Найти в Дзене
kino-and-more

Лучшие книги, прочитанные в 2025-м: только мемуары

В 2025-м я читала разные книги, но всё время сворачивала на дорожку мемуаров, и не разочаровывалась! Особенно запомнились мне вот эти книги воспоминаний. 1. Автобиография Юрия Никулина "Почти серьёзно". Рассказ любимого актёра и клоуна Советского Союза о своей жизни - счастливом детстве, службе в армии, войне, работе в цирке и кино. Главной опорой Никулина была любящая семья, а от насмешек над внешностью спасала самоирония и умение всех смешить. Так человек "с глупым лицом" нащупал свой путь и стал самым популярным ковёрным в стране, а потом и директором цирка. Очень добрые мемуары, и чувствуется, как Никулин умеет сглаживать острые углы и переводить все в шутку. 2. "Грустная книга" Софьи Пилявской. Большинство зрителей знают ее как тётю Костика в "Покровских воротах", и даже в этом фильме, в преклонном возрасте, она красива и аристократична. А какой невероятной красавицей Софья Пилявская была в молодости! Она рассказывает о своем детстве в семье революционера, о поступлении во МХАТ,

В 2025-м я читала разные книги, но всё время сворачивала на дорожку мемуаров, и не разочаровывалась! Особенно запомнились мне вот эти книги воспоминаний.

1. Автобиография Юрия Никулина "Почти серьёзно".

Рассказ любимого актёра и клоуна Советского Союза о своей жизни - счастливом детстве, службе в армии, войне, работе в цирке и кино. Главной опорой Никулина была любящая семья, а от насмешек над внешностью спасала самоирония и умение всех смешить. Так человек "с глупым лицом" нащупал свой путь и стал самым популярным ковёрным в стране, а потом и директором цирка. Очень добрые мемуары, и чувствуется, как Никулин умеет сглаживать острые углы и переводить все в шутку.

2. "Грустная книга" Софьи Пилявской. Большинство зрителей знают ее как тётю Костика в "Покровских воротах", и даже в этом фильме, в преклонном возрасте, она красива и аристократична. А какой невероятной красавицей Софья Пилявская была в молодости! Она рассказывает о своем детстве в семье революционера, о поступлении во МХАТ, о репрессиях, которые чуть не сломали ей карьеру и жизнь, о войне. А еще о своей старшей подруге - Ольге Книппер-Чеховой. Однажды вдова Чехова даже попросила ее постирать сорочку мужа, перед тем как отдать в музей, вот как доверяла.

3. Н.Ф. Иванова "Иван Бунин и Мария Чехова". Довольно редкая книга, которую я купила в усадьбе Мелихово. Это не мемуары, но с использованием отрывков из мемуаров. Попытка автора собрать все имеющиеся письма и воспоминания в общую картину и понять - что же все-таки произошло между сестрой Чехова и Иваном Буниным? Отдельная загадочная история в книге связана с кулоном с цифрой 31 (или 13), который Бунин (возможно) подарил Марии. Я писала об этом здесь:

4. Роберт Робинсон "Чёрный о красных. 44 года в Советском Союзе". Удивительная история человека, который думал, что уехал от проблем в США (расизм, безработица), но попал в не меньшую ловушку в СССР, из которой смог выбраться только спустя 44 года! Сначала Робинсон обучал советских рабочих на Сталинградском тракторном заводе, а потом переехал в Москву. Он вынужденно наблюдал советскую действительность изнутри с 1930-х по 70-е годы.

5. "Дар бесценный" Натальи Кончаловской. Воспоминания внучки художника Сурикова. Романтическая быль, как она сама это называла. Слишком художественно, чтобы претендовать на фактологическую точность. Но зато Наталья знала семейные предания и рассказы и сама общалась с дедушкой, когда была ребенком, так что со всей любовью рассказала о нем в своей книге.

6. "Очерки уголовного мира царской России" начальника московского сыска А.Ф. Кошко. Этого легендарного человека - Аркадия Францевича Кошко - называли Шерлоком Холмсом царской России. В его мемуарах, наоборот, нет художественности, но зато всё описанное - чистая правда, подтвержденная разными источниками, в частности, заметками в газетах тех лет. Об одном впечатлившем меня деле я писала тут:

Желаю себе в 2026 году новых интересных мемуаров, о которых потом захочется рассказать! Что посоветуете прочитать? Какие воспоминания вам особенно запомнились? Или дневники, переписки?