Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Пинтуриккьо, большой «маленький художник».

При рождении в 1454 году, он получил имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, но в истории остался под странным и умилительным прозвищем «маленький художник», что звучало как «Пинтуриккьо». Обожаемый заказчиками и не принимаемый всерьез коллегами и тонкими ценителями, откровенно нелюбимый легендарным  биографом художников итальянского Возрождения Джорджио Вазари (который писал о Пинтуриккьо в совсем уничижительной манере), нещадно и безжалостно критикуемый искусствоведами позднего времени, он все же оставил свой след в истории искусства. Спустя столетия, в творчестве Пинтуриккьо продолжают находить недостатки, но скепсис все равно сменяется неподдельным восхищением свежестью и выразительностью его образов, своеобразием и нежностью его кисти, богатством палитры.  О его личности мало известно (а родился он в очаровательной Перудже, там же впервые упомянут в документах гильдии художников, но ему, на тот момент, уже 27 лет) - только о бесконечных переездах по городам и государствам, от заказа к

Пинтуриккьо, «Портрет мальчика». 1480-82гг. Масло, доска тополя. 50х35,5. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия. Может, кто-то из вас вспомнит его в советском фильме «Достояние республики»?
Пинтуриккьо, «Портрет мальчика». 1480-82гг. Масло, доска тополя. 50х35,5. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия. Может, кто-то из вас вспомнит его в советском фильме «Достояние республики»?

При рождении в 1454 году, он получил имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, но в истории остался под странным и умилительным прозвищем «маленький художник», что звучало как «Пинтуриккьо». Обожаемый заказчиками и не принимаемый всерьез коллегами и тонкими ценителями, откровенно нелюбимый легендарным  биографом художников итальянского Возрождения Джорджио Вазари (который писал о Пинтуриккьо в совсем уничижительной манере), нещадно и безжалостно критикуемый искусствоведами позднего времени, он все же оставил свой след в истории искусства. Спустя столетия, в творчестве Пинтуриккьо продолжают находить недостатки, но скепсис все равно сменяется неподдельным восхищением свежестью и выразительностью его образов, своеобразием и нежностью его кисти, богатством палитры. 

О его личности мало известно (а родился он в очаровательной Перудже, там же впервые упомянут в документах гильдии художников, но ему, на тот момент, уже 27 лет) - только о бесконечных переездах по городам и государствам, от заказа к заказу. Он обучался у Пьетро Перуджино, одного из самых прославленных живописцев Италии, вместе с великим Рафаэлем Санти. Однако, наш «маленький художник» не смел и думать приближаться к гению и славе Рафаэля. 

«Встреча Марии и Елизаветы». Фреска в Апартаментах папы Борджиа, Библиотека Ватикана, Ватикан. 1492-94гг.
«Встреча Марии и Елизаветы». Фреска в Апартаментах папы Борджиа, Библиотека Ватикана, Ватикан. 1492-94гг.

Возникает впечатление, что жизнь Пинтуриккьо протекала, буквально, «с котомкой»- всегда в пути, оставляя за собой удивительный след из красок и золота. Его прозвище происходило из-за маленького роста - на Титана Возрождения он, явно, не тянул. Этот рост, да еще легкий безотказный характер породили ласковое снисходительное  «художничек», - практически так можно перевести это имя, так он нередко и подписывал свои работы. 

Автопортрет Пинтуриккьо на фреске в капелле Бальоне 1500 год.
Автопортрет Пинтуриккьо на фреске в капелле Бальоне 1500 год.

Он, действительно, был безотказным. А еще многоплановым. Он брался за любые заказы, исполняя их в срок, без капризов и радуя заказчиков необыкновенной декоративностью исполнения. Светский портрет? Пожалуйста! Эффектный алтарный образ? С удовольствием! Фрески для церкви или апартаментов богача? Готов, Ваше Святейшество или Ваше Сиятельство! 

Пинтуриккьо, «Благовещение», фреска. Капелла Бальоне, церковь Санта-Мария-Маджоре. Спелло, Италия. Кто видит автопортрет ?
Пинтуриккьо, «Благовещение», фреска. Капелла Бальоне, церковь Санта-Мария-Маджоре. Спелло, Италия. Кто видит автопортрет ?

За что его критиковали? 

Да, были у него свои маленькие слабости: страсть к симметрии, например, или любовь к работе исключительно дорогими материалами - золото, ляпис-лазурь, - а также непомерное желание угодить заказчикам, порадовать их, наполнив работу огромным количеством декоративных украшений (в итоге, получалось «по-бохатому», над чем не переставал издеваться Вазари). Пинтуриккьо не воспитывал своих заказчиков, не пытался привить им тонкость вкуса, не воздействовал бесспорным авторитетом гения, он послушно и споро взбирался на леса -и принимался за работу. Вот за это творческое «чего изволите» великие коллеги по цеху не принимали его в свое общество, в круг избранных. 

Слишком много золота. Слишком богатые украшения. И при этом, «слишком простые лица» -ну, разве может Мадонна выглядеть, как молодая соседка, идущая с ребенком на рынок? Почему фигуры так бесплотны и лишены энергии? 

Одна из «простецких Мадонн» Пинтуриккьо: Мадонна мира, 1490. Масло на деревянной панели, золото. 143х70 см. Гражданская Пинакотека, Сан-Северино-Марке,Италия.
Одна из «простецких Мадонн» Пинтуриккьо: Мадонна мира, 1490. Масло на деревянной панели, золото. 143х70 см. Гражданская Пинакотека, Сан-Северино-Марке,Италия.

Фрагмент. Много, действительно, много золота. Но нас с вами, привыкших к богатейшей золотом византийской школе, а затем русской, разве это отталкивает? И разве портят эти украшения нежность и прелесть юной Богоматери Пинтуриккьо?
Фрагмент. Много, действительно, много золота. Но нас с вами, привыкших к богатейшей золотом византийской школе, а затем русской, разве это отталкивает? И разве портят эти украшения нежность и прелесть юной Богоматери Пинтуриккьо?

Бледная тень своего учителя Перуджино, слабый подражатель, - вторит критикам Ренессанса русский искусствовед Александр Николаевич Бенуа. Он называет главу своего монументального труда «История живописи» «Пинтуриккио – талантливый маляр». Александр Николаевич утверждает, что тот был «маленьким, глуховатым, невзрачным человечком, и все это, вероятно, держало его на известном расстоянии от жизни, которая могла казаться ему тем более радостной и завидной». На мой взгляд, это просто жестоко. Но уже сформирована однозначная и жесткая оценка тех, кто любит живопись «маленького художника» - они «лишены тонкого вкуса или попросту недообразованны». 

А тем временем, заказчики носят Пинтуриккьо на руках. Сиена, Орвьето, Сполето, родная Перуджа наперебой приглашают успешного столичного художника, придворного живописца Папы к себе.

Одной из самых глобальных и известных работ «маленького художника» становится роспись библиотеки Пикколомини в Сиене. Интерьеры библиотеки, которая является частью собора, и по сей день считаются одними из самых совершенных во всей Тоскане. 

Библиотека Пикколомини, Сиена, Италия.
Библиотека Пикколомини, Сиена, Италия.

«Фигуры вряд ли могли быть изображены хуже. Ни одно существо не держится твердо на ногах и как будто бесплотно, даже красота женских лиц раздражает из-за постоянного бездумного и бессмысленного их повторения. Колорит этих фресок едва ли может быть безвкуснее. И все же они обладают бесспорным очарованием! Как ни плохи они со многих точек зрения, как архитектоническая декорация они превосходны», – неоднозначно комментирует эти фрески Бернард Беренсон, американский специалист в области итальянского Возрождения.

Затоптали маленького безотказного живописца. Бессмысленный, бездумный…

но давайте посмотрим еще раз на портрет мальчика, который я вынесла на обложку. Он ждет нас в Дрездене, кстати.

Взгляните на него внимательно, абстрагируясь от кичливых оценок современников и искусствоведов. Разве это не острая наблюдательность и психологизм большого мастера? Разве не ум и душу мы видим на этом портрете?
Взгляните на него внимательно, абстрагируясь от кичливых оценок современников и искусствоведов. Разве это не острая наблюдательность и психологизм большого мастера? Разве не ум и душу мы видим на этом портрете?

Кто изображен на этом портрете – неизвестно. Версия о том, что это -маленький Цезарь Борджиа не имеет ни доказательств, ни опровержений. На холсте зритель видит мальчика-подростка – уже не ребенка, но еще не взрослого. 

Здесь Пинтуриккио не стал перегружать картину деталями. Цвет камзола приглушен, а перспектива несколько нарушена: пейзаж на заднем плане как будто «выталкивает» человека из холста. Так фигура мальчика приобретает особенную осязаемость.

Лицо выписано очень тщательно, поза мальчика напряжена, но при этом он не кажется статичным – наоборот, живым и естественно привлекательным. В чертах мальчика гармонично сочетаются упрямство и неуверенность, самостоятельность и детская еще беспомощность, вызов и смирение. Удивительный, гениальный портрет, на мой взгляд . Разве мог бы бездарный маляр и слабый подражатель так передать характер?

«Пинтуриккио же было неведомо раскрепощение от провинциальной затхлости нравов и будничной жизни, свинцовой тяжестью опустившейся ему на плечи. Живительный воздух внешнего мира не коснулся его», – это все тот же Беренсон. «Однако даже в худших примерах своей мазни Пинтуриккио настолько владеет редким и освежающим нас дарованием, что, если вы не слишком утонченная натура, то получаете от этого удовольствие и готовы поклясться в том, что это вовсе не мазня, а очень ценные картины», – подводит итог наследию живописца американский искусствовед.

В очередной раз, просмотрев работы «маленького художника», понимаю, что, очевидно, не являюсь утонченной натурой, поскольку мне наследие Пинтуриккьо дарит радость и ощущение полёта, и никак не кажется «китчем эпохи Возрождения».

Мадонна с Младенцем и св.Иеронимом. 1481 год. Масло на дереве, 49х38,5 см. Картинная Галерея, Берлин, Германия.
Мадонна с Младенцем и св.Иеронимом. 1481 год. Масло на дереве, 49х38,5 см. Картинная Галерея, Берлин, Германия.

А вы что думаете, дамы и господа? Художник наш Пинтуриккьо или все же удачливый маляр, подхалим из мира искусства ? Пожалуйста, поделитесь мнением, если вам кажется, что Пинтуриккьо нехорош, скажите, что видите и чувствуете.

А я благодарю за уделенные время и внимание.