Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Рождество Джентиле да Фабриано: Волхвы, дары и статус

"Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." /Мф.2:9-11/
Кстати, Матфей

Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов», фрагмент .1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы,ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов», фрагмент .1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы,ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

"Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." /Мф.2:9-11/ 

Кстати, Матфей не называет число волхвов. Он сообщает только, что подарков было три. Но комментаторы позже решили, что и самих дарителей должно быть столько же — по одному на каждый подарок.

Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать.

Ладан (ароматическая древесная смола, которую издавна воскуряют в храмах) — это дар священнику, признание в Младенце того, кто станет Учителем.

Смирна (она же мирра — тоже древесная смола, использующаяся в религиозных ритуалах) — намёк на будущие страдания Христа и его смерть во искупление человеческих грехов. На востоке, в том числе, в Израиле и Иудее, мирру использовали для бальзамирования. Тело распятого Иисуса будут умащивать смесью из смирны и алоэ. 

Повитухи, а по виду - роскошно одетые в условном восточном стиле придворные дамы - разглядывают шкатулку с даром. У меня, кстати, впечатление, что они достаточно критично на нее смотрят: а достоин ли этот дар этого Младенца?
Повитухи, а по виду - роскошно одетые в условном восточном стиле придворные дамы - разглядывают шкатулку с даром. У меня, кстати, впечатление, что они достаточно критично на нее смотрят: а достоин ли этот дар этого Младенца?

Итак, короли-маги на картине Джентиле да Фабриано начинают свой путь из верхнего левого угла панели: здесь мы видим сцены их путешествия за Вифлеемской звездой и вход в Вифлеем. 

Увидели звезду. Ниже - один из многочисленных сопутствующих сюжетов этой панели, нападение разбойников на одинокого путника.
Увидели звезду. Ниже - один из многочисленных сопутствующих сюжетов этой панели, нападение разбойников на одинокого путника.

Длинная процессия (о которой меня спрашивали в комментариях, повторю и здесь) означает, что перед нами - короли-волхвы, те самые Каспар, Мельхиор и Бальтазар, которым посвящались отдельные религиозные пышные праздненства. То есть, на картине не первоначальная история о пастухах, увидевших звезду, не скромная умиляющая сцена «бедняки пришли к беднякам с подарками», здесь «цари явились выразить преданность и почтение Царю мира». А богатые короли не отправились бы в путь без свиты, и слуг, и большого количества поклажи. Поэтому на картине да Фабриано мы видим даже охотничьих собак: короли-волхвы, что естественно в королевском путешествии, в пути развлекались и добывали свежую дичь. Охотились со специально обученными птицами, а также с гепардами, например. На охоту гепардов выводили на поводках или вывозили на лошадях.

Центральный люнет, в правой части, внизу, хорошо видна сцена охоты: охотник с собакой, справа убегает косуля. Выше, на лошади, везут гепардов, один из которых приготовился прыгать и атаковать косулю.
Центральный люнет, в правой части, внизу, хорошо видна сцена охоты: охотник с собакой, справа убегает косуля. Выше, на лошади, везут гепардов, один из которых приготовился прыгать и атаковать косулю.

Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников. И само количество народу в шествии поклоняющихся впечатляет зрителя и даёт понять, какое грандиозное событие перед нами. В процессии на переднем плане мы видим большую группу людей, похожих на современников художника. У них типичные для того времени лица, современная, на тот момент, одежда. С большой степенью вероятности, написаны конкретные люди, известные в городе.

Среди экзотических типажей - явные обычные флорентийцы.
Среди экзотических типажей - явные обычные флорентийцы.

Заказчика вычислили, как раз, по соколу в руке: Строцци стоит за третьим волхвом с соколом – атрибутом семьи Строцци (strozzieri на тосканском языке означало «сокольничий»). Кстати, свита в работе Джентиле напомнила зрителям о дипломатических полномочиях Строцци: банкир путешествовал в качестве члена официальных флорентийских визитов в различные города по всей Италии.  То есть, лишний раз подчеркнули высокий статус заказчика.

Заказчик отмечен. Есть основания предполагать, что тот единственный, кто смотрит прямо на зрителя - отец банкира, памяти которого посвящена эта картина.
Заказчик отмечен. Есть основания предполагать, что тот единственный, кто смотрит прямо на зрителя - отец банкира, памяти которого посвящена эта картина.

Волхвов традиционно изображали людьми разного возраста, подходили они к Младенцу по старшинству. У Джентиле они еще и снимают перед ним свои экзотические великолепные короны. Младенец трогательно гладит старшего волхва по лысой голове. Над головой Иосифа - приведшая волхвов Вифлеемская Звезда.

Слуга снимает с ног самого молодого Короля-волхва драгоценные шпоры: он только что спешился и ждет очереди, чтобы поклониться Младенцу. Посмотрите, как встревожена собака рядом: она боится, что лошадь заденет её копытом.
Слуга снимает с ног самого молодого Короля-волхва драгоценные шпоры: он только что спешился и ждет очереди, чтобы поклониться Младенцу. Посмотрите, как встревожена собака рядом: она боится, что лошадь заденет её копытом.

Арабская письменность вызывала восхищение своей каллиграфической роскошью и экзотичностью. Алтарный образ Джентиле включает псевдоарабские надписи, выгравированные на золотых нимбах Марии и Иосифа, а также на одеждах персонажей, как отсылка к древнему Востоку. Дело в том, что богатые флорентийские семьи, благодаря растущим торговым отношениям с Востоком, в основном с Мамлюкским Египтом, владели разнообразными дорогостоящими предметами, украшенными вязью и восточной орнаментикой. Считается, что у заказчика было во владении достаточное количество драгоценных тканей, блюд и украшений, которые он предоставил мастеру для живописи с натуры. Нимбы с надписями и розетками, предположительно, «срисованы» с золотых исламских «Мамлюкских блюд».

Богатый ультрамариновый плащ Мадонны выполнен самой драгоценной краской -ляпис-лазурью, это будило в зрителях дополнительное восхищение.
Богатый ультрамариновый плащ Мадонны выполнен самой драгоценной краской -ляпис-лазурью, это будило в зрителях дополнительное восхищение.

Обезьяны, дромадеры, гепарды, - все эти, необычные для итальянских земель, животные на картине придавали еще большую экзотичность и сказочность повествованию, они и были, в понимании современников, «великолепным таинственным Востоком», где происходили события Рождества.

Внизу, в пределле, три каноничных сюжета: слева направо - явление Младенца, бегство в Египет и внесение во Храм. Мой любимый - как раз, ночь.

На тот момент, художников, умеющих работать «в ночном свете» - немного. Джентиле да Фабриано, как видите, умеет. Сцена теплая, уютная, полная тихой радости. Все спят, кроме Марии, Иисуса и вола с осликом. Это - их Тайна.
На тот момент, художников, умеющих работать «в ночном свете» - немного. Джентиле да Фабриано, как видите, умеет. Сцена теплая, уютная, полная тихой радости. Все спят, кроме Марии, Иисуса и вола с осликом. Это - их Тайна.

Наверху картины, в тондо (кружках) - необычно и эффектно разделенное Благовещение. Слева - Гавриил, справа - Мария в своей комнате.

Кстати, использование ультрамарина здесь - только для накидки Марии, все остальные синие детали на картине исполнены другой краской, не такой дорогой. Это лишний раз подчеркивало важность Богородицы.
Кстати, использование ультрамарина здесь - только для накидки Марии, все остальные синие детали на картине исполнены другой краской, не такой дорогой. Это лишний раз подчеркивало важность Богородицы.

Судьба этого шедевра Джентиле да Фабриано, в целом, была счастливой. Она несколько столетий провела в той самой капелле, для которой была предназначена, а позже, с некоторыми приключениями, была перемещена в Уффици, где мы можем полюбоваться ей и сегодня . В Италию, по-прежнему, попасть можно, хотя и не так легко, как несколько лет назад.

Друзья, если захотите, я расскажу вам в комментариях о раме, в которую заключена панель, задавайте вопросы. А основной мой рассказ о Рождестве и Поклонении Волхвов кисти Джентиле да Фабриано закончен. Благодарю вас за терпение и внимание, надеюсь, сказочная красота и великолепие этой картины вам тоже понравились - и вы с удовольствием посмотрели на нее и прочитали ее историю.

Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов» .1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы,ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов» .1423 год. Темпера на деревянной панели, золото, серебро, самоцветы,ляпис-лазурь. 300 см × 282 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Желаю вам приятных последних выходных этого года, дамы и господа! Пусть все будет у вас, моих дорогих читателей, легко и хорошо!