Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Об основах святоотеческого христианства. Часть 2

часть 1 здесь Дорогие братья и сестры, сегодня я продолжаю рассказ об основах православного святоотеческого христианства. Источник изображения: ru.pinterest.com В прошлой статье я описал основные этапы становления православной веры: Попытки людей самим познать Бога приводили к созданию ложных языческих верований, которые извращали понятие о Боге. Откровение Бога перед избранным народом Израиля. Верующие узнавали волю Божию через пророков. Часто пророков не слушали и воспринимали заповеди как ярмо, которое либо хотели сбросить, либо сделать удобнее для себя. Сын Божий, Иисус Христос, открыл избранным ученикам более совершенные понятия о Боге и Его замысле, чем то, чему могли научить пророки, рождённые на земле. Он умер, воскрес и вознесся на Небо, но обещал Своим ученикам послать иного Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит (Ин.14:16,17). Дух Святой сошёл на апостолов и руководил ими, как некогда пророками. Апостолы получили власть передавать дар Святого Духа своим ученикам (

часть 1 здесь

Дорогие братья и сестры, сегодня я продолжаю рассказ об основах православного святоотеческого христианства.

Источник изображения: ru.pinterest.com
Источник изображения: ru.pinterest.com

В прошлой статье я описал основные этапы становления православной веры:

  • Попытки людей самим познать Бога приводили к созданию ложных языческих верований, которые извращали понятие о Боге.
  • Откровение Бога перед избранным народом Израиля. Верующие узнавали волю Божию через пророков. Часто пророков не слушали и воспринимали заповеди как ярмо, которое либо хотели сбросить, либо сделать удобнее для себя.
  • Сын Божий, Иисус Христос, открыл избранным ученикам более совершенные понятия о Боге и Его замысле, чем то, чему могли научить пророки, рождённые на земле. Он умер, воскрес и вознесся на Небо, но обещал Своим ученикам послать иного Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит (Ин.14:16,17).
  • Дух Святой сошёл на апостолов и руководил ими, как некогда пророками. Апостолы получили власть передавать дар Святого Духа своим ученикам (Деян.2:38). Все верующие были призваны стать носителями Духа Святого.
  • Умножение Церкви, при этом умаление действия Духа Божия среди верующих, так что мы сегодня о Боге узнаем больше из книг и проповедей, а не из реального контакта со Всевышним Богом.
Об этом последнем этапе так говорит святитель Иоанн Златоуст:
"По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом...
Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа...
И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон, написанный «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор. 3:3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном."

Дорогие, как я уже цитировал прп. Серафима Саровского в прошлой статье, цель нашей жизни, жизни верующих - стяжание Духа Святого Божия, чтобы руководствоваться в нашей жизни не проповедями и книжками, а Духом Божьим. Но для этого нам нужно узнать из проповедей и книг, как достичь этой цели.

Способ обретения общения с Богом в Духе Святом лежит на поверхности. Если мы откроем Евангелие от Матфея и прочтем первые слова проповеди Господа Иисуса, которые записал евангелист, - это будут заповеди блаженств. Как познать Бога, сказано в шестой заповеди: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8).

И святитель Василий Великий учит, что освоение Духа Святого с душой - это не приближение к Духу где-нибудь в пространстве, поскольку можно ли к Бестелесному приблизиться телесным способом?
Но приближение к Духу Божию совершается через устранение страстей, которые вошли в душу из-за привязанности ее к земному и удалили ее от подобия Богу. Кто очистился от грязи, в которую окунул себя грехом, и возвратился к красоте душевной, как бы очистил от грязи золотую монету с изображением Царя, тот только и может приблизиться к Утешителю.

Дорогие, я вам предлагаю сейчас прочитать внимательно Последование ко Святому Причащению, которое своим чадам предлагает Русская Православная Церковь и подумать, сколько раз там произносится просьба ко Господу об очищении сердца от грязи.

Уверяю, что вы собьетесь со счету. Это - очищение сердца - центральная тема молитв. В Последовании собраны молитвы великих светильников Церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова и других. В этих молитвах на разные лады, кроме прочих, много раз проговариваются эти две вещи: очищение сердца и общение с Духом Святым. Дело в том, что православный молитвослов учит нас, какие желания в своём сердце должен носить христианин. И мы блаженны, если будем стремиться тому, чему нас учат святые.

Отношение к заповедям Божьим, как к ограничениям, которые мешают дышать воздухом свободы полной грудью - ошибочное. Верное отношение ко грехам - это знать, что грех является грязью души. И как человек выбирает идти по чистой дороге, а не лезть в грязную лужу, так и христианин должен выбирать жизнь по заповедям Господним.

Проблема в том, что грязь на лице человек воспринимает как нечто чуждое и противное, потому что чувства сообщают ему неприятные ощущения. В то время как нечистоту сердца человек может не ощущать, потому что чувства помрачаются страстями. Поэтому очищение сердца требует внешнего руководства как распознать, где нормальное положение души, а где - оскверненное.

Первое руководство для верующих - это Библия. Но Библия, в том числе книги Нового Завета, содержит не исчерпывающее руководство к действию. Дальнейшие шаги в своих книгах описали святые отцы Церкви, которые прошли путь очищения сердца и вошли в общение с Духом Святым. Об этом я хочу рассказать в следующих статьях.

Иван.

-2

Об основах святоотеческого христианства

Бедность - не порок. О трудолюбии и любви к роскоши