История опытного тяжелого советского танка ИС-6 (Объект 252)
В истории советского танкостроения конкуренция между конструкторскими бюро была вполне себе нормальным явлением. Происходила она и с точки зрения разработки тяжелых танков. Помимо известной битвы между танками прорыва СМК-1 и Т-100, была еще одна борьба - между КВ и "малым танком тяжелого бронирования", более известным как 050. Правда, конкурента так и не построили, посему полноценной битвы так и не состоялось. А вскоре не стало и опытного завода №185, который разрабатывал Т-100, а также 050. У СКБ-2 Кировского завода образовалась монополия на разработку тяжелых танков, которая продолжалась несколько лет.
Снова конкуренция на ниве разработки тяжелых танков начала образовываться ближе к весне 1944 года. На тот момент образовалось два основных направления работ. Первым из них стала разработка принципиально нового тяжелого танка, получившего обозначение Объект 701. Второе направление образовалось в начале весны 1944 года, связано оно оказалось с развитием тяжелого танка ИС-2. А далее из проекта "большой модернизации" ИС-2 вырос совершенно новый танк, который стало создавать ОКБ опытного завода №100. Известен этот танк как ИС-6, также он носил индекс Объект 252.
Проект "большой модернизации ИС-2", разработанный под руководством А.С. Ермолаева, сформировался в апреле 1944 года. Если посмотреть на данный проект внимательно, возникает закономерный вопрос - а что там вообще осталось от ИС-2. На практике получился новый танк, пересекавшийся с ИС-2 только по орудию, моторно-трансмиссионной группе и отчасти по подвеске. Появившийся под конец 1944 года "Кировец-1" в этом смысле был гораздо ближе к ИС-2. Тут же даже ходовая часть несколько отличалась. Вполне возможно, что именно это далее дало основание ОКБ завода №100 начать работу над новым танком. А вот с "большой модернизацией" ИС-2 история оказалась крайне занятной. К концу апреля 1944 года была проработана техническая документация, изготовлено несколько деревянных моделей, и… И на этом всё закончилось. Как отрезали.
То, что фактически под соусом большой модернизации на самом деле создается новый танк, говорят любопытные события. 18 апреля 1944 года гвардии инженер-полковник Ф.Ф. Вовк, новый военный представитель на заводе №100, написал жалобу о странных порядках. Он обнаружил комнату, у входа которой была выставлена охрана. Нового военного представителя туда не пустили, мотивируя это тем, что внутрь можно было попасть только с личного разрешения Ж.Я. Котина. На вопрос, что это за комната, Котин ответил, что это его личная рабочая комната. В реальности там работали Н.Ф. Шашмурин, А.С. Шнейдман, Г.А. Турчанинов и другие конструкторы. Они указывали, что это "курительная комната". Учитывая тот факт, что дело происходило в разгар разработки большой модернизации ИС-2, вполне понятно, что там выкуривали.
Зачем была нужна такая секретность, очевидно. Осенью 1943 года Котин и руководство ЧКЗ получило нагоняй от В.А. Малышева, наркома танковой промышленности. Связано это оказалось с тем, что руководство завода предложило инициативный проект модернизации КВ-85, который там считали более простым решением, чем освоение ИС-85. Малышев вынес предупреждение по поводу таких инициатив, поэтому далее действия стали более осторожным. То, что вместо модернизации ИС-2 создается новый танк, да еще в пику Объекту 701, который разрабатывался СКБ-2 ЧКЗ, могло иметь очень серьёзные последствия. Посему разрабатывался он подобным образом.
Для ОКБ Завода №100 статус изделия как "большой модернизации ИС-2" являлся скорее обузой. Дело в том, что сама по себе модернизация несколько сковывала руки, поскольку предстояло использовать ряд элементов ИС-2. Между тем, требования на новый тяжелый танк подразумевали увеличение боевой массы, броневой защиты, а также усиление вооружения. В этом смысле 46 боевой массы, которые указывались в случае с проектом большой модернизации ИС-2, выглядит скорее как попытка выдать желаемое за действительное. На самом деле там явно 50 тонн, а то и больше. А это означало, что мотор нужен новый.
На тот момент кандидатов на новый двигатель было два. Первым из них предполагался В-12, который предназначался для тяжелого танка Объект 701. Благодаря наличию нагнетателя воздуха АМ-38 максимальная мощность оценивалась в 800 лошадиных сил. Впрочем, на практике такая мощность могла развиваться не более 10 минут, поэтому позже максимальную мощность ограничили 750 л.с. Более реалистичной, второй кандидатурой, на которую завод №100 и рассчитывал, являлся мотор В-11 с расчетной мощностью 620 лошадиных сил. С учетом того, что боевая масса предполагалась на на уровне 50 тонн, этого должно было хватить.
Работать мотор изначально предполагался с электромеханической трансмиссией, которую разрабатывали на ВАММ совместно с заводами "Динамо" и заводом №627. Данные работы далее вылились в вариант Объект 253, о котором будет рассказано отдельно. Уже в ходе дальнейшей проработки появился запасной вариант, с механической трансмиссией, который в дальнейшем стал основным. Причин для появления такого варианта было две. Первая связана с тем, что работы по электромеханической трансмиссии постепенно затягивались, стали возникать сомнения, что всё это будет надежно работать (и сомнения оказались не лишены оснований). Вторая причина заключалась в разнице по массе. Танк с механической трансмиссией имел проектную массу 48 тонн.
Аналогично проекту большой модернизации ИС-2, новый танк, далее получивший обозначение ИС-6, создавался в плотной кооперации с НИИ-48. Специалисты института, возглавляемого А.С. Завьяловым, к тому моменту имели существенный опыт в разработке как новых типов брони, так и повышению ее стойкости. Так вот, НИИ-48 продвигал переход к корпусам и башням довольно сложной формы. Еще на ИС стал заметен переход от прямоугольной спереди коробки к чему-то более сложному. Та же тенденция наблюдалась на Объекте 701, а также ИС-6. Причем касалось это и башни, имевшей приплюснутую форму и установку орудия через люк на крыше. Всё это имело одну цель - увеличить стойкость брони при минимальном увеличении боевой массы.
Активные работы по ИС-6 начались в апреле 1944 года, а уже в начале июня он был представлен в НКТП. Подход Котина оказался верным: к тому моменту эскизный проект танка был достаточно серьёзно проработан. Изменилось и вооружение: предусматривалась более мощная орудийная система. Как и Д-25Т, она имела калибр 122 мм, но должна была иметь начальную скорость 850-900 м/с. Правда, на тот момент таких орудий в наличии еще не было, тем не менее, в планах повышение начальной скорости 122-мм орудий вполне имелось. 6 июня 1944 года Малышев подписал приказ по НКТП №379сс, в котором он впервые официально именовался как ИС-6. По планам, 1 июля ожидалось изготовление рабочей документации по корпусам и башням танка с механической трансмиссии, а к 15 числу – чертежи оставшихся агрегатов. Корпусным производством занимался УЗТМ, который к 25 июля 1944 года подавал два корпуса и две башни. Сроком изготовления танков указывалось 25 августа 1944 года.
Между тем, мнение ГБТУ КА по поводу нового танка несколько отличалось от руководства НКТП. Там ИС-6 рассматривали не как достойного противника Объекта 701, а скорее в качестве потенциальной замены ИС-2. То есть всё той же "большой модернизацией", что близко к истине. Броневая защита ИС-6 превосходила ИС-2, но уступала Объекту 701. Установка вооружения также вызвала неоднозначную реакцию. На тот момент в ГБТУ КА считали 122-мм пушку С-34 лучшим вариантом. На ИС-6 предлагалось установить модернизированную версию Д-25 с увеличенной на 50 м/с начальной скоростью снаряда. Установку данного орудия подвергли критике. Также было предложено поставить полик для улучшения работы расчета башни. Для орудия требовались досылатель и система продувки канала ствола. Не вызвала большого энтузиазма и ходовая часть с опорными катками большого диаметра.
Попыткой сделать из ИС-6 аналог Объекта 701 была предпринята 12 июня 1944 года. В тот день из ГБТУ КА в НКТП прибыло письмо, в котором предлагалось ИС-6 доработать согласно приложенным ТТТ. Боевая масса возрастала до 50-55 тонн, корпус и башня которой не пробивалась бы в лоб 105-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1200 м/с. 105-мм пушка с начальной скоростью 1000 м/с не должна была пробивать новый танк в борта. Также в танк устанавливалась 122-мм пушка с начальной скоростью 1000-1100 м/с и скорострельностью 4-6 выстрелов в минуту. Максимальная скорость машины оценивалась в 40 км/ч, а средняя – 24 км/ч. Предполагалось ставить двигатель мощностью 1000 л.с., который работал совместно с электромеханической трансмиссией.
Присланные требования вызвали полемику, поскольку в НКТП не очень понимали, против кого в ГБТУ КА собирались использовать танк с такой броней. Исходя из того, что хотели в ГБТУ КА, и из углов наклона листов корпуса и башни ИС-6, получалось, что толщина лба корпуса вырастала до 130 мм, а бортов до 170-207-мм. В результате боевая масса танка составила бы 75-80 тонн. Идею с унитарным заряжанием встретили в штыки, ибо уже имелся отрицательный опыт на Т-44 со 122-мм орудием Д-25-44. Также в НКТП отмечали, что ни столь мощной пушки, ни столь мощного мотора не было даже в проекте.
Вместе с тем, запрос о более надежной броневой защите услышали. Завод №100, НИИ-48 и УЗТМ весьма плодотворно трудились с точки зрения броневой защиты, за счет придания корпусу более рациональной формы. Со стороны НИИ-48 данную тему курировал заместитель главного инженера Г.И. Капырин. К началу августа 1944 года были подготовлены проекты специальных макетов, которые имитировали лобовые и передние бортовые листы корпуса танка. Их обозначили как "макет №15" и "макет №16". Разница оказалась в способе соединения листов. Приоритетным, с точки зрения НИИ-48, являлся макет №15, имевший соединение листов в шип. Макет №16 имел листы, соединенные в четверть, с "замком" в месте соединения верхнего и нижнего лобовых листов. С точки зрения ОКБ завода №100, более подходящим являлся вариант именно с таким соединением листов носовой части корпуса.
В виду утряски требований на танк, также иных факторов, работы по ИС-6 затягивались. Также достаточно спорными оказались результаты обстрела макетов корпусов. С одной стороны, сама по себе концепция корпуса с большими (65 градусов) углами наклона деталей позволили существенно улучшить их стойкость. Если в случае с ИС-2, имевшим спрямленную лобовую деталь корпуса из листов толщиной 90 мм, поражался 88-мм орудием Pak 43 на дистанции около 450 метров и ближе, то лоб ИС-6 оказался этому орудию не по зубам. То же самое случилось и в результате обстрела лба корпуса немецкой 105-мм зенитной пушкой, а также 85-мм советской пушкой с подкалиберными снарядами. Те же самые результаты были получены и при обстреле кормовой части макетов. Верхние бортовые листы корпуса могли пробиваться только 88-мм снарядами Pak 43, причем только с близких дистанций. Другой вопрос, что при обстреле отмечалось разрушение сварных швов. Кроме того, соединение бортов в шип не показало существенных преимуществ по сравнению с соединением в четверть.
Облик танка, который сформировался к концу августа 1944 года, получился весьма самобытным, при этом всё равно ощущалось влияние ИС-2 большой модернизации. Машина получилось достаточно приземистой: высота по смотровым приборам башни составила 2408 мм. Для сравнения, у Объекта 701 данный показатель составил 2480 мм, а у ИС-2 – 2735 мм. Внутри прописался мотор В-12, чья мощность оказалась снижена до 700 лошадиных сил. Общая схема трансмиссии была похожа на ИС-2, а вот МТО получилось весьма оригинальным по конструкции. В описании его иногда называли "шкатулкой". То же можно сказать и про систему охлаждения, с парой вентиляторов с каждой стороны.
В ГБТУ КА верно подметили, что ИС-6 (Объект 252) получился чем-то промежуточным между ИС-2 и Объектом 701. Его боевая масса составляла 51-51,5 тонн, при этом защита вроде как больше, чем у ИС-2, но со своими странностями. Например, наличие люка механика-водителя на верхней лобовой плите корпуса выглядело явным анахронизмом. Некоторые странности были и с вооружением. Первоначально она должна была представлять собой Д-25Т с увеличенной начальной на 50 м/с скоростью снаряда. По факту же данное орудие представляло собой всю ту же, с точки зрения начальной скорости снаряда, Д-25Т, но менее габаритную и более легкую. Вместо ДТ с пушкой был спарен пулемет ГВГ (СГ-43), еще один пулемет, ДШК, использовался как зенитный.
Обкатывать различные агрегаты для Объекта 252 начали с августа 1944 года. Например, опорные катки большого диаметра (750 мм) испытали на Объекте 244 (Объект 237, прошедший несколько этапов доработки). При этом уже на этапе тестовой лаборатории к прочности катков имелись замечания. Что же касается полноценного образца Объекта 252, то его окончательная сборка была закончена 8-9 ноября 1944 года, тогда же танк вышел на первые испытания. И уже на тот момент к нему возникло вопросы. Причем дело совсем не в том, что происходило во время испытаний. По состоянию на ноябрь 1944 года вовсю выпускался ИС-2 со спрямленной лобовой деталью корпуса, прошли испытания первых опытных Объектов 701, а также началась работа по "Кировцу-1". То есть конкуренция обострилась до предела.
В период с 8 по 10 ноября Объект 252 прошел 319 километров причем первые 31 километр ИС-6 ехал без башни. Средняя скорость по булыжному шоссе составила 16, к км/ч, а по профилированному шоссе – 21 км/ч. В ходе испытаний проблемы с генератором ВГ-50, оказались ослаблены болты креплений дисков опорных катков. Еще одним неприятным звоночком стало то, что выявились конструктивные недостатки, связанные с корпусом и башней машины. Люки башни получились небольшими, при открытом люке механика-водителя наблюдалась плохая обзорность. Кроме того, механик-водитель упирался головой в верхний лобовой лист корпуса.
Судьба Объекта 252 решилась в ноябре-декабре 1944 года. За 825 километров испытаний из строя вышло 14 опорных катков. В связи с этим ОКБ завода №100 разработало усиленный каток, впрочем, и он, судя по всему, не был финальным вариантом решения проблемы. Максимальная средняя скорость, достигнутая в ходе испытаний, составила 22-24 км/ч. Правда, на высоких скоростях движения отмечался сильный (90-105 градусов) нагрев КПП. Всё это означало, что танк "не едет". Еще одним ударом по программе ИС-6 стали результаты обстрела башен, изготовленных УЗТМ из стали 70Л и 72Л. Проведенный вначале января 1945 года обстрел показал, что борт башни пробивается 88-мм пушкой Pak 43.
Столь печальные итоги не означали, что работы по ИС-6 совсем прекратились. На танке испытывались различные механизмы. Например, зимой-весной 1945 года на нем отрабатывали гидро-сервопривод планетарного механизма поворота. Также продолжались работы по модернизированным опорным каткам. Их увеличили в диаметре до 800 мм, а конструкция больше напоминала опорный каток ИС-2. Тем не менее, было очевидно, что танк не получился. Поэтому в дальнейшем начались работы над принципиально новым танком, ИС-7 (Объект 257). В его облике хорошо угадывался предшественник, хотя сама по себе концепция танка заметно изменилась.
Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.
Список источников:
ЦАМО РФ
РГАЭ
Архив Игоря Желтова
Архив Кирилла Кокшарова
Другие статьи по танкам семейства ИС:
К 78-летию начала испытаний КВ-13
История КВ-13 (ИС-1) второго варианта, ставшего предшественником тяжелого танка ИС
История создания тяжелого танка ИС-2 (234) и других гаубичных танков на шасси КВ-13 (ИС-1)
История тяжелого танка Объект 237, принятого на вооружение Красной Армии как ИС-1 (ИС-85)
История ИС-85, первого серийного тяжелого танка семейства ИС
Разработка силами ЦАКБ измененной башни КВ-1с для установки 85-мм орудия С-31
История опытного тяжелого танка Объект 240, предшественника серийного ИС-2
Рассказ о тяжёлом танке Объект 240, находящемся на территории Кировского завода
Попытка создания 122-мм унитарного патрона для орудия Д-25
Почему появление тяжелого танка ИС являлось единственно верным решением
История тяжелых танков ИС-2 раннего выпуска, вооруженных 122-мм орудием Д-25Т с поршневым затвором
Тяжелые танки ИС-2 производство весны-лета 1944 года
Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2
Проект большой модернизации ИС-2, который прорабатывался весной 1944 года ОКБ завода №100
История проектного танка ИС-2У, попытки большой модернизации ИС-2 силами завода №100
Рассказ о тяжелом танке ИС-2, послужившем в Красной Армии, а после войны в немецкой армии
Рассказ о тяжелом танке ИС-2М из парка "Патриот"
Рассказ о тяжелом танке ИС-2М из коллекции Имперского Военного Музея в Даксфорде
История создания тяжелого танка "Кировец-1" ("Объект А"), ставшего предшественником серийного ИС-3
К 80-летию принятия на вооружение тяжелого танка ИС-3
Рассказ о советском тяжелом танке ИС-3 из коллекции Музея отечественной военной истории