Жаль, что такие книги не переиздаются. К счастью, "Дар бесценный" можно найти в сети или в букинистических. Прочитав эту книгу, вы навсегда запомните многие, и не только самые знаменитые, картины Сурикова, узнаете, как он их создавал и с кого списывал образы. А также - каким человеком он был в личной жизни. Вот об этом поподробнее.
Первым удивлением для меня лично стало понимание, кто такая сама Наталья Кончаловская, кроме того что биограф и внучка художника. Оказывается, что она - мама Никиты Михалкова и Андрея Михалкова-Кончаловского, соответственно, жена поэта Сергея Михалкова. А еще - дочь советского художника Петра Кончаловского.
И еще такой фан-факт: Наталья родила младшего сына Никиту в 45 лет. Чтобы не углубляться в биографию и родственные связи (хотя это тоже очень интересно) этой женщины, возвращаюсь к ее книге "Дар бесценный". Она написана очень литературно, и сама внучка-писательница называет ее - романтическая быль. Вот какие факты о личной жизни художника из нее можно почерпнуть.
Мальчик с русского Севера
Василий Суриков родился в Красноярске, суровом казачьем краю. Под стать этому краю суровой была его мать, рано овдовевшая, которую Василий с братом Михаилом очень любили. Художественные способности молодого человека были замечены сначала местным губернатором Замятиным, а потом и сибирским золотопромышленником Кузнецовым. Последний оплатил ему переезд в Петербург и обучение в Академии художеств. После успешного окончания академии с получением золотой медали Суриков довольно быстро стал известным живописцем, получающим хорошие заказы.
Главная любовь
Главным в его жизни, над всем человеческим и земным, была любовь к искусству и желание писать картины, воплощая собственные замыслы. На самых известных и знаковых его полотнах - трагические страницы истории России с множеством активных участников и случайных свидетелей происходящего.
Всё остальное было подчинено делу всей жизни: семья, круг общения, место проживания, путешествия. Всё должно было помогать художнику творить и никак не наоборот.
Муж француженки
В Петербурге молодой художник познакомился с юной Елизаветой Августовной Шаре, дочерью французского предпринимателя, торговавшего дорогой бумагой. Быстро сделал предложение и заверил ее отца, что будет обеспечивать семью сам, приданного ему не нужно. Он увез жену в Москву, потому что там была работа - роспись храма.
Елизавета очень скучала по родным, но не роптала и стала идеальной женой художника. Она родила двоих дочерей и посвятила себя заботам о детях и муже. Елизавета часто позировала Сурикову для картин, а также всегда сама тщательно мыла кисти. И все было бы прекрасно, если бы не ее слабое здоровье, поправлять которое семья ездила на побережье Италии и во Францию к родственникам Елизаветы.
Заботливый отец
Дочерей Сурикова звали Оля и Лена. Оля была пухленькой и бойкой, Лена поскромнее и потоньше. Именно 10-летнюю Олю художник изобразил на портрете рядом с печкой. Перед нами довольная жизнью девочка в нарядном платье, уверенно стоящая на крепких ножках, держащая в одной руке любимую куклу, а другую руку греющая о теплую печку.
Непосредственность Оли можно сравнить с непосредственностю девочки с персиками, которую изобразил на своей картине Серов. Кстати, Оля и эта девочка - дочь мецената Мамонтова - были почти ровесницами и дружили.
Также Олю можно увидеть на картине "Утро Стрелецкой казни" в образе плачущей девочки. Во время позирования Сурикову пришлось напугать ее страшной сказкой. Все ради искусства!
Любящий сын и брат
Когда Суриков женился, он не торопился рассказывать матери, живущей в Красноярске, о своей избраннице. Знал, что старой казачке-северянке не понравится его выбор - утонченная француженка. И он оказался прав.
Когда дочери немного подросли, Суриков решил отправиться с семьей на родину, к матери и брату. Также его тянуло в северный край за типажами для будущих картин.
Добирались они до Красноярска на перекладных чуть ли не два месяца. Там их встретили добрый дядя Миша и злая суровая бабушка. Невестку-француженку она постоянно за что-то ругала, и уставшая болезненная Елизавета только и мечтала поскорее уехать. Девочкам бабушка больно заплетала тугие косички, чтоб не ходили лохматыми. Не удивительно, что они скучали по своей французкой бабушке из Петербурга, у которой были совсем другие порядки.
На обратном пути Елизавета заболела, а потом слегла. К болезни сердца добавилось воспаление легких. Врачи не смогли ничего сделать, и 29-летняя женщина оставила своего мужа вдовцом с двумя детьми. Они прожили вместе всего 10 лет. Суриков впал в депрессию от чувства утраты и вины, понимая, что дорога в Красноярск и обратно, а также общение с его матерью добили его молодую жену.
После похорон он написал брату о произошедшем и попросил передать матери, чтобы та не корила себя: Лиза ее за все простила.
Больше года Суриков не мог и не хотел работать. А потом, взяв с собой дочерей, снова поехал в Красноярск. Там он написал "Взятие снежного городка".
Замечательный тесть и дед
К Сурикову в гости часто приходили художники, среди которых был Пётр Кончаловский, молодой авангардист, один из будущих создателей творческого объединения "Бубновый валет". Ему очень понравилась старшая дочь художника Оля, деловитая, активная, уверенная в себе девушка. Вскоре последовало признание в любви и сообщение Олей отцу - мы женимся и точка. Суриков был поражен и возмущен. За художника! Никогда! Топал ногами, швырялся предметами. Дочь рыдала, но была абсолютно непреклонна. Потом все утихло и отец сдался. О своем решении он не пожалел никогда.
Суриков и Кончаловский стали не просто родственниками, но и закадычными друзьями. Как художники, несмотря на разницу в направлениях, темах и жанрах, они понимали друг друга с полуслова, и, конечно, Кончаловский относился к тестю с огромным уважением. Иногда они даже ездили путешествовать вдвоем, например, в Италию. Смотрели шедевры мирового искусства и работали на пленэре.
Внуков дедушка Суриков тоже очень любил. Часто рисовал им персонажей сказок, которых придумывал на ходу, например, на салфетках во время обеда в ресторане. Все эти салфетки потом сминал и уносил официант, о чем внучка Наталья впоследствии очень жалела.
Вот таким человеком был Василий Суриков. Честным, прямолинейным, несгибаемым, иногда негибким, верным, преданным, любящим, увлеченным, и, конечно же, обладателем того самого дара бесценного, о котором написала его внучка.
Художник Петров-Водкин, так же, как и Суриков, когда-то приехал учиться живописи в столицу, благодаря помощи купца-мецената. Потом отправился изучать искусство Европы и привез из Франции жену-француженку. А она, спустя годы, написала о нем восторженную книгу: