Если совсем честно определять начало китайской цивилизации, то отсчет следует вести с династии Чжоу. Только в этот период появляются ее уникальные качества, создавшие немного мистический ореол «китайцы и остальной мир». 3000 лет — достоверный возраст китайской цивилизации.
(Все статье по теме можно найти в подборке)
Территория как фактор уникальности Китая
Относительная изолированность долины Хуанхэ (окружена горами с труднопроходимыми перевалами) позволила сформироваться полностью автохтонной культуре. Это в Средиземноморье, как в проходном дворе, сталкивались языки, религии, политические системы и этносы, подавляя и обогащая друг друга. А на богатых китайских равнинах в поймах рек и нужно было всего-то несколько удачных «случайностей» и парочка умных правителей, чтобы создать ядро цивилизации, притянувшее в сферу своего влияния менее удачливые культуры и этносы.
Первая удачная случайность — технология бронзы, от оружия до ритуальной утвари. Технология пришла с миграцией кочевников из Алтая (отслежено по находкам). Некоторые считают саму Шан пришлыми кочевниками, победившими местных (династию Ся), но основная версия — местные технологию скопировали. В любом случае, освоение сложного литья бронзы в формы мастерами Шан делало эту династию доминирующим государством в долине Хуанхэ.
Вторая приятная случайность — письменность. Откуда и как появилось иероглифическое письмо в Китае — загадка. Судя по всему, сама династия Шан считала письмо даром богов, так что значки даже не пыталась изменить и использовали только для гадания и надписей на ритуальных предметах. Как оно было на самом деле, мировая история не уверена, а китайская все еще хочет доказать, что было так, как написано в исторических записках Сыма Цяня: придумал некий писарь при Желтом Императоре. Как ни странно у китайской версии есть основания, но об это позже.
В любом случае, два фактора — бронзовое оружие в руках и доброе слово на бумаге, рассказывающее, как правильно жить, а также отсутствие злобных соседей, готовых проглотить китайцев, способствовали тому, что все ближайшие племена и народы стали воспринимать китайскую цивилизацию как собственную. Даже когда некоренному этносу (согдийцы, монголы, маньчжуры) удавалось посадить своего правителя на трон, они все равно продолжали жить по укладу, сложившемуся при династии Чжоу. Уж на что злобными и чужеродными были монголы династии Юань, но и у них не хватило силенок переписать культурные коды китайской цивилизации.
Гуаньчжун: трудно атаковать, легко оборонять
Рассказ о возвышении Чжоу нужно начать с географии, тот случай, когда место силы видно невооруженным глазом. По легенде, когда Шан захватила власть, часть Ся бежала на запад в горы и стала осваивать долину реки Вэй. Места здесь и климатом, и пропитанием похуже, чем на берегах Хуанхэ, но защищены со всех сторон высокими горами. Было всего четыре перевала, ведущие в долину, которые легко защищать и от набегов кочевых племен, и от притязаний властей на землю. Отсюда и историческое название региона — Гуаньчжун, «внутри перевалов» 关中.
За сотни лет при династии Шан племена в бассейне Вэйхэ объединились под властью клана Цзи в процветающий народ Чжоу. Отстроили столицу Фэнхао из двух городов: Фэн (для поклонения предкам) и Хао (администрация). После победы над Шан построили запасную столицу на востоке — Чэнчжоу 成周 (будущий Лоян). Потому и Западная Чжоу, что первая столица была на западе от Центральных Равнин.
Однако история региона Гуаньчжун как места силы на этом не заканчивается. Во времена Восточной Чжоу территорию Гуаньчжун «подарили» царству Цинь, и история повторилась. Благодаря защищенности от набегов чужих армий Цинь смогло безопасно развиваться и в конечном стало настолько сильным, что объединило разрозненные царства в единую империю Цинь. Чуть севернее Фэнхао в месте слияния рек Вэй и Цинь Лю Бан основал Чанань (Сиань), столицу династии Хань, коий формально был столицей китайской цивилизации почти до конца Тан.
Чжунъюань: сакральное место силы
В каком-то смысле войну Чжоу и Шан можно представить как историческое противостояние двух «мест силы»: безопасного Гуаньчжун и богатого Чжунъюань, продолжавшееся со времен легендарных Янди (Огненный император) и Хуанди (Желтый император).
Среднее течение Хуанхэ, после спуска с гор и смены направления с южного на восточное, традиционно считается местом появление китайской нации, народа хуаяся, будущего этноса хань. Жить здесь было легко: защищено с трех сторон горами, много воды, много речушек для торговли, умеренный климат и как результат обильные урожаи. Живи и размножайся, чем хуася активно и занимались.
Сам регион был размеров максимум 500 на 500 км (1000 на 1000 ли), что для древности учитывая сложный рельеф бесконечно много, давал возможность безбедно существовать самым разным племенам, включая варварские. Династия Шан благодаря бронзе и письменности доминировала в регионе, но по большому счету так и не смогла подчинить себе не то, что варваров, а и некоторые другие племена хуася.
Уже при династии Восточная Чжоу благодаря трудам конфуцианцев у региона появляются уникальные названия и сакральное значение. Обычно его называли Чжунъюань (центральная равнина 中原), но встречается и Чжунту (центральная земля 中土) и Чжунчжоу (центральный район 中州). Само по себе слово центральная (равнина) подразумевала центр мира и ось вращения для остальных регионов. Конфуций, как всегда, преувеличивал, но этот миф (в смысле нарратива) уже часть исторического сознания Китая и транслируется во многих дорамах.
Дорама «Бесконечная тоска в разлуке» (39:27 в первой серии), с изрядной условностью показывая расстановку сил на момент противостояния Чжоу и Шан — воинственный север, богатые центральные равнины и таинственный юг. Задача героя — объединить всех в империю.
Уф, добрался до самой истории.
История и легенды смены Шан на Чжоу
Если следовать строго историческим данным, то последовательность событий была примерной такой. Для правителей Шан народ Чжоу было очень далеким вассальным царством, не менее 500 км пути, и к тому же запертым враждебными племенами в долине Вэйхэ — шанцы и знать их не знали, и думать не думали о них.
Однако воинственная Чжоу за сотню лет сумела подчинить всех соседей и решила, что пора показать, кто в Китае главный. Захватив перевал Хангу, ворота на центральные равнины, и брод через Хуанхэ (в районе города Мэн) для переправки войск на другой берег, объединенные силы Чжоу быстро приближались к городу Инь (современный Аньян), столице Шан. Тогдашний правитель Шан выступил им навстречу, дал бой при Муе и потерпел сокрушительное поражение. Самостоятельно отправил себя к предкам, а остатки династии Шан бежали на восток, в последующем основав там царство Сун.
Как пишут хроники, основные войска Шан в тот момент сражались с варварами на востоке, а на битву согнали в основном рабов, кои при первой возможности либо разбежались, либо перешли на сторону Чжоу. 45 тыс. профессиональных воинов разгромили 200 тыс. оборванцев. Пишут, крови было столько, что тела плыли как бревна по реке. Всё это, конечно, можно делить примерно на 10, потому как такие цифры для тех времен просто недостижимы.
Чжоу одержали победу благодаря нескольким ключевым факторам. Объединили племена долины Вэйхэ в мощный военный союз. Их бойцы прошли профессиональную подготовку, а нападение было неожиданным и стремительным для противника. По итогам этой военной компании был написан трактат «Шесть тайных доктрин», позднее легший в основу трактата «Искусство войны» Сунь Цзы.
Последовательность действий и битва при Муе подтверждены историческими надписями на ритуальных бронзовых изделиях типа большой котел (динг) того времени. Возможно, изначально были даже какие-то записи о тех временах, но до нас они дошли в значительной редактуре.
Китайские историки цепляются за отдельные правдоподобные события, вроде пролета кометы Галлея, истолкованной правителем Чжоу как знак к началу свержения Шан, но не могут доказать правдоподобность всего остального. Мифотворчество ради возвеличивания династии легло в основу культуры эпохи Чжоу и стало фактором последующего единения китайской цивилизации.
Достижения и падение династии Западная Чжоу
История Западной Чжоу (1046–771 гг. до н.э.), как и большинство истории Китая, — тома и тома «игры престолов». Захватив власть, правители Чжоу потеснили варваров на востоке, создав там колонию. Для укрепления центральной власти раздавали родственникам территории, а от вождей племён требовали вассальной клятвы. Построили восточную столицу Чэнчжоу (ныне Лоян), чтобы контролировать центральные равнины. Вели с варварами иногда успешные, иногда не очень войны за территории. Казалось бы, всё как и при прежней династии, однако...
В Чжоу сразу отменили ритуал эпохи Шан человеческого жертвоприношения в дар богам по любому поводу — гадание, засуха, наводнение, по праздникам. Оставили только захоронение слуг, воинов и жен по кончине хозяина.
Судя по раскопкам, насильно переселили шанских мастеров бронзы в западную столицу Фэнхао, и это косвенно подтверждает, что технологию литья бронзы знали только в династии Шан. Изготовление дарственных ритуальных предметов из бронзы принесло пользу и истории, поскольку на них подробно описывались достижения династии, а также причины и обстоятельства дарений.
Правда, даже в этих надписях частенько привирали. На ритуальном тазе, преподнесённом некому Цяну, расписаны все победы от покорения Шан и приписано, что ван Чжао одержал победу над Чу и Цзин. Однако в действительности кампания завершилась поражением, а сам царь был убит ещё до завершения отливки сосуда. Пропаганда должна прославлять правящую династию, даже если это фантазии.
Со временем близкие родственники становились дальними, а дальние вообще забывали, что они родственники правителю, и началась привычная клановая борьба за территории. Но что удивительно, никто особо не хотел свергать Чжоу, пока ван (царь) Ю не воспылал страстью к наложнице Бао Сы, забыв о законной царице.
Отец царицы, маркиз Шэнь, чуя, что его внука лишат статуса наследного принца, сговорился с западными варварами (цюань-жун) и напал на западную столицу Чжао, город Фэнхао. Царя Ю, наложницу Бао Сы и ее сына отправили к небесным предкам, а законного наследного принца объявили новым правителем Чжоу под именем Пин-ван и от греха подальше отправили в восточную столицу Чэнчжоу (Лоян).
Так закончилась эпоха Западной и началась Восточной Чжоу, и было это в 771 году до н.э. С это момента власть династии Чжоу стала чисто номинальной, каждое герцогство могло развиться в отдельное государством, но все же получилась единая китайская империя. Будем искать ответы почему так получилось в истории Восточной Чжоу.
Традиционный котик для лайка😊
А на сегодня все...