При рождении в 1454 году, он получил имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, но в истории остался под странным и умилительным прозвищем «маленький художник», что звучало как «Пинтуриккьо». Обожаемый заказчиками и не принимаемый всерьез коллегами и тонкими ценителями, откровенно нелюбимый легендарным биографом художников итальянского Возрождения Джорджио Вазари (который писал о Пинтуриккьо в совсем уничижительной манере), нещадно и безжалостно критикуемый искусствоведами позднего времени, он все же оставил свой след в истории искусства. Спустя столетия, в творчестве Пинтуриккьо продолжают находить недостатки, но скепсис все равно сменяется неподдельным восхищением свежестью и выразительностью его образов, своеобразием и нежностью его кисти, богатством палитры.
О его личности мало известно (а родился он в очаровательной Перудже, там же впервые упомянут в документах гильдии художников, но ему, на тот момент, уже 27 лет) - только о бесконечных переездах по городам и государствам, от заказа к заказу. Он обучался у Пьетро Перуджино, одного из самых прославленных живописцев Италии, вместе с великим Рафаэлем Санти. Однако, наш «маленький художник» не смел и думать приближаться к гению и славе Рафаэля.
Возникает впечатление, что жизнь Пинтуриккьо протекала, буквально, «с котомкой»- всегда в пути, оставляя за собой удивительный след из красок и золота. Его прозвище происходило из-за маленького роста - на Титана Возрождения он, явно, не тянул. Этот рост, да еще легкий безотказный характер породили ласковое снисходительное «художничек», - практически так можно перевести это имя, так он нередко и подписывал свои работы.
Он, действительно, был безотказным. А еще многоплановым. Он брался за любые заказы, исполняя их в срок, без капризов и радуя заказчиков необыкновенной декоративностью исполнения. Светский портрет? Пожалуйста! Эффектный алтарный образ? С удовольствием! Фрески для церкви или апартаментов богача? Готов, Ваше Святейшество или Ваше Сиятельство!
За что его критиковали?
Да, были у него свои маленькие слабости: страсть к симметрии, например, или любовь к работе исключительно дорогими материалами - золото, ляпис-лазурь, - а также непомерное желание угодить заказчикам, порадовать их, наполнив работу огромным количеством декоративных украшений (в итоге, получалось «по-бохатому», над чем не переставал издеваться Вазари). Пинтуриккьо не воспитывал своих заказчиков, не пытался привить им тонкость вкуса, не воздействовал бесспорным авторитетом гения, он послушно и споро взбирался на леса -и принимался за работу. Вот за это творческое «чего изволите» великие коллеги по цеху не принимали его в свое общество, в круг избранных.
Слишком много золота. Слишком богатые украшения. И при этом, «слишком простые лица» -ну, разве может Мадонна выглядеть, как молодая соседка, идущая с ребенком на рынок? Почему фигуры так бесплотны и лишены энергии?
Бледная тень своего учителя Перуджино, слабый подражатель, - вторит критикам Ренессанса русский искусствовед Александр Николаевич Бенуа. Он называет главу своего монументального труда «История живописи» «Пинтуриккио – талантливый маляр». Александр Николаевич утверждает, что тот был «маленьким, глуховатым, невзрачным человечком, и все это, вероятно, держало его на известном расстоянии от жизни, которая могла казаться ему тем более радостной и завидной». На мой взгляд, это просто жестоко. Но уже сформирована однозначная и жесткая оценка тех, кто любит живопись «маленького художника» - они «лишены тонкого вкуса или попросту недообразованны».
А тем временем, заказчики носят Пинтуриккьо на руках. Сиена, Орвьето, Сполето, родная Перуджа наперебой приглашают успешного столичного художника, придворного живописца Папы к себе.
Одной из самых глобальных и известных работ «маленького художника» становится роспись библиотеки Пикколомини в Сиене. Интерьеры библиотеки, которая является частью собора, и по сей день считаются одними из самых совершенных во всей Тоскане.
«Фигуры вряд ли могли быть изображены хуже. Ни одно существо не держится твердо на ногах и как будто бесплотно, даже красота женских лиц раздражает из-за постоянного бездумного и бессмысленного их повторения. Колорит этих фресок едва ли может быть безвкуснее. И все же они обладают бесспорным очарованием! Как ни плохи они со многих точек зрения, как архитектоническая декорация они превосходны», – неоднозначно комментирует эти фрески Бернард Беренсон, американский специалист в области итальянского Возрождения.
Затоптали маленького безотказного живописца. Бессмысленный, бездумный…
но давайте посмотрим еще раз на портрет мальчика, который я вынесла на обложку. Он ждет нас в Дрездене, кстати.
Кто изображен на этом портрете – неизвестно. Версия о том, что это -маленький Цезарь Борджиа не имеет ни доказательств, ни опровержений. На холсте зритель видит мальчика-подростка – уже не ребенка, но еще не взрослого.
Здесь Пинтуриккио не стал перегружать картину деталями. Цвет камзола приглушен, а перспектива несколько нарушена: пейзаж на заднем плане как будто «выталкивает» человека из холста. Так фигура мальчика приобретает особенную осязаемость.
Лицо выписано очень тщательно, поза мальчика напряжена, но при этом он не кажется статичным – наоборот, живым и естественно привлекательным. В чертах мальчика гармонично сочетаются упрямство и неуверенность, самостоятельность и детская еще беспомощность, вызов и смирение. Удивительный, гениальный портрет, на мой взгляд . Разве мог бы бездарный маляр и слабый подражатель так передать характер?
«Пинтуриккио же было неведомо раскрепощение от провинциальной затхлости нравов и будничной жизни, свинцовой тяжестью опустившейся ему на плечи. Живительный воздух внешнего мира не коснулся его», – это все тот же Беренсон. «Однако даже в худших примерах своей мазни Пинтуриккио настолько владеет редким и освежающим нас дарованием, что, если вы не слишком утонченная натура, то получаете от этого удовольствие и готовы поклясться в том, что это вовсе не мазня, а очень ценные картины», – подводит итог наследию живописца американский искусствовед.
В очередной раз, просмотрев работы «маленького художника», понимаю, что, очевидно, не являюсь утонченной натурой, поскольку мне наследие Пинтуриккьо дарит радость и ощущение полёта, и никак не кажется «китчем эпохи Возрождения».
А вы что думаете, дамы и господа? Художник наш Пинтуриккьо или все же удачливый маляр, подхалим из мира искусства ? Пожалуйста, поделитесь мнением, если вам кажется, что Пинтуриккьо нехорош, скажите, что видите и чувствуете.
А я благодарю за уделенные время и внимание.