Найти в Дзене
Литрес

Рыцари без мечей, но с паспортами: они живут в стране, которой нет на карте, но помогают всему миру

Что делает страну настоящей? Флаг? Гимн? Собственная территория? Или, может быть, признание мирового сообщества? Вы удивитесь, но в мире существует государство, у которого нет ни одного квадратного метра земли. Зато оно имеет дипломатические отношения с сотнями стран, собственное правительство, валюту, паспорта и даже автомобильные номера. Это Суверенный военный Мальтийский орден – наследник рыцарей-госпитальеров, появившихся в эпоху Крестовых походов. Тот самый, который, потеряв свои земли, нашёл защиту у России. Император Павел I даже стал его покровителем и Великим магистром – единственным православным правителем на этом посту. Суверенный военный Мальтийский орден – это настоящий исторический парадокс. Лишившись территорий, он не потерял свою независимость, сохранил суверенитет и смог переосмыслить свою миссию, превратившись в глобальную силу гуманитарной помощи. Рыцари больше не сражаются мечами, но продолжают следовать девизу: «Защищать веру и помогать бедным». Это единственная ст
Оглавление

Что делает страну настоящей? Флаг? Гимн? Собственная территория? Или, может быть, признание мирового сообщества? Вы удивитесь, но в мире существует государство, у которого нет ни одного квадратного метра земли. Зато оно имеет дипломатические отношения с сотнями стран, собственное правительство, валюту, паспорта и даже автомобильные номера. Это Суверенный военный Мальтийский орден – наследник рыцарей-госпитальеров, появившихся в эпоху Крестовых походов. Тот самый, который, потеряв свои земли, нашёл защиту у России. Император Павел I даже стал его покровителем и Великим магистром – единственным православным правителем на этом посту.

Суверенный военный Мальтийский орден – это настоящий исторический парадокс. Лишившись территорий, он не потерял свою независимость, сохранил суверенитет и смог переосмыслить свою миссию, превратившись в глобальную силу гуманитарной помощи. Рыцари больше не сражаются мечами, но продолжают следовать девизу: «Защищать веру и помогать бедным». Это единственная страна, которой не нужны границы.

Наследие крестоносцев в XXI веке

Мальтийский орден берёт своё начало в 1099 году, когда в Иерусалиме была создана монашеская община для ухода за больными и паломниками. Позже этот союз госпитальеров превратился в один из самых влиятельных военных орденов Европы. В 1113 году папа римский признал его независимым религиозным образованием, дав право самостоятельно избирать руководство. Символом ордена стал белый восьмиконечный крест, отражающий рыцарские добродетели: веру, милосердие, правду, справедливость, терпение, безгрешие, смирение, искренность.

Долгие века Мальтийский орден не только лечил раненых и больных, но и сражался – сначала за Святую землю, а затем за свои владения, которые простирались от Иерусалима до островов в Средиземном море. С 1530 года рыцари осели на Мальте, получив архипелаг в аренду от испанского короля Карла I в обмен на ежегодный символический налог – одного мальтийского сокола. Однако в 1798 году Наполеон вторгся на остров, и орден лишился своего последнего владения.

Тогда на помощь рыцарям неожиданно пришла Россия. Император Павел I предоставил ордену убежище в Санкт-Петербурге (его святыни хранились в Зимнем дворце до революции) и даже стал Великим магистром, что было беспрецедентным случаем для католической организации. Однако папа римский не одобрил этот шаг, а после смерти Павла влияние России на орден ослабло. Тем временем французов на Мальте сменили англичане, и в 1815 году Венский конгресс окончательно закрепил за Великобританией право владеть этой территорией. Так рыцари остались без земли. Но не без страны.

Государство без территории

После потери Мальты рыцари не исчезли. Они переместили свою штаб-квартиру в Рим. Их главные здания Мальтийский дворец и Магистральная вилла получили экстерриториальный статус, как посольства. Несмотря на отсутствие территории, Мальтийский орден продолжает считаться суверенным образованием. Его признают 114 государств, и у него даже есть место наблюдателя в ООН. В 2001 году правительство Мальты позволило рыцарям вернуться на остров, но лишь символически: на 99 лет в аренду им был передан исторический форт Святого Ангела. Однако это не делает орден территориальным государством.

Что еще делает орден похожим на государство? Он чеканит монеты (правда, только коллекционные), печатает почтовые марки и выдает автомобильные номера. Правда, своих дорог у него нет. А ещё он выпускает паспорта, которые считаются одними из самых редких в мире (их всего около 500). Этот раритет выдается только дипломатам и руководителям ордена и действует на период их полномочий. Несмотря на свою эксклюзивность, документ признается далеко не всеми странами. Например, США, Швеция и Нидерланды не разрешают его владельцам пересекать границы по нему.

Однако те, кому этот паспорт достаётся, получают не только уникальный документ, но и возможность беспрепятственно работать в зонах гуманитарных кризисов. Орден активно участвует в переговорах на международной арене, используя свой нейтральный статус.

Современные рыцари

Орден сохраняет строгую иерархию. Его возглавляет Великий магистр, который правит как государственный лидер и религиозный наставник. Его статус приравнивается к сану кардинала католической церкви. В помощь ему назначается Суверенный совет, который выполняет функции правительства.

Рыцарями могут стать только католики, но не все желающие: кандидат должен много лет доказывать свою преданность ордену и соответствовать его моральным принципам. Многие члены этого образования – состоятельные люди, так как рыцарство требует финансовой независимости и готовности жертвовать на благотворительность

Сегодня Мальтийский орден занимается исключительно гуманитарной деятельностью. В его составе 13,5 тысяч рыцарей и дам, около 95 тысяч волонтеров и 52 тысячи сотрудников, среди которых врачи и медперсонал. Госпитальеры работают более чем в 120 странах, помогая жертвам войн, стихийных бедствий и бедности. Они управляют больницами, домами престарелых, лагерями беженцев и службами гуманитарной помощи.

Орден оказывал поддержку в Сирии, Ираке, Косово, Индии, Пакистане, Гаити, а также спасал беженцев из Африки и помогал в зонах вооруженных конфликтов. Его миссия – обеспечить пострадавших лекарствами, медицинской помощью и продовольствием, а при катастрофах прибывать одним из первых. Он следует принципу: «не судить тех, кому мы помогаем», предоставляя поддержку вне зависимости от национальности, религии или политических взглядов пострадавших.

-2