История княжны Таракановой кажется простой только на первый взгляд. Молодая женщина без понятного прошлого, без нормальных документов и без родины вдруг объявляет себя дочерью Елизаветы Петровны и начинает вести себя как наследница престола. Она живет в кредит, постоянно меняет имена и титулы, легко находит поклонников и покровителей. В какой-то момент игра в красивую жизнь превращается в политическую историю, которой приходится заниматься самой Екатерине Великой.
Девушка, которая считала себя дочерью Елизаветы
Кем она была на самом деле, так и не установили. Княжной Таракановой ее потом назовет французский дипломат, сама она предпочитала другое имя и представлялась княгиней Елизаветой Владимирской. При этом опиралась на слухи о том, что у Елизаветы Петровны могли быть тайные дети.
Современники вспоминали невысокую, стройную, темноволосую девушку с внешностью итальянки. Писали, что она любила роскошь, умела произвести впечатление и совершенно не стеснялась занимать деньги или жить за чужой счет. Тараканова свободно говорила по французски и немецки, немного по итальянски, понимала английский, вероятно знала польский. При этом не владела русским языком, что выглядело странно для человека, который называл себя дочерью российской императрицы.
Путешествия по Европе и другие имена
В документах и воспоминаниях ее следы появляются в начале семидесятых годов восемнадцатого века. В Германии княжна Тараканова известна как фройляйн Франк, в Генте фигурирует как фройляйн Шелль, в Англии становится госпожой де Тремуйль. В каждом новом городе она меняет имя, круг общения и оставляет за собой долги.
В Париже она выбирает себе новый образ и начинает представляться принцессой де Володомир или княгиней Елизаветой Владимирской. Снимает жилье, устраивает приемы, приглашает к себе купцов, банкиров и людей ближе к двору. Для многих Тараканова выглядит экзотической гостьей из Востока, которую в России якобы ждут наследство и высокое положение.
Когда ситуация с долгами снова становится опасной, она уезжает во Франкфурт. Там знакомится с графом Филиппом Фердинандом де Лимбургом. Ему она говорит, что является принцессой Алиной Азовской, но подписи ставит как Елизавета Владимирская. Влюбленный граф выплачивает долги Таракановой и позволяет распоряжаться частью своего имущества. Его друг, барон фон Горнштейн, требует у загадочной невесты документы и не находит ничего убедительного. Конфликты нарастают, состояние Лимбурга сокращается, но привычки княжны не меняются.
Как авантюра переросла в политику
Обстановка вокруг России тем временем накаляется. Начинается восстание Пугачева. Самозванец выдает себя за Петра Третьего. На этом фоне история женщины, которая объявляет себя дочерью Елизаветы Петровны и родственницей свергнутого императора, уже выглядит не просто частной авантюрой.
Появляются влиятельные люди, которые готовы поддержать ее легенду. Польский магнат Кароль Радзивилл и его сторонники помогают княжне Таракановой, в том числе с поддельными документами, которые должны доказать связь с российским престолом. На Балканах действует еще один самозванец, грек Стефано, который тоже представляет себя Петром Третьим. В этой цепочке фигур женщина, выдающая себя за дочь императрицы, становится еще одной возможной фигурой в большой политической игре.
Петербург, крепость и тихий финал
Екатерина II решает, что эта история больше не может развиваться сама по себе. Граф Алексей Орлов получает поручение вывести самозванку из политического поля. В итальянском порту Ливорно он входит в доверие к Таракановой, обещает помощь, а затем отправляет ее на русском корабле в Петербург.
Там ее помещают в Петропавловскую крепость. Вопросы для допросов императрица составляет лично. Узница называет себя Елизаветой, подробно рассказывает свою версию детства и юности и просит о личной встрече. В письме Екатерине княжна Тараканова уверяет, что сможет быть полезной России, но при этом не признается, кто она на самом деле.
В заключении Тараканова тяжело болеет, у нее развивается чахотка. По некоторым данным, Екатерина была готова отправить ее к графу Лимбургу, если бы та раскрыла свое происхождение. Но княжна до конца не меняет показаний. 3 декабря 1775 года она умирает в крепости. Перед смертью просит католического священника, исповедуется и уходит из жизни, так и не назвав свое настоящее имя.
Позже появится картина Константина Флавицкого с драматическим сюжетом о наводнении в камере. В реальности такой сцены не было. Но именно этот образ останется в культуре рядом с именем княжны Таракановой. Биография женщины, которая попыталась прожить жизнь как наследница престола, так и останется собранной из обрывков чужих свидетельств и ее собственных слов.
Больше о княжне Таракановой вы можете узнать из следующих книг:
Похожие материалы: