Найти в Дзене

Ингибиторы ароматазы и контроль уровня эстрадиола

Профилактическая гормонотерапия после радикального лечения рака молочной железы: ингибиторы ароматазы, в сравнении с тамоксифеном, в большей степени снижают риск рецидива и прогрессирования. Однако у ингибиторов ароматазы есть существенный недостаток - препараты данной группы эффективны только при очень низком, постменопаузальном уровне эстрогенов (уровень эстрадиола должен быть 55 пикограмм/мл или ниже). Поэтому назначение ингибиторов ароматазы пациенткам с сохранной функцией яичников абсолютно бессмысленно. А вот тамоксифен работает при любом уровне эстрогенов, поэтому назначается пациенткам в любом возрасте, вне зависимости от функции яичников. Именно поэтому молодым женщинам, не достигшим менопаузы, в большинстве случаев назначается именно тамоксифен. Но бывают ситуации, когда пациентке, не достигшей менопаузы, хочется назначить именно ингибиторы ароматазы, например, при высоком риске тромбозов, эпизодами тромбозов в анамнезе, либо при наличии факторов высокого риска прогрессирован

Профилактическая гормонотерапия после радикального лечения рака молочной железы: ингибиторы ароматазы, в сравнении с тамоксифеном, в большей степени снижают риск рецидива и прогрессирования.

Однако у ингибиторов ароматазы есть существенный недостаток - препараты данной группы эффективны только при очень низком, постменопаузальном уровне эстрогенов (уровень эстрадиола должен быть 55 пикограмм/мл или ниже). Поэтому назначение ингибиторов ароматазы пациенткам с сохранной функцией яичников абсолютно бессмысленно.

А вот тамоксифен работает при любом уровне эстрогенов, поэтому назначается пациенткам в любом возрасте, вне зависимости от функции яичников. Именно поэтому молодым женщинам, не достигшим менопаузы, в большинстве случаев назначается именно тамоксифен.

Но бывают ситуации, когда пациентке, не достигшей менопаузы, хочется назначить именно ингибиторы ароматазы, например, при высоком риске тромбозов, эпизодами тромбозов в анамнезе, либо при наличии факторов высокого риска прогрессирования заболевания (высокий уровень Ki67, N+, G3).

В такой ситуации прибегают либо к лапароскопическому удалению яичников (овариэктомии), либо к медикаментозному подавлению функции яичников. Для медикаментозной супрессии функции яичников применяются специальные подкожные инъекции одного из препаратов, снижающих уровень эстрадиола (гозерелин, бусерелин, лейпрорелин, либо трипторелин). У женщин в возрасте, близком к менопаузе, инъекции данных препаратов отлично снижают уровень эстрадиола. Но! У молодых пациенток, в 35-45 лет в 10-15% случаев данные препараты не снижают эстрадиол в достаточной степени. А если эстрадиол будет выше менопаузального, то ингибиторы ароматазы не будут работать, что повысит риск рецидива и прогрессирования болезни.

Поэтому женщинам, которым назначается медикаментозная овариальная супрессия и которые в качестве гормонотерапии принимают ингибиторы ароматазы, важно убедиться в начале терапии в том, что уровень эстрадиола достаточно низкий, а затем каждые полгода нужен контроль уровня эстрадиола до тех пор, пока продолжается прием ингибиторов ароматазы.

У меня сейчас наблюдается пациентка, которую я оперировал 2 года назад, сейчас ей 40 лет. В течение 2х лет она получает гозерелин в качестве овариальной супрессии и ингибиторы ароматазы. Каждые 6 месяцев она контролировала уровень эстрадиола - он был ниже 55 пг/мл. Но после двух лет терапии очередной анализ показал повышение уровня эстрадиола. Если после очередной инъекции эстрадиол не снизится, нужно будет решать вопрос о переходе на тамоксифен, либо о выполнении овариэктомии.

Также Вам может быть интересно: