Мы уже мельком взглянули на великолепные работы этого ренессансного гения, венецианца Карло Кривелли, когда обсуждали роль мух в истории живописи. Пару его роскошных и очень-очень красивых панелей я вам показала в той статье. Но знаете ли, что было для меня самым сложным, когда я искала иллюстрации с мухами? Найти для вас Мадонн Кривелли, рядом с которыми не было бы соленых огурцов.
Дамы и господа, сегодня у нас - единственные в своем роде религиозные работы, где картины украшены не только цветами и плодами (символика которых широка, однако, известна), но и соленьями, а конкретно - огурцами.
Прекрасный Карло Кривелли - единственный, пожалуй, известный художник, превративший огурцы в свою торговую марку, узнаваемый и оригинальный личный бренд. А так как случайного в религиозной живописи тех эпох не бывает, над его овощной символикой по сей день ломают копья историки искусства, религиоведы и даже, представьте, филологи.
Карло Кривелли (годы его его жизни известны не точно: рождение между 1430 и 1435 гг, смерть - между 1494 и 1495 гг) был плодовитым мастером. Он писал свои работы исключительно на религиозные темы, но интерпретировал их необычно, и в этом своеобразная прелесть этого художника. Его безудержная фантазия превращала каноничные сюжеты в коллекции высокой моды: его элегантные мадонны и святые одеты в дамасские ткани, украшенные драгоценностями, демонстрируют сложные прически, и больше похожи на придворных аристократов, чем на священные образы. Рассматривать любую из панелей Кривелли - эстетическое удовольствие.
Ну, и огурцы. Толстенькие аппетитные огурцы с пупырышками, тщательно выписанные художником рядом с большинством его Мадонн. Что они должны обозначать?
Версия первая, филологическая.
Это довольно сложное построение, основанное на том, что вследствие ошибки в переводе с иврита на греческий в Септуагинте, в истории пророка Ионы (а Иона в христианской традиции связан с Христом, так как провел три дня во чреве рыбы, подобно тому как Христос провел три дня в гробу) некое растение семейства тыквенных дало пророку укрытие от палящего зноя, поэтому растение Ионы, то есть тыква, ассоциируется и с Воскрешением; впоследствии, при переложении на латынь, название «библейского» растения было спутано с разновидностью дыни, популярной в античности, а нам известной под названием «армянский огурец», а уже Кривелли, незнакомый с «армянскими», писал их, как вполне распространенные, на тот момент , как и сегодня, обыкновенные огурцы.
Еще одна версия, религиоведческая. Согласно ей, огурец — атрибут Марии, по ассоциации с Исаией 1:8 («И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде плодов, как осажденный город»), то есть, как дочь Сиона стоит одинокая, словно сарай на поле с [огурцами] и Мария окружена грехами, но не подвластна им. Огурец почти всегда изображен рядом с яблоком, как еще одним символом искушения и греха - напоминаю, что в католичестве считается, что Мария не только непорочно зачала, но и сама была зачата непорочно — т.е. на нее не перешел первородный грех (яблоко).
Вообще, у самого художника, особенно по молодости лет, с грехами были довольно сложные отношения, необузданная и страстная натура прорывалась, бывало, что и прямым нарушением закона. Так, в 1457 году Карло приговорили к шести месяцам тюремного заключения и штрафу в двести лир за… похищение женщины, причем, замужней. «Влюбившись в Тарсию, жену венецианского моряка Франческо Кортезе, похитил её из дома и скрывал в течение многих месяцев, имея с нею плотскую связь с презрением к Богу и священным узам брака».
Вот на этой панели, где выписаны огурец, вишня и гвоздика, большинство искусствоведов считывают символику плодов как плодородие (огурец со множеством семян), девственность и страсти Христовы. Но если вы посмотрите внимательно, то отметите, что огурец, уложенный на лист, отбрасывает тень на традиционную подпись художника - OPVS CAROLI CRIVELLI VENETI («создание Карло Кривелли, венецианца»). Атрибут Девы Марии здесь может символизировать грех похоти: некоторые эксперты считают, что проекция тени на подпись художника - намеренная и намекает на этот некрасивый эпизод из жизни Кривелли, когда он был замешан в скандал о супружеской измене. Видимо, впоследствии художник сожалел об этом своем поступке и раскаивался.
Мне же, признаться, больше всего нравится та версия, согласно которой Кривелли пишет не просто «огурцы», а, явно, огурцы соленые или в маринаде. И тому есть своя причина. Вот, например, первая картина из сегодняшних предложенных, увеличим фрагмент:
Вот еще ясный пример. Перед нами очередная Мадонна его кисти:
Так вот. Версия, которая симпатична лично мне, гласит о том, что соленый или маринованный огурец на картинах Кривелли символизирует бессмертие. То есть, то, что неподвластно тлену или гниению, то, что заслужено святыми или Пречистой Девой и пребудет с ними вечно. И то, что не даст измениться этой вечной красоте. В пользу этого ответа на загадки, заданные нам прекрасным венецианцем, говорит еще и тот факт, что существует несколько (совсем немного, в отличие от Богородиц) изображений святых и Христа кисти Кривелли, рядом с которыми тщательно выписаны все те же соленые огурцы. То есть, по сюжету там не должно было быть богородичной символики.
Но повторюсь, это всего лишь - одна из версий. Однозначного ответа у нас нет, по крайней мере, пока. Вы вправе выбрать любую из теорий или предложить свой вариант, обсудим в комментариях, это будет здорово.
А у меня на сегодня все, дамы и господа, могу лишь заверить вас, что к Карло Кривелли и его удивительным работам мы еще обязательно вернемся, у меня еще есть, о чем вам рассказать!
Чудесного вам последнего весеннего вечера в этом году!