История немецкой самоходной артиллерийской установки Hornisse, она же Nashorn
Во Вторую мировую войну немецкая армия вступала, имея зачаточное состояние самоходной артиллерии. Само-то понимание, что подобные боевые машины нужны, имелось, другой вопрос, как это реализовывалось. Во второй половине 30-х годов немцы считали, что лучшим выбором будет полугусеничное шасси. Но далее выяснилось, что подобные шасси не особо годятся для такой роли. Не менее забавным фактом стало то, что гусеничные и полугусеничные САУ, которые изначально предназначались для борьбы с вражескими укреплениями, превратились в тяжелые противотанковые САУ.
К 1942 году стало появляться понимание, как должна выглядеть самоходная артиллерия тяжелого класса. На тот момент типовым решением стали "самоходные лафеты". Их популярность довольно быстро росла, вместе с калибрами, а также массой противотанковой артиллерии. Ситуация обострилась весной 1942 года, когда началась эксплуатация 7,5 cm Pak 40. Орудие позволило достаточно уверенно бороться с советскими тяжелыми танками, но платой стала боевая масса около полутора тонн. Даже штатный расчет в 8 человек это орудие перетаскивал по полю с трудом. На этом фоне неудивительно, что появились САУ и для более тяжелых орудийных систем. Самым массовым немецким противотанковым "самоходным лафетом" стал истребитель танков Hornisse, позже переименованный в Nashorn.
В середине июня 1942 года Гитлером был поднят вопрос о необходимости тяжелого противотанкового орудия, которое обладало более высокой бронепробиваемостью, нежели 88-мм зенитка Flak 18. Такое орудие, только в танковом исполнении, уже разрабатывалось. Также имелась 88-мм зенитная пушка Flak 41 разработки Rheinmetall-Borsig. Впрочем, более интересной оказалась разработка Krupp - 88-мм противотанковая пушка 8.8 cm Pak 43. Она использовала те же боеприпасы и удлиненную гильзу, что и Flak 41. К тому же это орудие было легче Flak 41, но более 3600 кг в боевом положении всё равно получилось запредельной величиной.
По этой причине на совещании 23-25 июля 1942, которое проводил рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер, был поднят вопрос о самоходном шасси для Pak 43. Надо сказать, то у Krupp были свои виды на шасси для нового орудия. Был разработан проект САУ Pz.Sfl.IVc с рубочным расположением орудия, причем оно имело круговой сектор обстрела. Шасси, кстати, было интересным, ибо имело весьма совершенную ходовую часть и высокие динамические характеристики. Но у Rheinmetall-Borsig как раз в это время шла работа по "самоходному лафету" для 149-мм гаубицы sFH 18. Вопрос унификации родился сам собой.
Geschützwagen III, как исходно именовалось шасси для sFH 18, базировалось на агрегатах Pz.Kpfw.IV. Разрабатывали его на Alkett, который у Rheinmetall-Borsig являлся центром создания и выпуска самоходной артиллерии. Шасси получилось на 10 см шире и существенно длиннее Pz.Kpfw.IV, при это мотор находился за отделением управления. Коробку передач ZF S.S.G.77, главную передачу и механизмы поворота брались с Pz.Kpfw.III (точнее, со StuG III, который выпускали на Alkett). В финальном варианте шасси, известно как Geschützwagen III/IV, от Pz.Kpfw.III брали еще и ведущие колеса.
Получившееся шасси позволяло получить просторное боевое отделение. Правда, имелся и минус, в виде крайне непростого процесса выемки мотора. Для обеспечения притока воздуха по бортам появились большие воздухозаборники. Конструкция рубки и отделения управления также брались от Geschützwagen für sFH 18/1. Изменять пришлось только передние листы рубки. На том же уровне осталась и толщина брони. В целом же получилось вполне удачное шасси, которое максимально унифицировали с самыми массовыми немецкими средними танками и САУ.
Самоходную гаубицу и новый истребитель танков постарались максимально унифицировать по орудийным установкам. Качающаяся часть 8.8 cm Pak 43/1 размещалась на тумбе, спереди она прикрывалась массивной подвижной бронировкой. Боекомплект составил 40 патронов, что примерно соответствовало норме для немецких истребителей танков. Также в машине находился пулемет MG 34 и 2 пистолета-пулемета MP 40, которые использовались для обороны от пехоты противника. Экипаж составил 5 человек (в Geschützwagen für sFH 18/1 находилось шестеро). В целом получилось неплохо, правда, боевая масса истребителя танков достигла 24 тонн. Для шасси это были предельные показатели.
Хитрость заключалась в том, что опытного образца истребителя танков строить не планировалось. Дело в том, что новое шасси почти не отличалось от Geschützwagen für sFH 18/1, на опытном образце этой САУ обкатали основные моменты. В конце января 1943 года самоходная установка получила сквозной индекс Sd.Kfz.164. Что же касается основного индекса, то только за январь 1943 года было озвучено три варианта. Наиболее известными стали вариант 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse, либо просто Hornisse. При этом данная САУ, в отличие от Geschützwagen für sFH 18/1, всё же Alkett планировалась выпускаться.
22 января 1943 года был подписан контракт на изготовление 420 истребителей танков 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse. Первые 10 САУ ожидались до конца января, 20 в феврале, 30 в марте, и далее в тех же объемах до марта 1944 года. Параллельно заключили контракт на 150 САУ с сталелитейной компанией Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie. Первые 5 САУ она сдавала в мае 1943 года, 10 в июне, 15 в июле и далее, в тех же объемах, до марта 1944 года. При этом 8.8 cm Pak 43/1, она же Hummel, ставилась в большем приоритете. На совещании 6-7 февраля Гитлер указал, что с мая 1943 года выпуск Hornisse может быть снижен до 20 штук в месяц, если понадобится больше Hummel.
Впрочем, и без Hummel выпуск истребителей танков на шасси Geschützwagen III/IV оказался не тем, что предполагался. За весь 1943 год лишь три раза удавалось преодолеть отметку в более чем 40 САУ за месяц - в апреле (41), июле (44) и октябре (42). Но до проектных 45 в месяц довести так и не удалось. Всего же за 1943 год сдали 345 истребителей танков, причем первые из них Alkett стал в феврале. Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie так не выпустила ни одного Hornisse, полностью переключившись на Hummel. Так что Alkett пришлось работать в одиночку.
Самые первые 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse имели воздухозаборники охлаждения вентиляторов по типу Pz.Kpfw.III Ausf.F. Уже в марте их заменили на более развитые воздухозаборники. Всего за март внесли не менее пяти различных переделок. В апреле 1943 года, с 51-й машины, вместо телескопического прицела ZF 3X8 стал ставиться перископический прицел Sfl.ZF.1a. В мае толщина орудийного щита выросла с 10 до 15 мм, тогда же убрали правую фару. Не менее важным изменением стала переделка крепления орудия по-походному. Теперь его можно было отсоединить с места механика-водителя, что являлось важным в случае внезапного появления противника. Кроме того, в мае появилось своеобразное полукольцо за подвижной бронировкой системы. Подобно Hummel, в июне 1943 года Hornisse лишилась глушителя.
Поскольку основной продукцией Alkett были StuG 40, производство Hornisse плавало туда-сюда. 23 и 26 ноября 1943 года Alkett подвергся массированной бомбардировке. Английскому Бомбардировочному командованию удалось нанести заводу очень серьезный урон. Часть цехов оказалась уничтожена. Производство частично перенесли на другую площадку, за ноябрь удалось сдать 24 машины. В декабре сдали 37 машин, а следующие 25 САУ сдали уже в феврале 1944 года. На этом выпуск Hornisse в Шпандау прекратился. Всего Alkett сдал 370 САУ данного типа с серийными номерами шасси 310001-310370.
И всё же вторая производственная площадка для Hornisse появилась. 22 мая 1943 года с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie был подписан контракт SS 210-8911/43 на выпуск 2064 машин на шасси GW III/IV. Производство Hornisse перенесли на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Первые 25 орудий прибыло туда в феврале 1944 года, но реально производство началось в апреле, когда сдали 20 машин. Всего же за 1944 год в Теплице сдали 108 САУ, которые с июня 1944 года стали именоваться как Nashorn. Еще 16 САУ сдали в 1945 году. Тваким образом, в Теплице сдали 124 Nashorn с серийными номерами в диапазоне 310371-310500. Стоит отметить, что в случае с Nashorn переделок, аналогичных Hummel, не производилось. Ни переделанной рубки отделения управления, ни измененных воздухозаборников на истребителях танков так и не появилось.
Надо сказать, что данные САУ вполне себе ждали, с учетом наступательных операций, которые планировались летом 1943 года. 30 января 1943 года был оформлен штат K.St.N 1148b для формирования батареи истребителей танков Hornisse. Первоначально штат подразумевал наличие в нем 10 машин, из них 6 входило в состав 3 взводов, 3 в резерве, а 10-я машина командирская, оснащенная радиостанцией FuG 8 и FuG 5. Правда, этот штат продержался недолго. 25 марта 1943 года было принято решение свести 3 батареи в 560-й тяжелый дивизион истребителей танков Hornisse (s.Pz.Jg.Abt 560).
Далее, 1 апреля 1943 года, был утвердили новый вариант K.St.N 1148b, по которому в батарею входило по 14 машин. Теперь командирских машины было 2, а в каждом взводе по 4 Hornisse. В каждый дивизион входило 3 таких батареи, плюс 3 Hornisse в штабе дивизиона, который утвердили 30 марта 1943 года по штату K.St.N. 1155b. Таким образом, полный состав s.Pz.Jg.Abt. Hornisse подразумевал наличие в нем 45 истребителей танков. Примерно такой же штат далее сформировали и для других тяжелых истребителей танков. 14 апреля 1943 года стали формировать s.Pz.Jg.Abt 655, а 25 апреля началось формирование s.Pz.Jg.Abt 525.
Полной боеготовности 560-й и 655-й дивизионы достигли в мае 1943 года, именно они приняли участие в операции "Цитадель". Мощное орудие и внушительный силуэт стали причинами того, что Hornisse у нас принимали за истребители танков Ferdinand. Благо орудие у них одинаковое. Расчетам удавалось успешно поражать цели на дистанции 2-3 километра. Несколько иначе дела обстояли с шасси Geschützwagen III/IV. Как уже говорилось выше, боевая масса САУ достигла 24 тонн, на 2 тонны больше Hummel. Это отразилось на надежности машины. Вs.Pz.Jg.Abt 560 на 5 САУ пришлось менять двигатели, пострадавшие в результате перегрева.
Имелись и другие дефекты. На 4 машинах возникли проблемы с различными элементами трансмиссии. Нарекания вызвала выхлопная труба, установленная прямо под люками доступа в боевое отделение. Помимо всего прочего, выхлопные газы нагревали патроны в снарядной укладе, что могло привести к беде. Также возникли проблемы с прицелами, что и стало причиной их замены на Sfl.ZF.1a. На фронте проблемы с перегревом моторов никуда не делись. К ним добавились проблемы с прицелами, возникавшими в ходе движения, а также неполадки с механизмами наведения орудий. Потребовался новый механизм крепления орудий по-походному.
К 31 августа 1943 года в s.Pz.Jg.Abt. 560 осталась 31 Hornisse, из них 18 в строю. В s.Pz.Jg.Abt. 655 к тому же времени осталось 40 машин, из них в рабочем состоянии 26. Практика показывала, что успешно данные САУ применялись в том случае, если они вели огонь на дальних дистанциях. То есть работали как самоходная противотанковая пушка. Вот только немецкие военные часто видели такие САУ в качестве штурмовых орудий, при наличии противопульной брони финал такого применения был немного предсказуем. Особенно с учетом габаритов САУ.
Постепенный рост объемов выпуска Horhnisse позволил начать формирование новых тяжелых дивизионов истребителей танков. В августе-сентябре 1943 года сформировали 93-й и 519-й дивизионы, в декабре к ним добавился еще и 88-й дивизион. Он стал последним, получившим полагающиеся по штату 45 машин. Еще 12 машин попало в батарею 664-го дивизиона истребителей танков, имевшего на вооружении буксируемые Pak 43. Таким образом, всего удалось сформировать 6 дивизионов, полностью укомплектованных Hornisse.
Между тем, уже в ноябре 1943 года немецкое командование стало задумываться о замене. При очевидных плюсах эта машина получила и не менее очевидные минусы. Опыт боев подсказывал, что при таком силуэте и отсутствии противоснарядной брони шансов в бою на средних и ближних дистанциях немного. Особенно с учетом того, как часто применяли Hornisse. По мере поступления истребителей танков Jagdpanther и Jagdpanzer IV ими заменяли Hornisse. К концу 1944 года только s.Pz.Jg.Abt. 88 и s.Pz.Jg.Abt. 525 оставались полностью укомплектованными данными машинами. На тот момент из 478 выпущенных на тот момент машин данного типа осталось 165, из них 130 в строю.
Проблема, впрочем, была не только в тактике. Стоит признать, что тот "самоходный лафет" на базе Pz.Sfl.IVc, который Krupp прорабатывал в 1942 году, был более удачным. Он имел меньшие габариты, а также получался не в пример более подвижным. Hornisse/Nashorn же получался слишком дорогим, тяжелым, большим и весьма тихоходным. Альтернативой послужило то, что называлось Waffenträger, но и эти шасси получились с массой недостатков. Главным из них стало то, что в серию почти все они не попали.
Безусловно, Hornisse/Nashorn был очень опасным противником, но переход на Jagdpanther четко говорил том, что для немецкой армии данная САУ подходила не лучшим образом. Потребовалась либо довольно дешевая самоходная пушка, либо "штурмовик", причем последний больше соответствовал немецкой тактике. Hornisse/Nashorn же получилась ни тем, ни другим.
Список источников:
Panzer Tracts 10-1 - Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
Panzer Tracts 7–3 Panzerjaeger (7.5 cm Pak 40/4 to 8.8 cm Waffentraeger) — development and employment from 1939 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006, ISBN 0–9771643–3–0.
ЦАМО РФ
US NARA
Фотоархив автора
eBay
Другие САУ на базе Pz.Kpfw.IV и его агрегатов:
История Pz.Sfl.IVb, первой немецкой относительно серийной САУ, оснащенной 105-мм гаубицей leFH 18
История Pz.Slf.IVc, в разное время истребитель ДОТ-ов, истребитель танков, а в конце и вовсе ЗСУ
Проект немецкой САУ leFH 43 Sfl. m.Pz.Kpfw.IV-Bautelen на переработанном шасси танка Pz.Kpfw.IV
История немецкой САУ Geschützwagen III/IV für sFH 18/1, более известной как Hummel
Рассказ о немецкой штурмовой САУ StuG IV из Музея Техники Вадима Задорожного
История серийного варианта немецкого истребителя танков Jagdpanzer IV
История немецкого истребителя танков Panzer IV/70 (V)