Найти в Дзене
Будущее не в прошлом

История Китая в дорамах. Глава 8: династия Хань, уникальный Лю Бан.

При династии Хань сформировались три основные тенденции династической китайской цивилизации: противостояние феодалов и императора, бюрократическое конфуцианство и постоянные сражения с варварами. (все предыдущие главы в подборке) Все-таки истории без личностей и событий не бывает, и было бы неправильно оставить династию Хань без упоминания хотя бы двух очень важных персонажей эпохи. Один из них — классический пассионарий, император У-ди, и таких в имперской истории хватало, но не так много, как хотелось бы. А вот император Хань Гао-цзу, известный под именем Лю Бан, однозначно уникальная личность не только для истории Китая, но и, пожалуй, всей известной человеческой истории. Удивительно, как такой балбес, пьяница и повеса мог выиграть у талантливого «принца» Западной Чу, Сян Юя, гонку за императорский трон. Конфуцианские историки удачу Лю Бана по обыкновению приписывали мифической добродетели, придуманному происхождению от самого Желтого Императора и дарованным мандатом Сына Неба. Но е

При династии Хань сформировались три основные тенденции династической китайской цивилизации: противостояние феодалов и императора, бюрократическое конфуцианство и постоянные сражения с варварами.

(все предыдущие главы в подборке)

История через призму дорам | Будущее не в прошлом | Дзен

Лю Бан: самый народный император в истории Китая

Все-таки истории без личностей и событий не бывает, и было бы неправильно оставить династию Хань без упоминания хотя бы двух очень важных персонажей эпохи. Один из них — классический пассионарий, император У-ди, и таких в имперской истории хватало, но не так много, как хотелось бы. А вот император Хань Гао-цзу, известный под именем Лю Бан, однозначно уникальная личность не только для истории Китая, но и, пожалуй, всей известной человеческой истории.

Удивительно, как такой балбес, пьяница и повеса мог выиграть у талантливого «принца» Западной Чу, Сян Юя, гонку за императорский трон. Конфуцианские историки удачу Лю Бана по обыкновению приписывали мифической добродетели, придуманному происхождению от самого Желтого Императора и дарованным мандатом Сына Неба. Но если внимательно присмотреться к биографии Лю Бана, то скорее увидим следование пути Дао, когда даже неудачи помогают достигать цели.

Первое, что бросается в глаза, что не было у Лю Бана никакой добродетели, как его понимали конфуцианцы, — учиться до кровавых слез. Сын землевладельца (простолюдина) средней руки с раннего детства не проявлял никакого рвения к чтению книг, зато был завсегдатаем кабаков, где периодически напивался в долг. Сводить концы с концами помогал старший брат, а отец постоянно ругался и называл его мелким негодником. Но была у него удивительная природная харизма, доброта к людям и подвешенный язык, способный очаровать любого. Любитель вина, доброта к людям и завораживающая речь — скорее признаки даосского отшельника, чем конфуцианца. Еще раз подчеркнем его любовь к людям: люди важнее конфуцианских догматов и строгих законов.

-2

Благодаря дружбе с местными чиновниками Лю Бан получает должность тин-чана (по-нашему — участковый) в родном округе Пэй. Денег это ему особо не принесло, но давало возможность бесплатно пить в подконтрольных чайных и встречаться со знатными людьми. Благодаря своей должности и друзьям как-то раз попал на пир аристократа Люй Вэня и своими искрометными речами настолько очаровал хозяина банкета, что тот предложил Лю Бану жениться на своей дочери Люй Чжи. Даже если это была дочь от наложницы, всё равно неординарный случай, чтобы аристократ выдал дочь замуж за сына простолюдина. Вот такая была у человека и харизма, и внешность.

Сам по себе Лю Бан был еще тем повесой. Еще до женитьбы имел наложницу, родившую ему первенца, а став императором, обзавелся множеством молоденьких девушек и даже мальчиком не брезговал. В общем, и здесь никакого конфуцианства. Его законной супруге Люй Чжи приходилось на все это смотреть сквози пальцы, порядки такие, но уже став императрицей показала свой аристократический характер и сыграла немалую роль в становлении династии Хань.

Лю Бан мог бы, наверное, всю жизнь оставаться мелким уездным чиновником, но судьба или дао решили сделать его инструментом китайской истории. Как-то раз Лю Бан сопровождал каторжников на государственные работы и после очередного привала обнаружил, что часть из них сбежала. По тогдашним законам всем оставшимся, включая Лю Бана, грозило четвертование, так что наш персонаж, мгновенно оценив ситуацию, толкнул пламенную речь о важности человеческой жизни и предложил оставшимся либо сбежать, либо вместе с ним организовать преступное сообщество, в просторечье называемое бандой. Большинство выбрало второй вариант, и дружная компашка уже закадычных приятелей толпой захватила заброшенную крепость Мандан, где обустроила свою малину.

-3

Чуть позже кланы из царства Чу организовывают восстание против династии Цинь и предлагают банде Лю Бана присоединиться к ним. Лихие парни с радостью соглашаются и с ходу захватывают свой родной уездный город Пэй. Потом еще несколько соседних городов, и Лю Бан получает среди восставших официальный титул Пэй-хоу. Казалось бы, вот он, даровитый военачальник, но нет, полководец из Лю Бана так себе. Обычно он подходил к городу, устраивал для местных чиновников пир, где толкал речь о добродетели и обещал всем сохранить жизнь. Обычно чиновники соглашались, а многие горожане записывались добровольцами в армию Лю Бана. Харизма нашего героя оказалась оружием пострашнее любого меча.

Для победы над Цинь оставалось захватить тогдашнюю столицу Сяньян (практически нынешний Сиань), и лидер восставших, Хуай-ван II, пообещал подарить любому, кто ее возьмет, титул правителя сакрального места силы «внутри перевалов» в вечное владение.

Армия Лю Бана быстрым маршем добежала до стен Сяньяна, и, как обычно, лидер толкнул речь о ценности жизни, пообещав всем мирное сосуществование при новой династии. Город сдался, а Лю Бан своими силами обеспечил безопасность его жителей. Но никакая история про приключения даоса в земном мире не может обойтись без битвы с демоном, и таким демоном для Лю Бана стал повелитель Западной Чу Сян Юй.

Даже по описанию он походил больше на демона, чем на обычного человека: огромный и невероятно сильный, талантливый военный стратег, злобный, вспыльчивый, жестокий и подозрительный. Услышав, что Лю Бан уже захватил столицу Цинь, организовывает Хунмэньское празднество (пир у Лебединых Ворот), чтобы убить Лю Бана, но покушение проваливается. Режиссерская версия этого события в фильме.

Белая месть/Хунмэньское празднество
Год выпуска: 2011
Актеры: Лю И Фэй, Энтони Вон, Фэн Шао Фэн, Энди Он, Сюй Сян Дун, У Ма, Джордан Чан, Чжан Хань Юй, Чэнь Куань Тай, Лай Мин, Цзя Цин, Ду Юй Мин
Режиссёр: Даниель Ли
-4

После этого Сян Юй заводит свои войска в Сяньян и устраивает резню, под корень уничтожая династию Цинь. Показательный и бессмысленный акт жестокости. Но на этом он не останавливается, организовывает удачное покушение на лидера восстания Хуай-вана II, объявляет себя гегемоном (не путать с императором), делит империю на 18 провинций и фактически уничтожает империю. Лю Бана он ссылает управлять нищей провинцией Ханьчжун (Сычуаньская долина, бывшее царство Шу) и дарует титул Хань-вана.

Лю Бан негодует, вместо обещанной сакральной земли «внутри перевалов» получает бедные окраинные земли и через год начинает военную компанию против Сян Юй. Здесь уже сладкие речи не работают, и армия Лю Бана чаще испытывает горечь поражений, чем радость побед. Но его снова спасет магическая харизма и гипнотизирующие речи. После каждого поражения ему снова и снова удается собирать полки добровольцев под свои знамена со всей империи. В конечном итоге «демон» Сян Юй повержен, и Лю Бан начинает строительство новой императорской династии Хань.

Все это можно посмотреть в дорама «Легенда о царствах Чу и Хань» 2012 года

Вместо жесткого централизованного государства династии Цинь или разрозненных царств династии Чжоу Лю Бан создает сложную политическую систему феодальной империи, где у правителей на местах достаточно власти и богатств, но у императора все права, чтобы его сместить, если он не будет справляться или утратит лояльность. Вся эта система держалась на том, что губернатор провинции не должен был иметь слишком много войск, а у императора достаточно возможностей, чтобы собрать огромное войско для его усмирения. Эта конструкция власти хорошо показана в дораме «Скрытое очарование» и «Восхождение Фениксов».

Дорама Скрытое Очарование | Будущее не в прошлом | Дзен
-5

За время правления Лю Бан сумел в провинциях посадить большинство своих людей (чаще всего родственников), а недовольных свергал силой и тоже сажал своих людей. После его кончины расстановку лояльных губернаторов продолжила его первая жена, императрица Люй Чжи. Также Лю Бан создал имперское правительство с одним главным и несколькими вице-канцлерами. Это была китайская система сдержек и противовесов, чтобы ни одна фракция в империи не имела достаточно сил для свержения Сына Неба. Именно ее мы видим в дорамах, когда толпа людей в церемониальных одеждах и головных уборах стоит пред очами Сына Неба и предлагает ему решения, чтобы улучшить жизнь народа. Лю Бан, словно даос-алхимик, искусно соединил различные политические системы, чтобы создать прочную империю. Эта уникальная структура власти просуществовала более двух тысяч лет.

Император Лю Бан был из народа, для народа и благодаря народу — самый народный император. После войны Хань и Чу первым делом уменьшил срок барщины и снизил налоги, правда, только земледельцам, для торговцев подати, наоборот, выросли. Всех, кто продал себя в рабство ради пропитания во время боевых действий, освободил. Повоевав с варварами, понял, что это тяжкое бремя для империи, и учредил систему хэцинь — династические браки дочерей императора с правителем хунну и выплата ежегодной дани в качестве приданного. Деньги не важнее жизни народа.

В целом был лоялен к конфуцианству, особенно ему нравилась теория Мэн-цзы, что Мандат Неба может получить любой, даже не из правящей династии, и себя точно считал Сыном Неба. Но всё же по убеждениям он был скорее даосом или моистом — любил людей, а талантливые люди отвечали ему преданностью. Дао таких любит, Дао таким помогает.

Следующая история будет про Хань У-ди - идеальный император для династического Китая.

(это же котик? или рыбка?)

-6

А на сегодня все...