Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Об основах святоотеческого христианства. Часть 5

часть 1 здесь, часть 2 здесь часть 3 здесь часть 4 здесь Дорогие братья и сестры, сегодня я продолжу рассматривать одну из основных греховных страстей - чревообъядение. В прошлой статье говорил, что по вере православных христиан, пища не делится на чистую и не чистую, а только лишь на полезную и не полезную. Какой же вред наносит страсть к чревообъядению? Система пищеварения человека устроена так, что излишки пищи обычно не идут на подкрепление организма, а извергаются, не принося пользы. Поэтому каждому стоит определить размер своей порции так, чтобы пищи хватало на поддержание сил и здоровья, но чтобы не съедать лишнего. Поэтому как Отцы Церкви, так и современные диетологи учат есть не до появления ощущения насыщения, а чуть меньше. Тот, кто питается так, сразу после еды может хоть работать, хоть молиться, тогда как пресыщенного - тянет в сон, он хочет отдохнуть. Желая больше восполнить силы пищей, человек наоборот излишне нагружает свой организм, что приводит к обратному эффект

часть 1 здесь, часть 2 здесь часть 3 здесь часть 4 здесь

Источник изображения: YouTube
Источник изображения: YouTube

Дорогие братья и сестры, сегодня я продолжу рассматривать одну из основных греховных страстей - чревообъядение. В прошлой статье говорил, что по вере православных христиан, пища не делится на чистую и не чистую, а только лишь на полезную и не полезную.

Какой же вред наносит страсть к чревообъядению?
Система пищеварения человека устроена так, что излишки пищи обычно не идут на подкрепление организма, а извергаются, не принося пользы. Поэтому каждому стоит определить размер своей порции так, чтобы пищи хватало на поддержание сил и здоровья, но чтобы не съедать лишнего.
Поэтому как Отцы Церкви, так и современные диетологи учат есть не до появления ощущения насыщения, а чуть меньше. Тот, кто питается так, сразу после еды может хоть работать, хоть молиться, тогда как пресыщенного - тянет в сон, он хочет отдохнуть.

Желая больше восполнить силы пищей, человек наоборот излишне нагружает свой организм, что приводит к обратному эффекту. Да и расход продуктов получается не эффективный. Нельзя за раз наесться на два дня вперед. Излишки съеденного все равно не пойдут впрок. Еще хуже, если лишне съеденное усваивается организмом, что ведёт к лишнему весу. Склонным к полноте людям особо важно бороться со страстью чревообъядения, поскольку лишний вес вредит здоровью и снижает подвижность тела, так что становится меньше сил трудиться на пользу. В борьбе с лишним весом я предлагаю целью ставить не физическую привлекательность, а именно здоровье и возможность трудиться во Славу Божию.

Для души же вредно пристрастие к вкусной изысканной пище тем, что это отвлекает от искания встречи с Богом. Господь Иисус Христос так говорил: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог" (Ин.6:27).
Частое вкушение разнообразной пищи притупляет вкус, и желающий порадовать себя гурман ищет себе новых и новых наслаждений, в то время как после многодневного поста даже простые скоромные (не постные) продукты кажутся вкуснее, чем обычно.

Таким образом, воздержание дает больше радости от пищи, чем пресыщение. Это наполняет душу благодарностью Богу за все, что Он подаёт, тогда как разборчивый в еде может роптать. Стол изысканный и богатый требует значительно больше денег и времени, чем стол скромный. Для особенно вкусной готовки требуется покупать дорогие продукты.

Вспомним, как Спаситель упрекнул Марфу, которая старалась о многом угощении, сказав: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Лк.10:41-42).
Желание устроить богатое угощение дважды отлучило Марфу от Господа: во-первых, много потратив времени на приготовление стола, Марфа уменьшила время, в которое могла слушать Учителя; во-вторых, она осудила Господа за то, что Он не послал ее сестру служить столу.

Святитель Василий Великий учит, что самими приготовлениями богатой трапезы при встрече гостей мы как будто обличаем их в сладострастии и чревоугодии. Если гости не чревоугодники, то больше будут рады духовному общению при подкреплении достаточным количеством пищи, а не избыточным обилием яств. Разве пришедший ради духовного общения обидится тем, что его не стараются удивить разнообразием яств? Разве желание угоститься не затмит собой желания принести или получить пользу душе? Господь говорит, что там где двое или трое собраны во Имя Его, там и Он посреди них будет (Мф.18:20). Но это не работает тогда, когда двое или трое собраны, ради обильной трапезы, а не во Имя Господне.

О тех, кто больше заботится о чревоугодии, чем о духовном, Апостол сказал: "Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" (Фил.3:19-20). Это сказано не об язычниках, а о христианах. Убоимся же такого обличения на суде Божьем.

Также любители вкусно поесть стремятся почаще бывать в кафе и ресторанах, тратя на это большие суммы. Привычка питаться скромно уменьшает затраты на еду и высвобождает средства для употребления на благо. Беден ли, скромный стол будет меньше отягчать нехватку. Богат ли, больше сможешь уделять нуждающимся. Вспомним богача, который каждый день пиршествовал блистательно, и Лазаря, который лежал у его ворот (Лк.16:19-31). Да не наследуем посмертную участь этого богача. Чревоугодие расслабляет волю человека. Тот, кто привык всегда удовлетворять своему "хочу", с трудом переносит невозможность удовлетворить своим желаниям. Это открывает дорогу для других страстей.

Так, насытившийся пищей человек начинает искать себе других удовольствий, и ради них уже готов переступить границы достойного поведения. Для невоздержанного борьба с запретными желаниями переносится с мукой, тогда как человек, привыкший к воздержанию, умеет отсекать вредные помыслы, и не позволяет им отлучить себя от Бога. Праздничное застолье у многих людей венчается крепкими напитками. Таким образом, чревоугодие становится причиной пьянства, от которого происходит бесчисленное множество бед. Пьяный может впасть в самые тяжкие грехи, вплоть до прелюбодеяния и убийства. Склонный к пьянству часто лжет своим близким и самому себе. Поэтому Апостол говорит, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1Кор.6:10).

Как в войне с неприятелем, если удастся перекрыть линии поставки продовольствия и снаряжения, этим можно ослабить армию врага, так борьба с чревоугодием позволяет остановить развитие других тяжких страстей. Первый шаг в этой борьбе - признать наличие проблемы. Основа борьбы с чревоугодием - это пост и воздержание в непостные дни. Подробнее о том, что помогает в такой борьбе, расскажу в следующей статье.

Иван.

-2

Об основах святоотеческого христианства

Об основах святоотеческого христианства. Часть 2

Об основах святоотеческого христианства. Часть 3

Об основах святоотеческого христианства. Часть 4