Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Рождество Джентиле да Фабриано: Всё лучшее сразу

Эту работу, принадлежащую кисти малоизвестного в России итальянского мастера, единодушно называют «самой роскошной», «самой богатой», «самой щедро украшенной» и «самой праздничной»; искусствоведы же оперируют странновато звучащим определением «интернациональная готика» и добавляют рассуждения о блеске уходящего с исторической сцены рыцарского мира. Очень интересно, но непонятно.
Сегодня

Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов», фрагмент .1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы,ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов», фрагмент .1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы,ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Эту работу, принадлежащую кисти малоизвестного в России итальянского мастера, единодушно называют «самой роскошной», «самой богатой», «самой щедро украшенной» и «самой праздничной»; искусствоведы же оперируют странновато звучащим определением «интернациональная готика» и добавляют рассуждения о блеске уходящего с исторической сцены рыцарского мира. Очень интересно, но непонятно.

Сегодня католический мир празднует Сочельник, сегодняшняя ночь для католиков - ночь перед Рождеством. Огромное количество работ западных мастеров посвящено этому событию, среди них - великие шедевры, известные всему миру. Поговорим об одном из них?

В начале этого года мы касались рождественской тематики в изобразительном искусстве, но, действительно, совсем немного. Одним из существенных отличий в изображении картин Рождества католического от православного является значимый мотив Поклонения Волхвов в западной художественной традиции. Хотя это два разных иконографических сюжета , но волхвы очень часто присутствуют, в той или иной мере, на картинах Рождества, то есть, эти истории совмещены. И сегодня разговор пойдет именно о таком Рождестве - с волхвами в качестве основного повествования. 

Дамы и господа, сегодня я хочу предложить вашему вниманию «Поклонение волхвов» Джентиле да Фабриано.  

Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов». 1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы, ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов». 1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы, ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Эту работу лучше понимаешь, если представить её не в великом собрании Уффици, полном бессмертных произведений из многих эпох, а там, где она предполагалась быть изначально: на алтаре флорентийской базилики Санта-Тринита, перед которым молитвенно замирали клир и восхищенные миряне.

Несколько слов о художнике: он родился в 1370 году,  в маленьком городке Фабриано, провинции Анкона, но провел в переездах за заказами практически всю свою жизнь, как и многие современники: Паоло Уччелло, Джентиле Беллини, да все тот же, уже знакомый нам, Пинтуриккьо.  Его мать умерла, когда он был маленьким, а отец оставил его родственникам - и ушел в монастырь, более о сыне не вспоминая. Вряд ли сироте выпало легкое детство, и поэтому есть впечатление , что все его творчество несет впечатление сознательного стремления к утешению. Возможно, Джентиле да Фабриано, как никто другой, понимал эту потребность людей в радости и празднике - поскольку он жил и работал в очень непростые времена. Впрочем, когда они были простыми…

И «Поклонение волхвов» (иногда его еще называют «Шествие и поклонение волхвов») - это самое важное, лучшее и самое, во всех смыслах, блестящее произведение мастера (по крайней мере, из дошедшего до нас, потому что несколько его крупных работ утрачены, например, венецианские фрески). Кстати, очевидно, что именно в Венеции Джентиле обрел вкус к дорогим материалам, а также оценил эстетику арабского Востока, с которым тогдашняя Серениссима (прозвище Венецианской республики, «Светлейшая») была тесно связана торговыми и дипломатическими связями.

Несколько слов о стиле и времени. Интернациональной готикой достаточно условно принято именовать художественное течение в итальянской живописи, возникшее в середине XIV века и продержавшееся приблизительно век. 

Не стоит думать, что речь идет о знакомом нам готическом стиле, здесь название довольно лукавое. Скорее, мы имеем дело со сложным коктейлем из собственно готики, византийского наследия (всегда исключительно важного для итальянских живописцев), а также влияния довольно неожиданного художественного сегмента: лицевая миниатюра, резьба по слоновой кости, маленькие статуэтки, барельефчики, иллюстрированные манускрипты, переносные алтари-складни, а также многочисленные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства, которые итальянские купцы активно привозили из Франции (терявшей свои позиции и терпевшей поражение в Столетней войне) во второй половине XIV века. 

Вот такими, например, могли быть эти вещицы. Серебряный складной алтарь Северная Франция, первая половина XIV века, 9 см x 15,5 см. Музей истории искусств, Вена, Австрия.
Вот такими, например, могли быть эти вещицы. Серебряный складной алтарь Северная Франция, первая половина XIV века, 9 см x 15,5 см. Музей истории искусств, Вена, Австрия.

И итальянские заказчики и знатоки, и итальянские живописцы очень ценили такой смешанный стиль. Например, богатые золотые фоны большинства работ этого периода - это непосредственное влияние византийской иконописи. Во-вторых, помимо такого разнообразного происхождения, на стиль интернациональной готики огромное влияние оказала придворная культура, в которой еще сохранились следы знаменитой рыцарской куртуазности (куртуазной поэзии, культа прекрасной дамы) и гедонистическая атмосфера придворной жизни, любовь к утонченной эстетике в кругу итальянских правителей, тяга к роскоши, к ярким, богатым орнаментом одеждам, причудливым головным уборам. Все это было, на тот момент, крайне модным в придворной среде во всех итальянских государствах.

Ради примера, приведу вам еще одну работу в этом стиле, другого итальянского мастера, чтобы вы могли сравнить. Это Витторе Кривелли, младший брат уже знакомого нам Карло Кривелли, о котором мы говорили здесь и здесь, и обязательно будем говорить еще.

Посмотрите, какая роскошь, какое пристальное, буквально, ювелирное внимание к деталям:

Витторе Кривелли. Мадонна и младенец с двумя ангелами. 1481-1482 гг. Темпера, дерево, золото. 55,6 x 40,6 cм.  Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Витторе Кривелли. Мадонна и младенец с двумя ангелами. 1481-1482 гг. Темпера, дерево, золото. 55,6 x 40,6 cм. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Интересно, что именно во Флоренции, городе, где бал правила отнюдь не аристократия, а финансы, этот стиль, воспевающий уходящее рыцарство, задержался дольше, чем в других местах.

По идее, главным для заказчика должно было стать богатство материалов, использованных в работе. Но в результате, мы видим как роскошь демонстрирует изысканно-утонченный мир аристократии, по идее, антипода флорентийской буржуазии. Парадоксально: Джентиле да Фабриано получил заказ на волшебное представление Средневековья (замешанное на новозаветном сюжете) посреди самого прагматичного города из итальянских, где «банк заменил церковь».  

Популярность интернациональной готики объясняется еще и ее радостным духом. Даже трагические сюжеты в ней предлагают зрителю  сочные краски, разнообразие прекрасной флоры, диковинных зверей, эффектные орнаменты на одеждах. Даже в сценах Страстей Христовых какие-нибудь второстепенные персонажи из толпы могут быть одеты очень празднично и ярко.

Эти эффекты, которые усиливают общий внутренний позитив, были любимы и важны еще и потому, что играли исцеляющую роль. XIV век стал очень трагичным для Европы. Ужасные вспышки чумы не миновали и Италию. Достаточно сказать, что от эпидемии 1348 года вымерло две трети населения Сиены, настолько страшными были потери (после этого Сиена никогда больше не конкурировала с Флоренцией). Разгорались политические драмы, вроде переселения Папы римского в Авиньон, и невероятные события, когда на папском престоле могло быть два, а в один период, даже три понтифика. Между итальянскими государствами происходили бесконечные войны и столкновения.  И, конечно, в ситуации, когда на людей наваливается так много испытаний, от искусства люди подсознательно ждут утешения, радости. Интернациональная готика давала и свет, и надежду на мир. 

Несколько слов о заказчике. Самым богатым и влиятельным человеком во Флоренции 1420-х годов был отнюдь не Козимо ди Джованни Медичи (он же Козимо Старый), он выйдет на сцену истории несколько позже, а Палла ди Онофрио Строцци, наследник знаменитой династии банкиров, блестяще образованный знаток и популяризатор греческой словесности, страстный ценитель искусства, меценат. Джентиле да Фабриано уже имел некоторую известность, приехал издалека, и Строцци немедленно пригласил его  выполнить работу для алтарной капеллы в память о своем отце.

 Сохранилось документы с суммой, которую художник должен был получить за заказ – 300 флоринов, что в шесть раз превышало годовую зарплату квалифицированного рабочего (а художник в Италии на тот момент и относился к таким ремесленникам). Неизвестно, был ли выбор сюжета, посвященного Поклонению Волхвов, предложен заказчиком, или же это была идея самого Джентиле.

Но результат поражал тогда - поражает и сегодня.

Портрет заказчика, банкира Строцци, с охотничьим соколом, на картине, среди процессии волхвов.
Портрет заказчика, банкира Строцци, с охотничьим соколом, на картине, среди процессии волхвов.

Продолжение следует…

Поздравляю всех моих читателей, кто сегодня празднует Рождество! Счастья вам, мира и любви!

Музеи
137 тыс интересуются