Она сыграла только одну по-настоящему заметную роль в кино - тёти Костика в "Покровских воротах". Ее милая интеллигентная героиня обожала своего племянника, прощала ему всяческие слабости, а по вечерам смотрела старый телевизор, о чем-то с улыбкой вспоминая. А в конце фильма, когда шли титры с фотографиями актеров в молодости, оказывалось, что тётя Костика - самая красивая! Но где же она раньше была? О своей жизни Софья Пилявская рассказала в мемуарах, названных "Грустная книга".
Польская дворянка и дочь революционера
София Аделаида Антуанетта - так ее назвали при рождении в 1911 году. Она была из знатного польского рода, но ее папа выбрал жить в России и заниматься революционной борьбой. За это его сослали в Красноярск, где и родилась Софья, которую домашние звали Зосей.
Отец продолжал революционную борьбу и в Красноярске, и на этой почве... влюбился в революционерку. Расстались родители так интеллигентно, что Зося и ее брат почти ничего не заметили, только отец стал еще реже появляться дома.
После революции Софья с матерью и братом переехала в Москву и даже какое-то время жила в Кремле, рядом с семьями других революционеров. Однажды, бегая по кремлевским палатам, девочка врезалась в живот какому-то мужчине. Оказалось, это был Ленин.
Но до этого случилось еще кое-что удивительное. После октябрьских событий, когда была полнейшая неразбериха и каждый выживал как мог, возлюбленная отца находилась на последних месяцах беременности и сильно болела, почти не могла ходить. Узнав об этом, мать Софьи настояла на том, чтобы девушка переехала к ним в квартиру, где был налажен быт, и жила там до рождения ребенка. Вот уж действительно - высокие отношения!
Потом Софья с мамой и братом перебралась в коммуналку - квартиру известного оперного певца, потеснив ее хозяев. Те в какой-то степени были даже рады, что их уплотнили приличными людьми. Софья подружилась с хозяйской дочерью, и девочки часто ходили в театр, став заядлыми театралками. Это так захватило Пилявскую, что она сама решила стать актрисой.
Исправление акцента, красота и замужество
Все надежды на поступление рухнули, когда на прослушивании Софье отказали из-за польского акцента, который был очень заметен. Но девушка оказалась упорной и в течение следующего года совершенно самостоятельно выправила акцент и поступила-таки во МХАТ.
Софья Пилявская ничего не пишет о своей красоте и поклонниках. И только в предисловии, написанном другим человеком, говорится о том, какая она была невероятная красавица: если зимой еще можно было спокойно пройтись с ней по улице, то летом - нет! Настолько сильное она производила впечатление на окружающих. Наверняка это замечали и Станиславский с Немировичем-Данченко. Последний как-то даже прервал репетицию словами: "Какие же у вас обольстительные руки", мол, отвлекают! Но тот же Немирович называл ее по имени-отчеству, что было знаком глубокого уважения. А сама Софья Пилявская всегда с придыханием говорила о своих учителях, великих режиссерах, с которыми ей посчастливилось работать. Театр, а если точнее - МХАТ, был для нее сродни религии.
Замуж Софья вышла один раз и на всю жизнь. Ее избранником стал актер Николай Дорохин, успешно игравший в театре и в кино, лауреат Сталинской премии. Казалось бы, жизнь прекрасна! И вот тут начинается "Грустная книга".
Арест отца, война, смерть мужа
1937 год. И многим уже всё понятно без лишних слов. В этот год отец Софьи, революционер, соратник Ленина, вдруг превратился в иностранного шпиона, готовившего заговор. "Десять лет без права переписки" означало расстрел, но Софья, как и многие родственники репрессированных, не знала этого и надеялась. Подробности она узнала уже после смерти Сталина, когда читала дело своего отца. Его пытали, но он ни в чем не признался и никого не оговорил.
Вслед за отцом были отправлены в лагеря его вторая жена и дочь, они тоже погибли.
Софье повезло. Ее должны были изгнать из театра немедленно. И сделали бы это, если бы не вступился Немирович-Данченко. Ей не давали главные роли, но она могла продолжать играть. Если на представлении присутствовало правительство, а уж тем более - Сталин, ее перед выходом обыскивали, мало ли, вдруг пистолет пронесёт.
1941 год, война. Страшное время для всей страны, множество потерь. Софья с другими артистами переехала из Москвы в Саратов. Потом она в составе творческих групп выезжала с выступлениями на фронт. Присутствие такой красивой женщины в местах, где шла война, ее добрые слова и прекрасные глаза, без сомнения, поднимали боевой дух, утешали, дарили мгновения радости.
У ее мужа, Николая Дорохина, было очень слабое сердце, а испытаний выпало немало. Первый инфаркт случился в 33 года, после вызова в НКВД, где на него орали, пытались завербовать, сделать осведомителем, требовали отказаться от жены, угрожали. И дальнейшие события не способствовали успокоению сердца. Так же он, как и многие актеры, не умел отдыхать и хотел играть на разрыв.
Последний инфаркт произошел с ним за 20 минут до нового 1954 года, в квартире Книппер-Чеховой, куда Софья и Николай пришли отметить праздник. После смерти мужа Пилявская больше никогда не выходила замуж. Хотя, оставшись вдовой в 42 года, она с легкостью могла бы выбрать из огромного числа поклонников достойного человека. Но не захотела, осталась верна памяти мужа. Детей у них не было.
Но это еще не всё! Отдельной, очень светлой и радостной главой в "Грустной книге" Софьи Пилявской стало ее общение с Ольгой Книппер-Чеховой. Дружба этих женщин, разница в возрасте которых составляла более сорока лет, кажется удивительной! Но тем не менее - она, эта дружба, кажется мне закономерной. Об этом читайте в продолжении:
Отца Софьи Пилявской забрали в НКВД из его четырехкомнатной квартиры в печально знаменитом Доме на набережной. Нарицательным это название стало после книги Юрия Трифонова, о которой я писала здесь: