Черт возьми...Как же я раньше об этом не догадался.
Разрезанная лыжная палка в палатке
Я имею в виду еще одну загадку в этой истории: лыжную палку, аккуратно разрезанную на две части, которую поисковики нашли в палатке.
Из показаний студента-поисковика Владимира Лебедева (Лист 315 УД):
"В палатке мы обнаружили лыжную палку, от которой был отрезан верхний конец по аккуратному концевому надрезу и еще один надрез был сделан. Это говорит о том, что видимо кто-то остался в палатке значительно позже других, может быть на сутки. Потому что человек от нечего делать не будет резать палку, которая еще может пригодиться".
Из показаний студента-поисковика Вадима Брусницына (Лист 368 УД):
"Поверх всех вещей лежала разрезанная на несколько кусков лыжная палка, на ней, по-видимому был укреплен северный конек палатки. Решиться на порчу палки, учитывая то, что в группе не было запасных можно только при особых обстоятельствах".
Уже в наше время, в 2000-е годы, Вадим Брусницын повторил свой рассказ об этой найденной в палатке лыжной палке. Из интервью Брусницына от 2007 года:
БВ. Значит, на что я обратил внимание – внутри палатки была лыжная палка, не знаю – кто-то говорил про неё или не говорил? Разрезана на несколько частей.
КА: Не говорили, говорили про сломанную палку, была какая-то сломанная палка.
КЮ: И вот вы уточняете, что она расщеплена была.
БВ: Она была разделана на несколько частей – так у меня записано в моих записях.
КЮ: Она была бамбуковая…
БВ: В то время деревянные были палки… Мне тогда показалось это очень странным, потому что зачем резать палку? Трудно придумать к чему бы это, тем более про запас никто палки не берёт – это лыжи иногда берут с собой, а палки нет. Вот такая характерная черта.
КА: Внутри палатки?
БВ: Да, внутри палатки.
Из интервью Брунисцына от 2014 года:
"– Расскажите, как вы разбирали палатку.
– Заняться палаткой мне поручил начальник экспедиции Масленников. Велел все вещи переписать. Сначала мы чистили палатку от снега, вынимали все осторожно. Верхняя одежда туристов была скомканная и смерзшаяся. А в северном торце палатки мы обнаружили нечто странное - поверх одежды лежала разрезанная на несколько частей лыжная палка. Тогда мы и поняли, что северный конек упал, потому что палку, которая держала его, кто-то снял и стал резать. Мне даже запомнилась стружка от резки. Она тут же лежала.
– Палка была бамбуковая?
– Точно не помню, но думаю, что березовая. Бамбуковые палки в то время были в большом дефиците. В той группе, по-моему, только у Дятлова были бамбуковые палки. Их просто еще с довоенных времен к нам не поставляли.
– А как палка была подрезана?
– Перпендикулярно к оси. Точно по кругу. А потом по разрезу ее сломали.
– А печку вы помните?
– Конечно. В ней были сухие дрова. Но эта палка меня тогда здорово озадачила. Да и не только меня. Мы все гадали, почему она была разрезана. Ведь это действие было крайне неразумным. Получается, образно говоря, дятловцы подрезали сук, на котором они сидели, уронив тем самым один край палатки…А после я получил распоряжение, кажется, от следователя Иванова, - все вещи свернуть в палатку и погрузить в вертолет. Туда же попала и эта палка".
Как мы видим, сразу двое поисковиков рассказывали об этой палке, при этом Вадима Брусницына эта палка настолько озадачила и настолько крепко врезалась ему в память, что он и много лет спустя в своих интервью вспоминал про эту разрезанную лыжную палку.
И это понятно: как совершенно верно заметили Лебедев и Брусницын, ни один турист, находясь в здравом уме, не будет разрезать свою лыжную палку. Это что-то совершенно странное и необъяснимое, еще одна загадка в этой истории.
Как все это понимать?
Лебедев и Брусницын попытались найти этому странному обстоятельству какое-то "объяснение". Лебедев решил, что после "бегства" дятловцев из палатки кто-то из дятловцев почему-то не побежал со всеми остальными, остался в палатке, и зачем-то разрезал эту лыжную палку. Зачем? Этого Лебедев объяснить не мог.
Брусницын же считал, что дятловцы приняли какие-то психотропные средства - только так он мог объяснить всю ту абсурдную "картину трагедии", которую там попытались изобразить советские товарищи во время своей инсценировки. То есть "объяснял" эту разрезанную лыжную палку тем, что у дятловцев буквально "поехала крыша".
Так себе "объяснение", надо признать: я не думаю, что в Совдепии в то время производились подобные психотропные средства, и уж тем более не думаю, что дятловцы решили их испытать не себе.
Но никаких других объяснений этому странному обстоятельству на сегодня не существует. "Лавинщики" что-то там врут о том, что эту лыжную палку якобы "сломало лавиной", хотя Брусницын и Лебедев ясно говорили, что эта лыжная палка не была сломана - она была аккуратно разрезана ножом по диаметру, причем такие надрезы были в нескольких местах. "Техногенщики" же эту странность вообще никак объяснить не могут.
А у меня для этой странности, конечно же, объяснение есть. Простое и естественное.
Дело рук мансюков?
Признаться, я поначалу думал, что эту лыжную палку - которую дятловцы использовали в качестве стойки для палатки - разрезали мансюки.
Во время нападения на дятловцев - после того, как мансюки убили Тибо и Золотарева - дятловцы уже боялись покидать палатку, и шаман Александр Прокопьевич Бахтияров вбросил в палатку свой ядовитый порошок из белладонны.
А чтобы дятловцы все-таки покинули палатку, решил я, кто-то из мансюков вполне мог подрезать стойку палатки, чтобы обрушить палатку на дятловцев.
Но в таком варианте есть серьезные недостатки. Во-первых, я не думаю, что мансюки стали бы разрезать эту стойку ножом: наверняка перед нападением на дятловцев они, помимо ружей и колотушек, прихватили с собой топор, и они бы просто разрубили эту лыжную палку топором.
А во-вторых, совершенно непонятно, зачем советские товарищи во время своей инсценировки положили эту разрезанную палку в палатку. Ведь эта разрезанная палка была почти что равносильна подписи: "Все это инсценировка. Дятловцы не могли разрезать свою лыжную палку. И палатку на этом месте они не ставили". Зачем же советским товарищам было так явно расписываться в том, что палатка на склоне и все прочее было инсценировкой? Ну, нашли бы они замену этой палке. Или вовсе ее убрали бы - никто бы там эти палки считать не стал. Они даже с количеством лыж напортачили, воткнув одну пару лыж в липовый "лабаз" (см. ссылки ниже), и многие этого не замечают, а уж лыжные палки точно никто бы считать не стал.
Эксцесс исполнителей
То есть вариант, что эту палку разрезали мансюки во время своего нападения на дятловцев, выглядит сомнительным. Сами дятловцы ее, конечно, тоже разрезать не могли. А значит? А значит, остается единственный вариант: эту палку все-таки разрезали инсценировщики, но сделали они это не целенаправленно, в рамках своей инсценировки - это результат эксцесса исполнителей.
Таких эксцессов исполнителей в ходе этой инсценировки было допущено несколько. Так, например, на "настиле" была найдена солдатская обмотка из шинельного сукна.
Еще одна такая же солдатская обмотка была найдена во время опознания вещей в одном из рюкзаков дятловцев. Но когда Юра Юдин попросил Иванова вписать эту обмотку в Протокол - тот наотрез отказался.
И откуда взялись эти две солдатские обмотки - вполне понятно: непосредственно инсценировкой на перевале занималась группа солдат из 8-10 человек из стройбата железнодорожной бригады, расквартированной в Серове, под чутким руководством парочки чекистов из МВД.
Солдатики использовали эти солдатские обмотки для спуска тел с вертолетной площадки, у останца, вниз, к Кедру и оврагу.
И двое из солдатиков побрезговали забирать свои обмотки с собой (все-таки трупы с их помощью таскали): один из них бросил свою обмотку на "настил", а другой - незаметно засунул ее в чей-то рюкзак.
Солдатики ведь люди подневольные. Им приказывали - они делали. И им на эту инсценировку было глубоко плевать. Вот они и постарались при первой же удобной возможности избавиться от этих обмоток.
И именно благодаря этим двум солдатским обмоткам, найденным на "настиле" и в одном из рюкзаков дятловцев, мы сегодня можем определить, каких солдат, из какой части, советские товарищи привлекли для работы во время этой инсценировки. Дело в том, что в 1956 году в советской армии была проведена реформа, и к 1959 году почти вся советская армия была переведена на кирзовые сапоги и портянки.
И ботинки с солдатскими обмотками в 1959 году использовались уже только в тыловых и вспомогательных частях. В частности, в той самой железнодорожной бригаде из Серова. Саперы из этой части привлекались и к "поисковым работам", и на фото ниже прекрасно видно, что они носили ботинки с обмотками.
Установка палатки
И вот тогда каким образом в палатке оказалась эта разрезанная лыжная палка, становится вполне понятно.
Как мы выяснили ранее, чекисты с солдатами палатку на склоне даже толком не устанавливали: просто прикрепили ее дно с помощью лыжных палок, поставили две стойки из лыжных палок под передним и задним торцом палатки, а потом расстелили в палатке рюкзаки и разложили там вещи дятловцев.
А чтобы палатку не сдуло ветром к моменту появления поисковиков, чекист приказал солдатам убрать заднюю стойку и закидать палатку сверху снегом (переднюю стойку чекист решил оставить - иначе поисковикам "найти" палатку на этом склоне было бы сложно). После чего чекист отправился вниз, к Кедру и оврагу, чтобы проконтролировать, как вторая группа солдат делает "настил" и укладывает четыре трупа в овраге.
И солдатики, перекурив, принялись за работу: быстренько накидали на центр палатки побольше снега.
Стоп! И тут солдатики вспомнили, что чекист им приказал убрать заднюю стойку (лыжную палку). Но теперь вытащить эту лыжную палку из-под конька палатки - когда на этой палке висел брезент с массой снега - было уже невозможно! Снова разгребать весь снег с палатки? А потом, вытащив стойку, снова его накидывать на палатку?
И солдатики решили поступить проще: просто разрезать эту лыжную палку, стоявшую под задним торцом, и вытащить ее таким образом. Что один из солдатиков и сделал. Сначала он присел на корточки, начал резать палку по краям, по диаметру. Но разрезать такую палку ножом оказалось не так просто - ноги затекли. И солдатик привстал и разрезал палку ближе к верхнему концу. После чего спокойно ее вытащил из-под конька палатки и засунул в палатку, обе разрезанные части.
Ну, а когда чекист снова поднялся к палатке - солдатики бодро доложили ему о выполненном задании: задняя стойка убрана, палатка закидана снегом, и чекист остался доволен выполненной работой.
И вот так эта разрезанная лыжная палка оказалась в палатке. Это просто еще один эксцесс исполнителей.