Кофе в русской дворянской среде второй половины 19 века — не просто напиток, а важный элемент повседневности.
Левин отвязал лошадь и поехал домой пить кофе. Напившись кофею, Левин уехал опять на покос, прежде чем Сергей Иванович успел одеться и выйти в столовую.
В 19 веке Петербург был охвачен всепоглощающей страстью к кофе. Женская прислуга даже оговаривала себе отдельное «кофейное довольство».
Действие романа «Анна Каренина» разворачивается в 1870‑е годы, когда кофе уже прочно вошёл в обиход высшего общества.
Он непременно подавался утром и был обязательным элементом завтрака.
Одевшись, Степан Аркадьич, ... вышел, ... в столовую, где уже ждал его кофе и, рядом с кофеем, письма и бумаги из присутствия.
Окончив письма, Степан Аркадьич придвинул к себе бумаги из присутствия, быстро перелистовал два дела, большим карандашом сделал несколько отметок и, отодвинув дела, взялся за кофе. За кофеем он развернул ещё сырую утреннюю газету и стал читать её.
Еще Анна не успела напиться кофе, как доложили про графиню Лидию Ивановну.
«Да, — вспоминала она, — что-то было ненатуральное в Анне Павловне и совсем непохожее на ее доброту, когда она третьего дня с досадой сказала: „Вот, все дожидался вас, не хотел без вас пить кофе, хотя ослабел ужасно“».
Он служил знаком гостеприимства при приёме гостей;
Вернувшись с Кити с вод и пригласив к себе к кофе и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку, князь велел вынести стол и кресла в садик, под каштан, и там накрыть завтрак. Под дрожащею кругами тенью листьев, у покрытого белою скатертью и уставленного кофейниками, хлебом, маслом, сыром, холодною дичью стола, сидела княгиня в наколке с лиловыми лентами, раздавая чашки и тартинки.
— Ну, на что ты накупил эту бездну? — говорила княгиня, улыбаясь и подавая мужу чашку с кофеем.
Он подчёркивал европейский лоск дома в противовес «народному» чаю.
Лакей предложил кофе.— После, — сказала она.
Либо это был один из вариантов времяпрепровождения:
Левин пошел к дому Щербацких. Парадные двери были заперты, и все спало. Он пошел назад, вошел опять в номер и потребовал кофей. Денной лакей, уже не Егор, принес ему. Левин хотел вступить с ним в разговор, но лакею позвонили, и он ушел. Левин попробовал отпить кофе и положить калач в рот, но рот его решительно не знал, что делать с калачом.
И действительно, Кити видела, что она всегда занята: или она уводит с вод детей русского семейства, или несет плед для больной и укутывает ее, или старается развлечь раздраженного больного, или выбирает и покупает печенье к кофею для кого-то.
В России история кофе началась с 1665 года, когда придворный лекарь Сэмюэль Коллинз предписал царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I, следующий рецепт: «Варёное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений».
В начале 18 века большой вклад в распространение кофе в России внёс сам император Пётр I. Он во время своей заграничной поездки посетил Голландию и, пожив в доме торговца и бургомистра Амстердама, пристрастился к кофе. Вернувшись в Россию, он ввёл его в обычай подавать на ассамблеях. В 1724 году по указу Петра в Петербурге появились трактиры для иностранцев, где стал подаваться кофе.
Слово «кофе» заимствовано. Первоначально оно вошло в русский язык как «кофий». Постепенно «кофий» преобразовалось сначала в «кофей», а затем и в «кофе». Но до сих пор еще можно услышать не «кофе», а «кофей».
— Браво! Вронский! — закричал Петрицкий, вскакивая и гремя стулом. — Сам хозяин! Баронесса, кофею ему из нового кофейника.
- Ну, так я вам дам кофею, идите мойтесь и убирайтесь, — сказала баронесса, опять садясь и заботливо поворачивая винтик в новом кофейнике. — Пьер, дайте кофе, — обратилась она к Петрицкому, которого она называла Пьер, по его фамилии Петрицкий, не скрывая своих отношений с ним. — Я прибавлю.
Кофе так и не сварился, а обрызгал всех и ушел и произвел именно то самое, что было нужно, то есть подал повод к шуму и смеху и залил дорогой ковер и платье баронессы.
Первый кофейный дом в России был открыт личным указом императрицы Анны Иоанновны в 1740 году.
Императрица была страстной поклонницей этого напитка. Каждое утро она непременно начинала с чашки кофе, которая подавалась ей в постель.
Именно при Анне Иоанновне с 1740 года в Петербурге начали открываться полноценные кофейни или «кофейные дома».
Император Пётр III (супруг Екатерины Великой), также начинал утро с крепкого кофе.
Говорят, Екатерина II отличалась любовью к особенно крепкому кофе.
Она выпивала 4 чашки каждое утро, на которые уходило 400 грамм молотых зерен. Я, конечно, крепкий кофе тоже люблю, но именно в этот момент я понимаю, что я не Екатерина и даже не родственница ейная.
В это же время популярным становится гадание на кофейной гуще.
К середине 18 века появляются даже печатные книги с наставлениями для гаданий на кофейной гуще.
В 1799 году гадание на кофейной гуще стало темой столичных пересудов в связи с судебным делом поручика Егора Кемпена.
(По аналогии, как в «Гардемаринах»: «Так об этом весь Петербург болтает. И все под страхом см»ртной к@зни»)
Поручик рассказывал историю о гадалке-кофейнице, будто бы гадавшей на кофейной гуще императору Павлу и предсказавшей ему кончину. Кемпен был допрошен и переведен подальше от столицы.
К началу 19 века в Петербурге число кофейных заведений постоянно росло.
Одним из популярных было кафе «Вольфа и Беранже», которое особенно любили литераторы. Здесь бывали М. Ю. Лермонтов, А. Н. Плещеев, Н. Г. Чернышевский и многие другие.
Именно здесь 27 января 1837 года A. C. Пушкин встретился со своим секундантом К. К. Данзасом перед тем, как отправиться к месту дуэли с Ж. Дантесом.
В 19 веке в Россию завозили 2 сорта кофе: арабику и мокко.
Кофе подавали в разных вариантах:
«мужской» вариант - чёрный без молока и без сахара;
(А я оказывается мужской вариант кофея люблю)))
вариант «для дам» - с сахаром и сливками (иногда еще с корицей, кардамоном или ванилью);
«аристократический» вариант - с ликёром или коньяком.
— Кофей готов, и мамзель с Сережей ждут, — сказала Аннушка, вернувшись опять и опять застав Анну в том же положении.
Она быстро оделась, сошла вниз и решительными шагами вошла в гостиную, где, по обыкновению, ожидал ее кофе и Сережа с гувернанткой.
— Оставьте его со мной, — сказала она удивленной гувернантке и, не выпуская руки сына, села за приготовленный с кофеем стол.
Кофе - деталь эпохи.
Кофей для Анны – это частичка ее жизни, маленький эпизод ее счастья.
Горячий шоколад для Эркюля Пуаро
«Пуаро Агаты Кристи»: «Коробка шоколадных конфет»
Трагичная средневековая история шоколада
Печенье «Мария» для русской княжны и английского принца
Рецепт конфет из турецкого гарема, которые можно было наложницам
Спасибо за интерес к моим статьям! Поддержите мое творчество лайком и подпиской!