные варианты коррекции и воздействия. Как и с любым лечением, мы всегда должны взвешивать, с одной стороны, потенциальный вред, с другой стороны, ту пользу, на которую мы рассчитываем во время проведения лечения. Если польза выше, чем потенциальный вред, естественно, мы закрываем глаза на негативные эффекты лекарственного лечения, лучевого воздействия, хирургического лечения и так далее.
Мои рекомендации молодым пациентам перед началом лечения.
Перед началом лечения я бы рекомендовал пройти консультацию репродуктолога и обсудить возможность или необходимость заморозки яйцеклеток или спермы. Это важно, так как не всегда после завершения лечения возможно будет зачать ребёнка естественным путём.
Важно помнить, что во время проведения онкологического лечения, при ряде заболеваний (например, раке молочной железы или раке яичников) у женщин на время лечения выключается цикл. Это достигается с помощью различных препаратов. Не всегда выйти из этого состояния можно гладко.
Ещё есть важный момент. Мы помним, что 10% злокачественных образований связаны с мутацией. И в том случае, если у женщины возник рак молочной железы, связанный с мутацией в генах BRCA1 или BRCA2, то нужно думать о том, как поступить с яичниками. Нужно ли их выключать, нужно ли их удалять хирургически. Всё это необходимо тоже обсуждать с репродуктологом и с вашим лечащим онкологом.
Можно ли родить детей уже после выхода в ремиссию, и не повлияет ли беременность на вероятность развития рецидива?
Когда проходит определенный интервал времени, безрецидивный промежуток, обычно рекомендуется 5 лет до того момента, как запланировать зачатие ребенка. Однако нужно иметь в виду, что если у пациентки есть гормоночувствительное образование, беременность – это серьезная гормональная стимуляция. Нужно понимать, что часть рисков рецидива могут возрастать. Здесь очень много нюансов, поэтому не может быть рекомендаций, подходящих для всех. Здесь нужно коллегиальное решение вашего лечащего онколога, который знает вашу стадию, знает вашу ситуацию, знает ваш подтип, репродуктолога, и эндокринолога, потому что восстановление цикла, восстановление нормального функционирования эндокринных органов – это тоже непростой процесс, который может затруднять деторождение. Вывод: деторождение возможно, но нужно учитывать риски в каждой конкретной ситуации.
Есть исследования, показывающие что у женщин, которые стали мамами через 3-5 лет после прохождения онкологического лечения, прогноз улучшился. Это связано с тем, что психологический фон улучшился, появился новый жизненный план, появился новый смысл жизни.
Есть ли вероятность передать предрасположенность к злокачественным образованиям ребенку? Если это касается мутаций, которые передаются по наследству, то, безусловно, риски есть. Что нужно делать в этом случае? Серьезных поводов для паники нет, потому что мы знаем, что большинство генетических мутаций, которые определяют развитие злокачественных образований, не проявляются до 20 лет. До 20 лет можно жить абсолютно спокойно, после 20 лет нужно просто более внимательно следить за теми органами, в которых повышена вероятность развития рака. Ведь даже наличие мутации не говорит о том, что в 100% будет злокачественное образование. Есть определенное повышение рисков, и всё.
О чем мне действительно хотелось бы поговорить, так это о реабилитации, потому что эта тема незаслуженно обходится многими специалистами, многими онкологами. Считается, что если человек вылечился от рака, то это уже большая удача, и если ты жив, то все остальное уже не так важно. Но на сегодняшний день абсолютно точно эта философия осталась в прошлом. Не только количество прожитых лет важно, но и их качество. Ведь молодые пациенты нуждаются в гораздо более качественной реабилитации, чем возрастные.
Во время болезни жизнь буквально становится на стоп. Личная жизнь, планы стать родителями, спорт, бьюти-процедуры, отпуска – этот список можно продолжать до бесконечности. Женщина, допустим, в 35 лет, она вылечилась, и кто она теперь? Вечный пациент, выздоровевший человек, который все время боится на каждом осмотре, что найдут рецидив. Мне хочется, конечно, на все эти вопросы ответить «нет». Для меня человек с онкологическим диагнозом, который прошел онкологическое лечение, прошел все этапы онкологического лечения, он абсолютно такой же, как и все остальные, и он должен вернуться в социум, вернуться к тому качеству жизни, в котором он находился до лечения.
Мои пациенты периодически спрашивают: «Мы знаем, что нужно возвращаться назад, но мы не знаем, как это сделать, мы не знаем, с чего начать, потому что абсолютно все вокруг напоминает нам об онкологии, о том пути, который пришлось проходить день изо дня, курс от курса химиотерапии, от одной операции к другой и так далее. Как это сделать?»
Я бы рекомендовал для пациентов, особенно тех, кого тревога не оставила, во-первых, консультацию психолога для того, чтобы наметить какие-то ключевые точки, над которыми можно работать.
Во-вторых, заняться внешностью. Каждый человек в какой-то степени любит свое тело, а когда это тело изменилось, это добавляет стресса, это добавляет депрессии. Поэтому, начинаем восстанавливать внешность. Косметические процедуры для лица и тела, противопоказания для массажа, ботокса, эпиляции, различных косметологических процедур их настолько мало, что можно сказать, что практически всем пациентам их можно выполнять, естественно, после консультации с вашим онкологом.
Рак молочной железы – это самое частое заболевание среди женщин, поэтому и онкологическое лечение после себя оставляет либо видоизмененную молочную железу, либо отсутствующую молочную железу. Молодым пациенткам я всегда рекомендую подумать о реконструкции, потому что это очень важно для того, чтобы вновь почувствовать себя самодостаточной, вновь полюбить свое тело. Реконструкция обязательна. Риск рецидива, риск прогрессирования, метастазов и так далее никак не изменяется после реконструкции.
И последнее. Древние говорили, что в здоровом теле здоровый дух. Никогда не нужно забывать о спорте, даже после прохождения лечения. Именно в это время вашему организму важно, чтобы была физическая нагрузка. Многими исследованиями доказано, что гармоничная нагрузка помогает быстрее реабилитироваться пациентам, избавиться от тревоги и депрессии, помогает лучше выглядеть, улучшить качество кожи, улучшить работу сердечно-сосудистой системы, которая тоже страдает во время онкологического лечения. Поводов для ограничения физических нагрузок (не поднимать 2 кг, не подниматься по лестнице, не заниматься какими-то делами) все эти запреты, как правило, не имеют под собой никакого основания. Вы можете спокойно проконсультироваться со своим онкологом и приступать к тренировкам.
Итак, эффективность лечения злокачественного образования у молодых пациентов очень высокая: 9 из 10 пациентов выздоравливают. Поэтому не нужно фатализма, не нужно излишних переживаний, что какое-то время не будет волос, качество кожи будет плохое, что груди не будет, что будет химиотерапия. Нужно слушать своего онколога, а всё остальное на сегодняшний день возможно восстановить.
Будьте здоровы, всего хорошего, ваш доктор Ивашков.
О докторе: Ивашков Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, онколог, лимфолог, пластический и реконструктивный хирург (г. Москва).
Канал доктора в Дзене: https://dzen.ru/id/5fd0a06246054b3e3157ab3b
Статья носит просветительский характер и не заменяет визита к врачу. Консультация со специалистом обязательна.
Материалы по теме:
Чем нулевая стадия рака отличается от первой и как ее обнаружить?
А бывает так, что от химии не тошнит и волосы не выпадают?
Действительно ли мясо провоцирует рак? Мнение онколога
Экспертный центр по подбору клиник МедтуризмРФ оказывает помощь в организации лечения в ведущих медицинских центрах Москвы, Уфы, Санкт-Петербурга, в том числе по федеральным квотам (за счет федерального бюджета, то есть, для пациентов бесплатно, включая дорогу). https://медтуризмрф.рф
Подписывайтесь на "Я спросил у доктора" в соцсетях: