Рассказ о советском тяжелом танке ИС-3 из коллекции Музея отечественной военной истории
В истории мирового танкостроения более чем хватает примеров боевых машин, которые, что называется, опоздали. То есть они не успели на ту войну, для которой разрабатывались. Таких танков более чем хватает и по Первой мировой войне, и по Второй мировой войне. В каких-то случаях опоздавшие танки так и не дождались другой войны, спокойно прослужив как учебные машины. Другие вполне пригодились, не в таких масштабных военных конфликтах, но тем не менее. Особенно много таких опоздавших, пригодившихся потом, оказалось под конец Второй мировой войны.
Одним из наиболее известных танков, которые не успели повоевать во Вторую мировую войну, оказался тяжелый танк ИС-3. Так получилось, что ему для дебюта в Великой Отечественной войне не хватило буквально месяц-два. Но зато он стал главной звездой Парада Победы в Берлине, а затем служил несколько десятилетий. Большинство ИС-3 так и не воевали, а для Советской Армии единственным случаем их боевого применения стало использование данных танков в Венгрии осенью 1956 года. По-настоящему ИС-3 воевали только на Ближнем Востоке. Один из воевавших там танков ныне находится в коллекции Музея отечественной военной истории.
Как это часто бывает, новый танк был создан под эгидой модернизации уже существующего. Если Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B родился из башни, которая понадобилась для новой пушки, то ИС-3 стал результатом модернизации предшественника - тяжелого танка ИС-2. И если немецкий тяжелый танк в итоге мало что имел общего с предшественником, то в случае с ИС-3 генеральную линию партии удалось сохранить. По целому ряду агрегатов ИС-2 и ИС-3 были совместимы. В отличие от того же ИС-2 с КВ-1с, у которых унификация оказалась крайне незначительной.
Получился этот танк, к слову, далеко не с первой попытки. Изначально разработкой модернизации ИС-2 занимался опытный завод №100, но там крайне странно поняли задание. Вместо списка необходимых доработок, которые реально было внедрить за 3-4 месяца, там соорудили принципиально новый танк, в котором от исходного ИС-2 почти ничего не осталось. В результате из всех требований внедрили только спрямленную лобовую деталь корпуса. Спустя менее полугода СКБ-2 ЧКЗ всё же создало модернизированный ИС-2, но к тому моменту требования к броневой защите ужесточились.
Результатом стал танк, известный как "Кировец-1". Он имел более существенную броневую защиту, чем предшественник. Далее было решено объединить "Кировец-1" и ИС-2У, разработку ОКБ завода №100. В результате танк получил новую лобовую деталь корпуса, известную как "щучий нос". Она не столько увеличила броневую защиту, сколько позволила разместить люк механика-водителя и улучшить обзорность с его места. Кроме того, случилась небольшая экономия по массе, если сравнивать с исходным "Кировцем-1".
Главной проблемой ИС-3, принятого на вооружение Красной Армии 29 марта 1945 года, стала спешка, с которой его внедряли в серийное производство. По этой причине танки выпуска апреля-июня, а также частично июля 1945 года изначально имели ряд дефектов, которые исправляли по ходу производства. Исходно по танку выкатили более 170 пунктов доработок, из них летом 1945 года исправили лишь часть. Более-менее боеспособными стали танки с июля 1945 года, когда, например, решили проблемы с тепловым режимом системы охлаждения.
В войска ИС-3 стали отгружать с июня 1945 года, хотя, как уже говорилось выше, более-менее кондиционными стали июльские машины. Может показаться, что такой подход безответственный, но на самом деле не всё так просто. Ровно такой же подход был и у других стран, которые в то время строили новые танки. В случае с Heavy Tank T26E3 (M26) для обеспечения нормальной работы приходилось использовать кучу вспомогательных машин. Торопились и англичане, но их A41 Centruion, аналогично ИС-3, на войну не успел. Причем доводить до ума его пришлось не один год.
Отчасти такая спешка принесла и положительные результаты. Главным из них стал Парад Победы 7 сентября 1945 года в Берлине, который замыкало полсотни ИС-3. Появление этих танков стало настоящей сенсацией и полностью скомкало парад английских, а также американских бронетанковых подразделений. Стало понятно, что союзная бронетанковая техника устарела, позже ИС-3 стал на Западе эталоном современного танка. Достаточно сказать, что вплоть до середины 50-х годов новые зарубежные танки создавались с учетом противостояния с ИС-3.
Это выглядело слегка комично, учитывая тот факт, что ИС-3 активно пытались снять с производства еще до того, как его приняли на вооружение. Наверху очень активно продвигали Объект 701, который в итоге таки приняли на вооружение под обозначением ИС-4. Выпуск ИС-3, под этим соусом, прекратили летом 1946 года. Как выяснилось дальше, такое решение было ошибочным, потому как освоение ИС-4 превратилось в перманентную головную боль. На этом фоне проблемы ИС-3 выглядели сущей мелочью. Другое дело, что они оказались куда больше освещены.
Во-первых, спешка с запуском ИС-3 в серию привела к тому, что испытания не прошли в полном объеме. Результатом стало то, что пропустили момент, связанный с жесткостью днища. Проблема выявилась уже в войсках, для ее решения срочно направили руководство СКБ-2 ЧКЗ и лично М.Ф. Балжи, ведущего инженера танка. Было проработано несколько вариантов решения проблем с жесткостью днища. Во-вторых, вылезли те болячки, которые не устранили в ходе производства ИС-3 в 1945 году. Причем танки 1946 года выпуска были более надежными. В-третьих, если ИС-2 шли в войска, то ИС-3 отправляли на хранение. Поскольку с хранением дела обстояли не очень, то вылез дополнительный список исправлений.
По итогам 12 декабря 1950 года Совет Министров СССР подписал постановление №4871-2121сс, согласно которому ЧТЗ и Кировский завод в Ленинграде обязали провести модернизацию ИС-3. Данная модернизация известна под индексом УКН (устранение конструктивных недостатков). Справедливости ради, у ИС-2 тоже хватало различных проблем, так что программа УКН касалась и его. Просто про это обычно говорят меньше, все шишки достаются ИС-3. Кроме того, программа УКН изначально предполагала не только устранение выявленных ошибок, но и некоторых улучшений. Например, жалоб на турельную установку крупнокалиберного пулемета ДШКТ не было, но ее несколько доработали.
Работы по модернизации ИС-3 по программе УКН начались в 1951 году, а окончательно их завершили 1954 году. Иногда этот танк называют ИС-3М, но это не так, хотя внешне ИС-3 УКН действительно похож на танк второй, большой модернизации. Прежде всего это касается новых крыльев и бункеров, созданных по типу Объекта 730 (будущего Т-10). Между тем, в отличие от ИС-3М, на ИС-3 УКН сохранялся мотор В-11, а характерные для более позднего танка элементы ходовой части появлялись постепенно. Отличался и обвес, включая фары. По ним, кстати, ИС-3 УКН определяется проще всего. У него сохранялась одна фара, в то время как ИС-3М получил две фары (одна ИК-фара для прибора ночного видения).
Впрочем, главным отличием ИС-3 УКН от ИС-3М, а также ИС-3, стало то, что эти танки воевали. Именно такие танки использовались во время боевых действий в Будапеште осенью 1956 года. Эти бои лишний раз показали, что загонять танки в город - далеко не лучшая идея. Две партии ИС-3 УКН было поставлено в Египет, иногда идет разговор, что им шли ИС-3М, но анализ снимков и сохранившихся машин говорит об обратном. По оборудованию это ИС-3 УКН, в общей сложности египтянам передали 110 танков (50 в 1955-56 гг и 60 в первой половине 60-х).
Впервые египтяне показали свои новые танки на параде в Каире 23 июля 1956 года. Впрочем, полноценно воспользоваться тяжелыми танками египетская армия не смогла. Можно вспомнить, как сирийские экипажи убегали из Т-90, когда в них что-то попадало (но не пробивало). Если кто-то думает, что раньше было не так, сильно ошибается. В ходе Шестидневной войны египетская армия потеряла 73 ИС-3,часть из которых досталась во вполне исправном состоянии. Особенно показателен случай, когда 125-я бригада бросила около 30 танков.
Часть трофейных египетских ИС-3 требовала ремонта, который проводился в Израиле своими силами. Поэтому некоторые танки имеют несколько странную конфигурацию, особенно это касается крыльев и надмоторной плиты. Связано это с тем, что моторы В-11 менялись на В-54 с трофейных Т-54. При этом переделывалась и надмоторная плита. Некоторое число ИС-3 переделали в неподвижные огневые точки, вынув содержимое МТО и разместив внутри дополнительный боезапас. Часть же трофейных танков оставалась вполне исправной.
Официально на вооружении ЦАХАЛ трофейные ИС-3 не принимались. Они, как и часть трофеев, находились в резерве. Включая танк с серийным номером 703-541471-Б, который был построен в ноябре 1945 года на ЧКЗ. Его корпус и башня также были изготовлены в Челябинске - на заводе №200. Как и другие ИС-3, он прошел программу УКН, после чего отправлен в Египет. С довольно высокой долей вероятности это один из тех самых танков, которые бросила 125-я бригада, далее их захватила 38-я танковая дивизия под командованием генерала Ариэля Шарона.
Некоторое время назад устаревшую технику стали потихоньку распродавать за рубеж. В этом кроется причина, откуда вдруг стали появляться Pz.Kpfw.IV (на самом деле это чехословацкие T-40/75N из состава сирийской армии, затрофеенные в 1967-7 гг). Таким же образом из запасников Латруна в Прибалтику уехал ИС-3 УКН. А оттуда он перекочевал в Музей отечественной военной истории. В отличие от других танков такого же типа, этот ИС-3 УКН сохранился в первозданном виде. Внутри лишь были накрашены маркировки на иврите, которых там давно нет.
Танк прибыл в музей в хорошем техническом состоянии, так что доработки потребовались минимальные. Осенью 2019 года музей принял решение, что танки не должны стоять зелеными крокодилами, посему возникла идея нанесения маркировок. В качестве прототипа был выбран ИС-3 с башенным номером 704. Танк из состава 4-й гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой дивизии. Сделано это из уважения к памяти маршала бронетанковых войск П.П. Полубоярова, который командовал дивизией, а до того 4-й Гв.ТК., из которой ее сформировали. Есть еще одна веская причина - именно Павел Павлович инициировал работы по улучшению ИС-3, которые привели к программе УКН.
Музейный ИС-3 вполне бодро ездит, но только тогда, когда это нужно. Парад 9 мая 2025 года для него стал первым, причем "командиром" на танке был актер Леонид Ярмольник, чья "Победа" заняла место в музее. На Великую Отечественную войну этот танк не успел, но свою роль сыграл. Особенно что касается Парада Победы в Берлине. Именно поэтому в музее решили, что ИС-3 должен быть одной из замыкающих машин.
Другие статьи по танкам семейства ИС:
К 78-летию начала испытаний КВ-13
История КВ-13 (ИС-1) второго варианта, ставшего предшественником тяжелого танка ИС
История создания тяжелого танка ИС-2 (234) и других гаубичных танков на шасси КВ-13 (ИС-1)
История тяжелого танка Объект 237, принятого на вооружение Красной Армии как ИС-1 (ИС-85)
История ИС-85, первого серийного тяжелого танка семейства ИС
Разработка силами ЦАКБ измененной башни КВ-1с для установки 85-мм орудия С-31
История опытного тяжелого танка Объект 240, предшественника серийного ИС-2
Рассказ о тяжёлом танке Объект 240, находящемся на территории Кировского завода
Попытка создания 122-мм унитарного патрона для орудия Д-25
Почему появление тяжелого танка ИС являлось единственно верным решением
История тяжелых танков ИС-2 раннего выпуска, вооруженных 122-мм орудием Д-25Т с поршневым затвором
Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2
Проект большой модернизации ИС-2, который прорабатывался весной 1944 года ОКБ завода №100
История проектного танка ИС-2У, попытки большой модернизации ИС-2 силами завода №100
Рассказ о тяжелом танке ИС-2, послужившем в Красной Армии, а после войны в немецкой армии
Рассказ о тяжелом танке ИС-2М из парка "Патриот"
Рассказ о тяжелом танке ИС-2М из коллекции Имперского Военного Музея в Даксфорде
История создания тяжелого танка "Кировец-1" ("Объект А"), ставшего предшественником серийного ИС-3
К 80-летию принятия на вооружение тяжелого танка ИС-3