часть 1 здесь, часть 2 здесь часть 3 здесь
Дорогие братья и сестры, продолжая рассказывать об основах православного святоотеческого христианства, сегодня хочу поделиться с вами рассказом о первой из списка основных греховных страстей, которые составляю тело нашей смерти, нашей падшести, нашей отчужденности от Источника и Подателя жизни Бога, прославляемого в Троице, Отца и Сына, и Святого Духа.
Прежде чем начать повествование, хочется предупредить о том, что разговор о страстях - тяжелый. Не даром святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает страсти с язвами.
Когда кто-то начинает прикасаться к язве, она начинает сильно болеть. Но для исцеления язву необходимо периодически омывать от гноя. Так и разговор о страстях - тягостен для души, но нет иного пути для исцеления.
Первая страсть, которую упоминает святитель Игнатий в своей статье - чревообъядение. Кажется, это самая безобидная страсть. И такая мысль находит свое подтверждение в Библии. Наш Господь Иисус Христос, говоря о других заповедях, сильно поднимает планку. Однако, когда речь заходит о пище, оказывается напротив, заповеди Ветхого Завета как будто отменяются.
В Ветхом Завете израильскому народу были даны заповеди о различении пищи на чистую и нечистую. И кажется это то, что нам нужно, мы ведь хотим иметь чистое сердце. Однако, Спаситель отменяет ветхозаветное учение, говоря: "не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека"... Ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека (Мф.15:11,17,18).
Апостол Павел говорит: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1Кор.8:8). И когда фарисеи и ученики Иоанновы упрекали учеников Христовых в том, что они не постятся, Господь их пресек, сказав, что они и не могут поститься так же, как не могут поститься люди во время брачного пира (Мф.9:15).
Итак, почему же свт. Игнатий чревообъядение называет одной из основных страстей? Почему Церковь учит людей поститься? Разве это нас приблизит к Богу?
Сперва надо понять, о чем говорил Спаситель Христос и апостол. Они проповедовали о том, что ветхозаветный закон о разделении пищи на чистую и не чистую больше не нужен для христиан, вступивших в Новый Завет с Богом. Святые Отцы объясняют, что тот закон о пище нужен был, чтобы приучить народ Божий различать, что они принимают. Различение пищи научает людей быть разборчивыми в знакомствах. И различие в трапезе становилось причиной, почему верующие израильтяне не могли дружить с неверующими иноплеменниками. В Новом Завете Бог открывает людям свой замысел. И потому образ разделения уже стал не нужен. И это совсем не значит, что Господь отменяет пост. Ведь Он Сам постился много. И апостолы тоже. Пресекая обвинения против своих учеников, Иисус не сказал, что им не надо поститься, но что время поста для них ещё не наступило.
Теперь ответим на вопрос: как же нам относиться к пище? Апостол, вместо деления на чистую пищу и нечистую, вводит иное деление, говоря: "Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое" (1Кор.6:12-13).
Вместо классификации "чистая - нечистая" вводится другая классификация: "полезная - не полезная". А также Павел указывает на косвенную причину влияния пищи на душу: "ничто не должно обладать мною".
И это есть ключ к пониманию христианского отношения к пище. Говоря же о том, что Бог уничтожит и чрево, и пищу, апостол указывает на жизнь в Царстве Небесном, где все будет совсем иначе. Именно там нам особенно важно будет, чтобы душа не была привязана к пище.
Всем известно, что неправильное питание вредит здоровью. Исходя из пользы для здоровья мы должны выбирать себе пищу.
Также христианину важно не быть зависимым от еды. Если мы называемся православными, мы должны помнить, что призваны славить Бога. Павел говорит: "едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию" (1Кор.10:31). Сам прием пищи может быть для нас поводом для благодарения и прославления Бога. Но не одним благодарением за пищу мы должны славить Бога.
Василий Великий учит, что ум человека должен быть больше направлен на заботу о душе, а не о теле. Пища должна быть достаточной для поддержания сил и здоровья. И здоровье нужно не само по себе, а ради того, чтобы телесными силами послужить пользе души, исполняя свои ежедневные обязанности, совершая дела во Славу Божию.
Поэтому и пост наш отличается от ветхозаветного. В Ветхом Завете постом назвали полное воздержание от пищи, а мы называем постом только ограничение от определенных видов пищи. Многодневные посты учат нас привычке к ограниченному количеству и качеству пищи, а строгий пост, который у подвижников может достигать ветхозаветной меры, учит нас выносливости, которая позволяет переносить экстремальные условия.
Постящийся человек не боится ни бедности, ни ограничений в пище, которые случаются при болезни (когда предписывается строгая диета), ни теряет присутствия духа в экстремальных условиях, которые могут случиться в жизни. Например, во время войны или при катастрофе на транспорте, когда человек оказывается далеко от населенных пунктов, без возможности найти пищу. Так и святые мученики, укрепленные постом, переносили истязания, в том числе и пытку голодом.
Хочу заметить, что не пища или воздержание от нее приближает к Богу, а добродетель. Воздержание же оставляет больше сил, времени и средств к добродетели. Поэтому одним воздержанием человек не может спастись, достигнуть Духа Святого, если не будет употреблять усилий к тому, что подлинно угодно Богу.
Итак, определив в общих чертах, как нам следует по-христиански относиться к пище, в следующей статье мы обсудим, какой вред приносит невоздержание, и как помогает воздержание на нашем пути навстречу к Отцу Небесному.
Иван.
Об основах святоотеческого христианства
Об основах святоотеческого христианства. Часть 2
Об основах святоотеческого христианства. Часть 3