В этих надоедливых насекомых нет ничего прекрасного или привлекательного. Их вид, звук, который они издают, их назойливость и бесспорный вред от их присутствия, их отвратительная августовская манера бросаться в лицо… от мух принято избавляться любыми способами и средствами. И что бы могло заставить художников обращать на это грязное существо пристальное внимание? Ну, не бабочка же, в конце концов, не труженица-пчела, исполненная древнейшей символики, даже не экзотический эффектный жук - рогач… Почему - муха?
Дамы и господа, сегодня у нас великолепные работы живописцев- и самые неприятные и банальные насекомые, внезапно размещенные на них.
Начнем с натюрмортов. Даже если перед нами яркий и радостный сюжет с фруктами или цветами — муха свидетельствует о конечности жизни: фрукты сгниют, цветы увянут, с молодостью и красотой любого из нас будет то же, жизнь быстротечна. Но есть и другое: включая муху в композицию, мастер начинает прихотливую профессиональную игру с трехмерностью пространства.
Здесь символично все:
Фигурная парная посуда символизирует земные богатства в заключенном браке, а также обозначают мужа и жену.
Свеча - присутствие Святого духа, освящающего таинство брака.
Кольцо - очевидный атрибут пары, заключающей официальный союз (то, что оно в виде клубники, намекает на пожелание многодетного счастливого брака).
Веточка розмарина - брачные обеты верности.
Сладости на блюде — типичное угощение на свадьбах, одно из них в виде сердца.
И так далее.
А что же муха? Зачем она здесь?.. А муха напоминает о том, что земная жизнь скоротечна, и даже в свой счастливый день, полный светлых надежд, человек должен помнить, что этот мир ему дан только для того, чтобы лучше подготовиться к вечности.
Вот еще один натюрморт, взгляните.
Муха на землянике здесь прямо символизирует грехопадение (и грехи людские), а гвоздика - это жертва Христа, которой он искупил человеческие грехи.
Хорошо, мы поняли: плоды земные -конечны, как и сама жизнь смертных, слабых и грешных. Но что может означать муха рядом с самой Мадонной или младенцем Христом, разве это возможно?!
Пожалуйста. Такие шутки очень любил, к примеру, великолепный Карло Кривелли (о его мадоннах я напишу статью отдельно).
Уже по косому, укоризненно- печальному взгляду Мадонны на муху понятно, что муха здесь — и грех, который искупит Младенец, и зло,которое он должен победить. Но в то же время у Кривелли (как и у большинства других художников, которые изображают мух на картинах, где им,вроде бы, не место) — это именно трюк профессионала, задорная демонстрация мастерства. И заодно — небольшая шутка. Смотрите, как я могу: вы даже не сразу поймёте, что муха нарисована! Будете думать, что она села на картину,и попытаетесь её прогнать. И для того, чтобы муха убедительно доказала высочайший уровень живописца, она должна быть максимально реалистичной, чтобы включить и зрителя в эту игру.
Здесь зритель, когда замечает муху, невольно переоценивает весь масштаб изображения - и да, именно возле этой панели доверчивые верующие массово яростно размахивали руками и платками - пока не понимали, что художник обманул их.
Но на этих работах мухи помещены рядом со святыми и Господом, а ведь есть картины, на которых мастер изображает муху прямо на них! Не кощунство ли это ? Как это понять, как объяснить?
Обличающе заметна, на обнажённой груди Христа сидит муха, что символизирует грех и зло, которым противостоит Христос, а также знак смерти и смертности в облике человеческом: то есть, здесь именно муха напоминает о том, что Сын Божий воплощен и в Сыне Человеческом.
Сам великий Дюрер не чуждался этих трюков. Несколько лет назад была обнаружена ранняя копия его алтаря «Праздник чёток (Праздник венков из роз)» с мухой на колене Богородицы. Подлинник находится в Праге, в Народной галерее, и судя по исследованиям, при ранней реставрации на нем муху с Мадонны счистили, видимо, сочтя неуместной.
В стихотворении,написанном через год после завершения картины, Дюрер назван «живописцем дерзкой мухи». Художник поместил насекомое почти на равном расстоянии между ножкой Младенца и сложенными в молитве руками императора, снова и снова решая две задачи одновременно: внося символику смертности и привлекая внимание к собственному мастерству.
Муха, изображённая на портрете простого смертного, может означать, что портрет — посмертный, но это необязательно: точно так же, она может оказаться трюком, виртуозной шуткой мастера, либо уже известной нам живописной проповедью о том, что жизнь скоротечна. Нам, с нашим современным менталитетом, трудно представить, что заказчик портрета оценит намекающую на неизбежность смерти муху на своем изображении или изображении близких, но человек религиозный такое тонкое напоминание о необходимости уже здесь и сейчас, в суете будней, заботиться о своей важнейшей жизни на Небесах, о душе, принимал весьма благосклонно.
На нарисованной раме-обманке фламандец Петрус Кристус пишет еще и муху- как знак своего мастерства, усиливающий иллюзию реальности рамы. Монах позировал художнику и был вполне жив на момент исполнения картины.
По поводу же портрета женщины остроумное предположение высказал венгерский искусствовед Андор Пиглер: нарисованная муха могла служить своеобразной защитой - она должна была отпугивать настоящих мух, чтобы не засидели белое живописное полотно убора на картине.
А здесь история с мухой несколько иная.
В 1516 году, когда был закончен портрет, кардинал был жив и в зените славы. Но уже через год его обвинили в заговоре с целью убийства другого кардинала, и папа Лев X лишил его сана и заключил в замок Святого Ангела. Позднее, кардинала Бандинелло оправдали, освободили и вернули ему кардинальское достоинство, но вскоре, в 1518, он скончался. Возможно, муха — чёрная на белом — была дописана позже, как знак испытаний и скорой смерти, ожидающей героя портрета. Кстати, обратите внимание на парадную ковровую скатерть на столе, за которым расположился кардинал, это так называемый «ковер Лотто», анатолийский (турецкий) тип шерстяных ковров с арабесками на красном фоне, а сам портрет я уже выкладывала в статье «Ковры на столах: восточная роскошь Голландии».
А вот этот автопортрет, скорее всего, принадлежит вдовцу. На то, что супруга мастера мертва, указывает не только огромная муха на головном уборе но и взгляд женщины: муж смотрит на нас, а она — ни на зрителя, ни на мужа, это «нездешний», потусторонний взгляд.
Обе мухи на этой работе выглядят слишком крупными внутри картины, но зрителю перед картиной инстинктивно почудится, что они живые.
Итак, написанная муха удивит зрителя, возмутит, заставит задаться вопросом о том, какие смыслы зашифровал в ней художник и -непременно! -запомнится . Вы уже не забудете этот живописный прием и эти работы. Под видом виртуозного профессионального трюка обычная муха позволяет задуматься сразу о многом, однако, на многое не претендуя. Ведь это всего лишь муха.
А у меня на сегодня все, дамы и господа, благодарю вас за потраченное время и ваше внимание.