История немецкого истребителя танков Panzer IV/70 (V)
Вторую мировую войну бронетанковая техника встретила, имея броню толщиной 15-30 мм. Такая броня легко поражалась противотанковыми средствами, которые обслуживались всего несколькими людьми. Небольшими были и танковые пушки. Но всего за пару лет толщина брони выросла в несколько раз, что вызвало и гонку вооружений с точки зрения танковой, самоходной и буксируемой артиллерии. Бесследно подобная эволюция обычно не проходит. Бурное развитие самоходной артиллерии началось, в том числе, по той причине, что противотанковые оружия стали заметно больше и тяжелее.
Рано или поздно такая ситуация должна была привести к большим проблемам, и они случились. В какой-то момент так получилось, что орудия стали слишком большими для тех шасси, куда они ставились. Это вызвало проблемы, как с чрезмерным выносом ствола за пределы системы, так и с чрезмерной нагрузкой на шасси. В СССР такая проблема, в меньшей степени, наблюдалась вокруг СУ-100. У немцев такое получилось в случае с Panzer IV/70 (V). Попытка установить на истребитель танков Jagdpanzer IV более мощное орудие повысило эффективность машины, но также принесло и ряд существенных проблем.
Весной 1942 года самоходные артиллерийские установки StuG стали вооружать новой системой - 7,5 cm StuK 40 L/43. Это орудие, имевшее сходную баллистику с 75-мм противотанковой пушкой Pak 40, дало возможность бороться с тяжелыми танками КВ на дистанции порядка 500 метров. Вместе с тем, уже в середине 1942 года возникли первые мысли о том, что вскоре 7,5 cm StuK 40 потребуется замена. Мысли верные, поскольку гонка щита и меча набирала обороты. В 1944 году появились тяжелые танки ИС-2 и Churchill VII, которые уверенно пробивались Pak 40 только в упор. Да и то во вполне определенные места.
Далеко за потенциальной заменой 7,5 cm StuK 40 идти не требовалось. В феврале 1942 года оформились очертания 75-мм танковой пушки KwK L/70, позже принятой на вооружение как 7,5 cm KwK 42 L/70. Разработанное Rheinmetall-Borsig орудие исходно создавалось для тяжелого танка VK 45.01 (H), затем его сделали вооружением средних танков VK 30.01 (DB) и VK 30.02 (M). В дальнейшем VK 30.02 (M) приняли на вооружение как Pz.Kpfw.Panther. Орудие обладало выдающимися характеристиками пробития, немудрено, что его стали всерьез рассматривать как потенциальную замену 7,4 cm StuK 40 и 75-мм танковой пушки KwK 40.
Впрочем, как замена 7,5 cm Kwk 40 новая пушка не состоялась. Попытка поставить 7,5 cm KwK 42 L/70 в башню Pz.Kpfw.IV закончилась неудачей. Пушка была слишком длинной, к тому же требовалась переделка шасси. Дело ограничилось макетами установки орудия. Похожим образом изначально закончилась примерка 7,5 cm Pak 42 L/70 на средние самоходные шасси. Макетная установка на шасси StuG 40 потребовала существенной переделки рубки. Пробовали поставить орудие в ходе разработки ранней спецификации на Jagdpanzer IV. Тем не менее, вопрос установки данной системы на самоходное шасси должен был снова подняться.
Снова об установке 7,5 cm Pak 42 L/70 на самоходное шасси вспомнили 27 января 1942 год. На совещании Гитлер поднял данную тему, как раз в это время VOMAG сдал первые образцы le.Pz.Jg.IV. (так тогда именовалась Jagdpanzer IV). StuG 40 Ausf.G не годилась для подобной переделки по целому ряду причин. Установка нового орудия требовала бы существенной переделки верхней части корпуса, причем как рубки, так и надмоторной плиты. В условиях резко возросшего заказа на данные машины никто в здравом уме не стал бы так переделывать дефицитную САУ, ставшую главным немецким истребителем танков. Не говоря уже о том, что Alkett только приходил в себя после нескольких бомбардировок.
Совсем иначе выглядела ситуация с Jagdpanzer IV. САУ изначально имела такую установку орудия и рубку, что больших работ по переделке не требовалось. В результате весной 1944 года на VOMAG начались работы по модернизации Jagdpanzer IV. В качестве базы для переделки была взята Jagdpanzer IV с серийным номером 320162, выпущенная в марте 1944 года. Существенных переделок вносить в шасси машины не потребовлаось: боевое отделение получилось достаточно просторным для того, чтобы там поместилось тело более длинного орудия. Поскольку 7,5 cm Pak 42 L/70 была не только более длинной, но и более тяжелой системой, потребовалось усилить орудийную установку. Это касалось и бронировок, как подвижной, так и неподвижной.
Кроме того, более длинный и тяжелый стол потребовалось дополнительно фиксировать, чтобы его не болтало во время движения по неровной местности. Для этого на лобовом листе появился массивный стопор орудия по-походному А-образной формы. Также потребовалось менять боеукладки, поскольку патрон 7,5 cm Pak 42 L/70 был длиннее, чем патрон 7,5 cm Pak 39 L/48. В результате боекомплект снизился с 79 до 57 унитарных патронов. В остальном же Jagdpanzer IV с более длинным и мощным орудием не отличался от обычной машины.
Переработанный истребитель танков (точнее, его фотография) был продемонстрирован на совещании с участием Гитлера, которое прошло 6 апреля 1944 года. А уже 20 апреля, на традиционном показе, который проходил в день рождения Гитлера, показали уже готовую САУ. Новой машиной он остался доволен, тем самым машине был дан зеленый свет. Официальное обозначение Panzer IV land (V) появилось, с подачи Гитлера, 18 июля 1944 года. Что же касается каноничного обозначения Panzer IV/70 (V), то оно стало использоваться с ноября 1944 года. Буква V означала VOMAG, чтобы не путать с Panzer IV/70 (A), которую разработали на Alkett.
Появилась Panzer IV/70 (V) в момент, когда шел разговор о резком росте производства истребителей танков. Согласно планам, озвученным Гитлером, их выпуск должен был достичь 800 штук в месяц (всех типов). 4 мая 1944 года Управление Вооружений подготовило циркуляр, согласно которому с апреля 1944 по апрель 1945 года предполагалось выпустить 2020 истребителей танков Jagdpanzer IV всех типов. Между тем, ситуация с Panzer IV/70 (V) была отнюдь не столь радужной, как это может показаться. Уже весной 1944 года Управление Вооружений имело информацию о том, что самоходная установка имеет существенный перегруз носовой части. При этом планировалось усилить лобовую часть корпуса и рубки с 60 до 80 мм. В результате боевая масса, по сравнению с Jagdpanzer IV, возросла почти на 2 тонны.
Чем это было чревато, на самом верху догадывались, в числе и в 6-м отделе Департамента Вооружений. 16 мая 1944 года оттуда пришло предложение внести небольшие изменения ходовой части. Передние тележки подвески планировалось сдвинуть на 100 мм вперед, дабы немного поправить ситуацию с центром тяжести. Правда, эта инициатива не нашла поддержки. Дело в том, что места для смещения подвески не осталось. То же самое касалось и предложения от 10 августа 1944 года снизить толщину лобовой брони до 60 мм. С предложением согласились, но не более того. С самого начала Panzer IV/70 (V) выпускались с броней толщиной 80 мм. Единственное предложение, которое воплотили в металле – это установка пулемета с дистанционным управлением на крыше рубки. Его поставили на опытном образце, но в серии дистанционной установки так и не появилось.
30 мая 1944 года состоялось совещание, на котором озвучили сроки внедрения Panzer IV/70 (V). Согласно им, истребитель танков с 7,5 cm Pak 42 L/70 производился VOMAG с 651-й САУ Jagdpanzer IV. Первые 60 Panzer IV/70 (V) изготовлялись в августе 1944 года. В дальнейшем производство возрастало, при этом машина постепенно сменяла Jagdpanzer IV. В сентябре 1944 года планировалось выпустить 90 машин, в октябре 100, в ноябре 150, в декабре 180 и в январе 1945 года 200. При этом технически Panzer IV/70 (V) повторял своего предшественника, разница состояла только в орудии и стопоре по-походному.
В таком виде самоходная установка выпускалась с августа по сентябрь 1944 года. При этом вместо 60 машин реально сдали 57 штук, а в сентябре и того меньше – 41 штуку. Впрочем, главной проблемой было не отставание от плана, а ожидаемые неприятности с ходовой частью. Передние опорные катки стали "сыпаться", требовалось срочное решение. Единственное, что можно было сделать, это заменить передние опорные катки на цельнометаллические. Данное нововведение было внедрено в серию с октября 1944 года, также в сентябре-октябре перестали наносить на машины антимагнитное покрытие циммерит. Спустя больше года немцы так и не дождались советских магнитных мин, против которых циммерит и делался.
Доработка ходовой части совпала с переходом VOMAG на проектную мощность по выпуску Panzer IV/70 (V). И даже перевыполнение плана. В октябре сдали 104 САУ, в ноябре 178, а в декабре 180 штук. Таким образом частично наверстали проблемы первых двух месяцев выпуска. Параллельно с ростом объемов выпуска шло упрощение САУ. В конце октября -начале ноябре 1944 года количество поддерживающих катков сократилось до трех. Также где-то в районе октября-ноября глушитель заменили на прямоточные выхлопные трубы. С люков доступа к тормозам исчезли воздухозаборники, случилось это уже по ходу производства в ноябре, причем часть машин все еще имела люки старой конструкции. Изменилась конструкция кормовых буксирных крюков и крышки, прикрывающей пулеметную установку. Также на ноябрьских машинах ввели облегченные траки, что позволило хотя бы немного снизить массу машины. В декабре ввели канавки для люков, предотвращающие затекание воды при дожде, а также защиту крыши прицела, которую стали собирать из отдельных листов.
Надо сказать, что и в 1945 году VOMAG продолжал выпускать САУ с довольно высоким темпом. В январе, при плане в 200 САУ, их сдали 185, в феврале, при плане в 160 машин, сдали 135 штук. Лишь в марте, последнем месяца выпуска Panzer IV/70 (V), вместо 180 машин сдали 50. Надо сказать, что даже в последние месяцы выпуска машина постоянно дорабатывалась. В конце 1944-начале 1945 года на выхлопные трубы стали ставить специальные насадки, чтобы снизить заметность выхлопа в темное время суток. В 1945 году на перископическом прицеле появилась насадка для устранения бликов от солнца, также переделали установку дальномера. С февраля 1945 года на машины стали устанавливать литые ленивцы позднего типа, причем они ставились не на все машины. Также к началу 1945 года стали ставить упрощенный стопор орудия по-походному.
Согласно планам от января 1945 года, предполагалось, что в апреле-июне их сдавали бы по 200 штук, а далее по 150 штук ежемесячно. Panzer IV/70 (V) оставалась единственной машиной на базе Pz.Kpfw.IV, которая производилась бы. Но по объективным причинам эти планы так и не были реализованы. Начиная с 19 марта Плауэн, где находился VOMAG, подвергался массированным бомбардировкам. 23 марта производственные мощности завода были разрушены окончательно. Итого за всё время их сдали 930 штук, САУ получили серийные номера в пределах 320651-321000 и 329001-329699.
Как уже говорилось выше, сама по себе идея установки более мощного орудия не являлась неправильной. Осенью 1944 года, когда первые Panzer IV/70 (V) пошли в бой, на советско-германском фронте хватало боевых машин, чья лобовая броня защищала от огня 75-мм орудий с длиной ствола 46-48 калибров. Согласно планам, первыми получателями новых истребителей танков стали танковые бригады. Согласно их структуре, такая бригада включала в себя 3 роты Pz.Kpfw.Panther, а четвертая рота (или батарея, если считать, что Panzer IV/70 (V) САУ) комплектовалась истребителями танков в количестве 11 штук.
Поступать в танковые бригады Panzer IV/70 (V) начали с августа 1944 года. Еще 10 САУ попало в состав 116-й танковой дивизии. Panzer IV/70 (V) довольно массово направлялись в дивизионы истребителей танков. Первыми новые истребители танков получил 6 октября 1944 года 560-й дивизион истребителей танков, за все время туда попало 33 машины данного типа. Также Panzer IV/70 (V) оказались в составе 655-го (37 машин), 519-го (9 машин), 559-го (18 машин), 563-го (31 машина) и 510-го (10 машин) дивизионов. В самом конце марта 1945 года 1 Panzer IV/70 (V) направили в состав 241-ю бригаду штурмовых орудий, а 10 февраля 10 машин оказалось в 303-м танковом батальоне.
Довольно массовым явлением было использование Panzer IV/70 (V) в составе частей СС. Обычно туда направлялась двухбатарейная структура по 10 машин в каждой, плюс командирская машина, всего 21 машина. Стоит отметить, что постепенная деградация ситуации на фронтах привела к тому, что ближе к концу войны о какой-то типовой структуре стали забывать. Машина поступали в части как восполнение потерь или средство затыкания дыр. Ближе к концу выпуска обычно в части направляли роту (батарею) в составе 10 машин. Последним получателем стала 15-я моторизованная дивизия, 1 апреля 1945 года туда отправили 14 САУ.
Несмотря на перегруз шасси, который привел, в том числе, к снижению скорости, Panzer IV/70 (V) была совсем не плохой машиной. Как истребитель танков она являлась очень опасным противником. В то время, как 7,5 cm Pak 42 L/70 поражала танки союзников по антигитлеровской коалиции на дистанции 1,5-2 километра, советские пушки калибра 85 мм и американские калибра 76 мм могли поразить лоб немецкой машины на дистанции 100-200 метров. Даже проблема с чешской сталью, из которой делались немецкие истребители танков данного типа, выглядела не столь существенной. Гораздо более успешно выглядело противоборство немецкой машины и ИС-2. В августе 1944 года начался выпуск ИС-2 со спрямленной носовой частью, которая оказалась не по зубам орудию Panzer IV/70. Вместе с тем, лобовая часть башни могла пробиваться на дистанции около километра. Также вполне успешно боролись с немецкими машинами данного типа самоходные установки ИСУ-122, ИСУ-152 и СУ-100.
На эффективность применения Panzer IV/70 (V) влияло и качество экипажей. В августе 1944 года немцы потеряли большой объем территорий, включая и значительную часть Франции. Это их лишило тренировочной базы, где они могли сколачивать новые части. Теперь часто на фронт отправлялись части, экипированные составом, лишь отчасти знавшие технику. Максимум, на что могли надеяться новые экипажи, это на краткий курс обучения вождению и стрельбой. Так или иначе, но данные САУ оставались очень опасными противниками.
Самое интересное произошло после окончания войны. Несмотря на то, что до конца войны дожило относительно много Panzer IV/70 (V), такой популярности, как StuG 40, они не имели. Да и Jagdpanzer IV использовались более интенсивно. Причины тому надо искать в перегруженности машины. После войны надежность стала гораздо более важным фактором, а с этим у Panzer IV/70 (V) имелись проблемы.
Список источников:
US NARA
Panzer Tracts 9-2 Jagdpanzer: Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V), and Panzer IV/70 (A) development and production from 1945 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz, Schiffer Pub Ltd, 2007
eBay
Другие материалы по немецким истребителям танков на шасси средних танков:
История StuG, или Sturmgeschütz, самой массовой средней САУ в истории
Изучение и боевое применение Красной Армией трофейных немецких штурмовых САУ StuG III ранних версий
Немецкая штурмовая САУ StuG III Ausf.E, новинка Музея Техники Вадима Задорожного
Рассказ о немецкой штурмовой САУ StuG IV из Музея Техники Вадима Задорожного
История серийного варианта немецкого истребителя танков Jagdpanzer IV
Почкование немецких истребителей танков в 1944 году
История проектного немецкого истребителя танков E-25