Найти в Дзене

Опухоли в обеих молочных железах оказались нулевой стадией рака - случай из практики

За несколько месяцев до обращения пациентки к нам в клинику при обследовании по месту жительства по данным маммографии и УЗИ в левой молочной железе было выявлено очаговое образование размером чуть менее 2 см.

-2

По маммографии размеры образования составили 18х13мм, по данным УЗИ - 17х9 мм. Выполнена пункционная биопсия, получена атипическая дольковая гиперплазия. Изменения в молочной железе были трактованы как фиброаденома. Пациентка была прооперирована в объеме экономной секторальной резекции левой молочной железы.

-3

По данным гистологического исследования операционного материала - дольковая карцинома in situ, G1.

in situ соответствует наиболее ранней, прогностически благоприятной, нулевой стадии рака молочной железы. При раке in situ опухолевые клетки не достигают кровеносных и лимфатических сосудов, поэтому вероятность метастазирования в лимфоузлы и отдаленные органы и ткани чрезвычайно низкая.

G1 означает низкую злокачественность, то есть низкую агрессивность опухоли.

По данным иммуногистохимического исследования опухоль оказалась неагрессивной - положительной по рецепторам эстрогенов и прогестерона (то есть гормонзависимой, люминальной), а индекс пролиферативной активности Ki67 составил всего 3%.

-4

Проблемой было то, что опухоль изначально оперировали как предположительно доброкачественное новообразование, поэтому хирургический край резекции прошел менее чем в 1 мм от опухоли, и это плохо, поскольку высока вероятность рецидива заболевания в будущем. Ведь при столь близком к опухоли крае резекции отельные опухолевые клетки могли остаться в неудаленной части молочной железы.

-5

По данным компьютерной томографии органов грудной клетки, брюшной полости и забрюшинного пространства с контрастированием признаков метастазирования, естественно, выявлено не было.

Мутации генов BRCA 1/2 по данным ПЦР исследования не выявлены.

-6

Однако, у пациентки оказался отягощен семейный анамнез: у отца был рак поджелудочной железы, а у родной сестры к среднему возрасту был выявлен рак правой и левой молочных желез. Такая семейная история указывала на наличие более редкой наследственной мутации, повышающей риск развития рака молочной железы.

Далее пациентка обратилась к нам в клинику для определения дальнейшей лечебной тактики.

Учитывая близость края резекции и наследственный анамнез, пациентке была выполнена двусторонняя кожесберегающая мастэктомия с одномоментной реконструктивной пластикой имплантами.

По данным гистологического исследования удаленных молочных желез диагностированы очаги долькового рака in situ в правой и левой молочных железах:

Гистологическое исследование удаленной левой молочной железы
Гистологическое исследование удаленной левой молочной железы
Гистологическое исследование удаленной правой молочной железы.
Гистологическое исследование удаленной правой молочной железы.

Края резекции справа и слева без опухолевого роста - R0.

Для того, чтобы однозначно убедиться в отсутствии инвазивного рака, дополнительно проведено иммуногистохимическое исследование операционного материала - подтвержден характер опухоли in situ.

-9

Пациентке, безусловно, повезло, поскольку опухоль не перешла в инвазивную форму. По результатам операции удалось достичь прекрасных эстетических результатов за счет реконструктивной пластики. При нулевой стадии (in situ) рака молочной железы не выполняется удаление лимфоузлов, поэтому лимфатический отек конечностей не разовьется. В профилактической гормонотерапии нет смысла, поскольку выполнена двусторонняя мастэктомия, поэтому субстрат для развития рака молочной железы в будущем отсутствует. Химиотерапию и лучевую терапию делать не нужно. Прогноз благоприятный - вероятность того, что пациентка навсегда избавилась от заболевания близка к 100%.

Пациентке рекомендовано динамическое наблюдение, а также расширенный генетический анализ для поиска мутации, вызвавшей рак молочной железы у нее и у ее сестры (панель "наследственный рак молочной железы": определение мутаций BARD1, BLM, BRCA1, BRCA2, BRIP1, CDH1, CHEK2, EPCAM, MLH1, MSH6, NBN, NF1, NTHL1, PALB2, PMS2, PTEN, RAD50, RAD51C, RAD51D, RECQL4, SMARCA4, STK11, TP53, XRCC2).

Знать конкретную генетическую мутацию важно для того, чтобы понимать какие еще органы могут быть "под прицелом", а также для генетического тестирования будущих поколений в семье (ведь патогенные мутации наследуют только часть детей).

Также, Вам может быть интересно: