Найти в Дзене
Литрес

Рыцарь мальтийского ордена, супруг Екатерины Скавронской и поклонник мороженого: приключения итальянца в России

История Юлия Литты – одна из тех биографий XVIII века, по которой можно снять увлекательный исторический сериал. Итальянец по рождению, рыцарь Мальтийского ордена по призванию, русский граф по воле императоров, он сумел прожить жизнь так, что его запомнили не только за дипломатические интриги и работу при дворе, но и за искреннюю, почти детскую любовь к мороженому. Будущий граф Джулио Ренато Литта родился в Милане в аристократической семье. Он получил блестящее иезуитское образование, легко осваивал науки и рано полюбил море и флот. Служба в Мальтийском ордене сделала его опытным моряком и офицером, а сама эпоха подтолкнула к открытиям. Екатерина II искала союзников и специалистов в борьбе с Османской империей – и выбор пал на молодого, энергичного итальянца. Так Литта впервые оказался в Петербурге. Императрица встретила его с демонстративной благосклонностью: католик и мальтийский рыцарь сразу получил высокий чин. Это был аванс – не только лично Литте, но и Италии, с которой Россия на
Оглавление

История Юлия Литты – одна из тех биографий XVIII века, по которой можно снять увлекательный исторический сериал. Итальянец по рождению, рыцарь Мальтийского ордена по призванию, русский граф по воле императоров, он сумел прожить жизнь так, что его запомнили не только за дипломатические интриги и работу при дворе, но и за искреннюю, почти детскую любовь к мороженому.

Будущий граф Джулио Ренато Литта родился в Милане в аристократической семье. Он получил блестящее иезуитское образование, легко осваивал науки и рано полюбил море и флот. Служба в Мальтийском ордене сделала его опытным моряком и офицером, а сама эпоха подтолкнула к открытиям. Екатерина II искала союзников и специалистов в борьбе с Османской империей – и выбор пал на молодого, энергичного итальянца. Так Литта впервые оказался в Петербурге. Императрица встретила его с демонстративной благосклонностью: католик и мальтийский рыцарь сразу получил высокий чин. Это был аванс – не только лично Литте, но и Италии, с которой Россия налаживала политические и военные связи. Здесь же он получил и новое имя Юлий, под которым и вошёл в историю.

Военная карьера, впрочем, сложилась неоднозначно. Литта занимался подготовкой флота, обучением экипажей, снабжением, но война со Швецией принесла не только победы. После проигранного сражения его обвинили в некомпетентной работе. Он предпочёл уйти в отставку и вернуться в Италию, где, казалось, его русские приключения могли завершиться. Но именно тогда начался новый, куда более продуктивный этап его жизни – дипломатический.

Рыцарь мальтийского ордена

Вернувшись в Россию уже как посланник Мальтийского ордена, Литта оказался в эпицентре придворных интриг. При Екатерине II дела шли медленно, зато с воцарением Павла I, страстного поклонника рыцарства и ордена иоаннитов, всё изменилось. Литта сумел произвести на императора сильнейшее впечатление – театральным въездом в Гатчину, рыцарским костюмом и вдохновенной речью. Итог был поразительным: Павел передал Мальтийскому ордену Острожское приорство, увеличил его доходы и сам стал великим магистром. Россия на короткое время превратилась в покровительницу ордена, а Литта – в одного из самых влиятельных иностранцев при дворе. Он принял российское подданство, сохранив католическую веру, получил титул графа и богатое вознаграждение. Но чрезмерное влияние братьев Литта при Павле вызывало раздражение окружения императора.

-2

В результате итальянец пережил опалу и фактическую ссылку. Но из этой передряги ему тоже удалось выбраться: с воцарением Александра I ситуация в стране снова изменилась. Хотя карьера рыцаря пошла на спад, но не закончилась: Литта заседал в Государственном совете, служил в ведомстве Императорского двора и прослыл эксцентриком, неизменно вставлявшим своё мнение «по любому поводу».

Брак по любви

Отдельная страница его биографии – брак с Екатериной Васильевной Скавронской, вдовой и родственницей императорского дома.

-3

Этот союз принёс Литте не только любовь, но и огромное состояние, которое он, в отличие от многих современников, тратил весьма умеренно.

А завершилась жизнь графа так же необычно, как и проходила. Чувствуя приближение смерти, он надел мундир Мальтийского ордена и заказал десять порций мороженого. Священнику, пришедшему для исповеди, Литта объяснил просто: не был уверен, что на небесах найдётся такое же лакомство. Через несколько часов его не стало.

Рыцарь без замка, дипломат без родины, гурман при дворе самодержцев, он сумел вписать свою причудливую биографию в большую историю России XVIII века.

Похожие материалы:

Больше о событиях того времени вы можете узнать из следующих книг:

-4