Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Об основах святоотеческого христианства

Дорогие братья и сестры, сегодня я хочу начать цикл статей об основах православного святоотеческого христианства.

Источник изображения: br.pinterest.com
Источник изображения: br.pinterest.com

Я здесь буду говорить не о Писании, не о заповедях Божьих, хотя они являются основой нашей веры. Дело в том, что тексты Библии открывают нам путь, как именно Бог пришёл к человечеству, чтобы спасти его, и многие верующие читают и перечитывают эти тексты. И это, действительно, бесценно и нужно. Но на одном Писании действие Бога в нашем мире не прекратилось.

В обозримом прошлом мы знаем следующие этапы становления веры во Единого Истинного Бога:

Этап отпадения от Бога. Это времена язычества, когда люди пребывали в ошибочном понятии о Творце, приписывая Ему то, что свойственно людям, изображая Его в виде животных; того, что на небе, на земле или в воде, а то и вовсе в виде уродливых чудовищ, которых нельзя увидеть на земле. Люди пытались сами понять, каков Бог. В результате выдумали множество различных богов, ни один из которых не отражал свойсва и волю Истинного Бога. Этот этап длился тысячи лет.

Этап откровения Божия избранному народу Израиля. Это этап пророков. Бог и прежде открывал себя отдельным пророкам, и мы в Ветхом Завете читаем про Мелхиседека, священника Бога Всевышнего, который происходил не из чресел Авраама, не еврея (Быт.14:17-20). Значит, Бог обращался не только к евреям, но и к другим народам, только это не приводило к обращению многих. Обращение же Израиля совершилось через пророка Моисея. Бог тогда явился не одному Моисею, но всему Израилю, однако израильтяне избрали не быть руководимыми Всевышним Богом напрямую, но чтобы пророк передавал им повеления Божьи (Исх.20:18-21). Так и повелось разделение на пророков, которые знали Бога Истинного напрямую, и на обычных верующих, которые должны были исполнять заповеди, передаваемые пророками.

Проблема была в том, что люди, чаще всего, отказывались слушать пророков. Они часто уклонялись в язычество, не понимая разницы между пророками Бога Истинного и языческими жрецами, колдунами и прочими исказителями истины. Этот этап продлится примерно полторы тысячи лет. Он описан в книгах Ветхого Завета.

Новый этап становления веры в Бога, новое откровение Божие о Себе - это явление Мессии, Иисуса Христа. Сын Божий, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного воплотился, стал человеком, оставаясь при этом Богом, чтобы научить нас следовать за Богом-Отцом наилучшим способом, так, как только это возможно человеку. Спаситель Христос пребывал среди людей примерно тридцать лет - это даже не полная жизнь человека, а учил Он людей и того меньше - считанные годы. Но этого было достаточно, чтобы дать начало новому этапу становления отношений людей и Бога. Как большинство верующих знают, этот период описан в четырех Евангелиях. В это время ученики Христа могли лично спросить Сына Божия и получить ответ. Так самарянка узнала от Господа, Кто Он без всяких притч, потому что обратилась к нему с искренней верой (Ин.4).

И следующим этапом я выделю время первой Апостольской Церкви. Это время жизни и учительства апостолов, тех, кто непосредственно видел Иисуса Христа, кто узнал Его учение не из книг и не по пересказам, а от Него Самого. Это время тех, на кого сошел Дух Святой в день Пятидесятницы и наставил их на всякую правду. Это время тех, кому Дух Святой Божий непосредственно указывал куда им идти, а куда не стоит. Это особое время частично описано в книге Деяний Святых Апостолов. И учение их отражено в апостольских посланиях. Продлилось несколько десятков лет. Это начало эпохи Нового Завета Бога с людьми. Здесь Всевышний Бог открывается не отдельным пророкам, а даёт учение всем людям, как им вступить в общение с Творцом.

О начале эпохи Нового Завета предвозвестили пророки:

"И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2:28-29, 32). В этом пророчестве - указание на Святую Пятидесятницу, когда апостолы получили Духа Божия, и обещали дар Духа Святого другим верующим (Деян.2:38)".

Также другой пророк предрек:

Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их... тот завет Мой они нарушили...
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну (Иеремия 31:31-34).

Тут мы видим удивительные слова. По словам пророка Иеремии, Новый Завет - это не набор книг. Новый Завет - это Закон Бога, записанный не на бумаге, а в сердцах людей. Больше того, это не только знание заповедей Божьих, но знание Самого Бога!

И далее я не буду подробно описывать все этапы становления Православной Церкви, как христианство превратилось из гонимой веры в государственную религию, как потом бывшие христианские государства оставили веру и стали светскими. Все эти дальнейшие этапы до наших дней я объединю по общему признаку: это - время, когда к Богу чем дальше, тем больше люди стали приобщаться через книги, потому что с разрастанием Церкви контакт с живыми опытниками, кто вступал в реальное общение с Богом в Духе Святом, стал все труднее и труднее. Тем не менее, наверняка до настоящего дня есть такие люди, кто знает Бога не по рассказам или книгам, а по опыту Богообщения.

Я об этом говорю к тому, что Господь Вседержитель открыл возможность опытного познания Его всем желающим. Не теоретического познания из книг и проповедей священников (хотя это тоже полезно), а именно опытного. И это познание нужно всем верующим.

Библия не содержит полного описания этого пути, хотя даёт важнейшие понятия, необходимые всем начинающим. Однако, как сказал Апостол Иоанн Богослов, "многое другое сотворил Иисус, но это все невозможно описать (Ин.21:25)". И Сам Господь говорит: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Ин.14:12). Действительно, мы имеем неисчислимое множество святых чудотворцев, которые силой Божьей творили многообразные знамения, многие из них прожили всю человеческую жизнь. И они описали дальнейшие шаги к встрече христианина с Богом в неисчислимом множестве книг.

Об этом опытном познании Бога так пишет святитель Василий Великий: "К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца".
Об этом говорит и Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым: "Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия".
Об этом говорит и Прп. Симеон Новый Богослов в слове 87.
Об этом также говорит и Святитель Филарет Московский в беседе о рождении свыше 1844 года.

Это - рождение свыше, это - стяжание Духа Святого Божия. Сложнейшая тема.

И в своих статьях я, конечно, не раскрою её. Но хочу описать некие начала на основании учения святых отцов Церкви, чтобы верующие знали, на что стоит обращать внимание в своей духовной жизни.

Иван.

-2

Бедность - не порок. О трудолюбии и любви к роскоши

Подозрительность разрушает любовь