Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Об основах святоотеческого христианства. Часть 3

часть 1 здесь, часть 2 здесь Дорогие братья и сестры, продолжаем рассматривать основы святоотеческого православного христианства. В прошлой статье мы говорили о том, что благодать Духа Святого привлекают сердца чистые. Источник изображения: ru.pinterest.com Святитель Василий Великий учит так: "Невозможно нам вместить в себя благодати Божией, не изгнавши из себя злых страстей, овладевших нашими сердцами. ...Во всех людях присутствует Дух Святой; но чистым от страстей подает особенную силу, а имеющих смущенную от греховных нечистот мысль, не удостаивает этой силы." Как же нам очистить сердце? Для начала нам надо узнать, что же такое страсти и грехи. Грех - это деяние, совершенное против законов Бога (1Ин.3:4). Например, убийство, кража, прелюбодеяние - это грехи. Страсть же - это корень греха. Любой огородник знает, что сорняки лучше выпалывать вместе с корнем, иначе они снова и снова будут вырастать на одном месте. Очень развитые корни у крапивы. Она очень быстро отрастает. И если

часть 1 здесь, часть 2 здесь

Дорогие братья и сестры, продолжаем рассматривать основы святоотеческого православного христианства. В прошлой статье мы говорили о том, что благодать Духа Святого привлекают сердца чистые.

Источник изображения: ru.pinterest.com
Источник изображения: ru.pinterest.com

Святитель Василий Великий учит так:

"Невозможно нам вместить в себя благодати Божией, не изгнавши из себя злых страстей, овладевших нашими сердцами.
...Во всех людях присутствует Дух Святой; но чистым от страстей подает особенную силу, а имеющих смущенную от греховных нечистот мысль, не удостаивает этой силы."

Как же нам очистить сердце?

Для начала нам надо узнать, что же такое страсти и грехи. Грех - это деяние, совершенное против законов Бога (1Ин.3:4). Например, убийство, кража, прелюбодеяние - это грехи. Страсть же - это корень греха. Любой огородник знает, что сорняки лучше выпалывать вместе с корнем, иначе они снова и снова будут вырастать на одном месте.

Очень развитые корни у крапивы. Она очень быстро отрастает. И если спилить большой клён под корень, то за один год оставшийся корень может произвести большой куст, а на второй год - побеги превратятся в небольшое деревце. От сильного корня побеги вырастают значительно быстрее, тогда как вновь засеянный кленовый росток укрепляется очень долго. Для того, чтобы избавиться сорняка, надо выкорчевать корень.

Так, попытки людей не творить греха бывают тщетны, если не устранить причину греха - страсть. Страсть - это болезненная склонность человека ко греху. Эта склонность влечет человека совершить грех, и в трудных ситуациях человек не выдерживает и согрешает. Пусть очень не многие из нас убивали, воровали по-настоящему, не все изменяли мужьям или женам, но меньшие отрасли этих же страстей, которые могут произвести такие страшные деяния, совершает каждый. Эти мелкие грехи в итоге сливаются в реки греха, в результате чего наш мир наполнен войнами и преступлениями.

Указывая на корни греха, Христос Спаситель говорит: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф.5:22). И далее: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф.5:28). Этим и отличается Новый Завет Бога и человека: нам поручено не бороться со грехом, а искоренить причину греха, страсть, чтобы очистить сердце.

Чистое сердце не хочет творить греха, оно гнушается грехом, как грязью. О страстях святые отцы Церкви писали очень много. Святитель Игнатий Брянчанинов на основании святоотеческой литературы составил список главных страстей, от которых происходят другие страсти и грехи. Святитель, следуя пророку Исайи, совокупность страстей называет великой язвой (Ис.1:6), которая объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эта язва и есть смерть, о которой Господь предупреждал Адама: в день, в который ты вкусишь от древа того, смертью умрёшь (Быт.2:17). Апостол Павел это называет ветхостью (Рим.6:6), телом смерти (Рим.7:19-24).

Душа человека так поработилась плоти, что сделалась не способной к общению с Богом, не способна наследовать блаженство вечное небесное (1Кор.15:50).
Современные люди не видят своей греховности и стараются оправдывать ее физиологическими причинами, современной психологией или даже псевдо богословскими обоснованиями. А некоторые, подобно Адаму, вину за свою греховность возлагают на Бога и потому отворачиваются от Него, предаваясь грехам.

Часто верующие, даже православные, воцерковленные люди, осмеивают учение святых отцов. Это происходит от неосведомленности и от сильной укорененности греховных статей в сердце человека, так что и религиозная жизнь не помогает вразумиться. Но чем чище сердце человека (а мы все - отличаемся друг от друга степенью поражения грехом), тем легче человек принимает святоотеческое учение о страстях.

В следующих статьях я предлагаю подробнее рассмотреть главные греховные страсти, как они реально разрушают нашу жизнь. И какая есть альтернатива.

Иван.

-2

Об основах святоотеческого христианства

Об основах святоотеческого христианства. Часть 2