В последней статье о моей преподавательской деятельности я не упомянул, что с нового года мне предстоит вести еще один предмет – Первая медицинская помощь. Просто это такая мелочь, что и не стоит особого внимания - 2 группы по 12 часов да заочникам 4 часа. В общем-то и говорить не о чем. Просто поясню, как ко мне попали эти часы.
Сразу заявляю, что «не корысти ради, а только волей...» руководства. Я человек не жадный и очень ленивый, мне эти доплаты и даром не нужны. Вопрос стоял, кому отдать преподавание медицины, мне или химичке, кандидату биологических наук. И решающую роль сыграло даже не то, что у меня жена – кандидат медицинских наук, и от неё мне тоже перепало частичное знание медицины. Например, я до сих пор помню, где расположена «spina iliaca anterior superior», по анатомии, которую помогал изучать жене в мединституте. Главным оказалось моё личное многократное медицинское образование. Ведь с тех пор, как врачей убрали с флота за ненадобностью, его функции передали капитану судна. Таким образом, начиная с 90-х годов прошлого века я каждые пять лет получал диплом судового врача. Для сомневающихся предъявляю копии последних сертификатов.
Таким образом, моё медицинское образование многократно превосходит 6 лет в мединституте, 2 года в ординатуре и 3 года в аспирантуре моей половины. Помню, нас даже учили принимать роды на судне, то есть я ещё и в акушерстве подкован, в отличие от узкой специализации жены в педиатрии, которую она изучала в институте, и микробиологии, где она защищала кандидатскую. Правда, микробов она знает лучше, постоянно следит, чтобы внуки мыли руки перед едой. Но тут речь идёт о медицинской помощи людям, пусть даже морякам, а не только профилактике желудочно-кишечных инфекций.
Да и опыт по оказанию медицинской помощи тоже нельзя скидывать со счетов. Вот об опыте и поговорим.
Ещё в перестроечный период, когда начали убирать врачей с флота, у меня на руках оказалась буфетчица, жалующаяся на какие-то боли по женской части. Поскольку гинекологического образования у меня не оказалось, пришлось искать помощь на соседних судах. Мы стояли в Китае, и с верхнего мостика я высмотрел серпасто-молоткастую трубу советского судна. Сгоняв туда на моторикше, мне удалось уговорить врачиху посетить наше судно осмотреть болящую. В результате мне выдали предписание ежедневно производить внутримышечную инъекцию какого-то лекарства.
Фотографии проведения процедуры я не делал по этическим соображениям, поэтому помещаю только схему, по которой читатели могут составить представление , чего мне довелось насмотреться, пока не закончился курс лечения, учитывая, что пациенткой была привлекательная молодая женщина. Более подробно об этом случае я уже писал - здесь.
Не упоминаю уже о всяких таблетках от головы и дезинфекции царапин, полученных членами экипажа на борту судна. Это рутина как для советских судов, так и для буржуинских, на которые я попал в 90-х после продажи советского флота новыми «эффективными» собственниками. Надо сказать, что кроме полученных на курсах знаний, здесь существенную помощь в оказании медицинской помощи членам экипажа играл «Справочник капитана по медицине»
Там описаны практически все случаи медицинских проблем и их решения, а также требования по комплектации судовых аптечек для судов разного размера и протяженности рейсов.
Перечень медикаментов довольно обширен, охватывает много возможных видов заболеваний и травм.
А поскольку в контейнерах часто встречаются разные виды опасных грузов со специфическими свойствами, мы также имели на борту дополнительную аптечку, предназначенную для ликвидации последствий попадания этих опасных веществ на кожу и слизистые оболочки человека.
Наиболее часто встречающимися на флоте травмами я считаю «попадание в глаз инородного тела», чаще всего ржавчины при палубных работах. Мне и самому приходилось промывать глаза после неудачной инспекции по палубе. Причем, наличие защитных очков не гарантирует от попадание в глаз ржавчины, по крайней мере, так утверждали все пострадавшие. Пылинки всегда найдут путь, как просочиться под очки. После каждого такого «несчастного случая» приходилось заказывать новые, более «безопасные» защитные очки для работ.
Но были в моей практике и более серьезные травмы и заболевания.
Как-то раз старпом обратился с жалобой на боли в низу живота, похожие на острый аппендицит. Судно стояло на внешнем рейде Читтагонга, ждали очередь к причалу. Связались с агентом. Тот заказал катер, чтобы доставить старпома в госпиталь. Мы снялись с якоря, подошли к устью реки Карнапхули, там пересадили старпома на катер, который захлёстывало водичкой, и старпом укатил на берег.
Мы же вернулись на своё место на рейде и продолжили дожидаться очереди к причалу. При обследовании в госпитале аппендицит был передиагносцирован в камни в желчевыводящих протоках, что конечно, не менее болезненное заболевание. Наконец мы зашли в порт. Пока старпом отлёживался в госпитале после операции по удалению камней из желчного пузыря, мне самому пришлось заниматься грузовыми операциями в ожидании нового старпома. Но прооперированный старпом тоже горел желанием вернуться к работе. Получилось так, что нового старпома отменили, когда тот уже сидел в аэропорту с чемоданом, а старого вернули на судно в последний момент перед отходом из Читтагонга. В общем, немного суматохи – и хэппи энд.
А вот со вторым механиком вышло похуже. При стоянке на якоре возле Дурбана он получил сильные ожоги паром из котла. Стармех, составлявший акт о несчастном случае, сказал, что шланг, который менял второй механик, не выдержал давления пара потому что плохо были обжаты хомуты в месте соединения. Вроде, как пострадавший был наказан за свою халатность. Но мы писать об этом не стали. Просто послали его на лечение в госпиталь, а ему на замену приехал новый второй механик. Погодные условия позволили снять больного с борта судна катером, но иногда эвакуацию производят вертолетом. Например, вот таким:
Для транспортировки лежачих больных на судне имеются носилки Джефферсона, позволяющего перемещать пострадавшего даже в вертикальном положении.
Но эти случаи произошли при стоянке судна в порту, хотя и на якорной стоянке. А что, если судно находится в рейсе? Начинается оценка состояния больного и консультация с береговыми службами. В последней моей компании это был госпиталь в Германии. Туда направляется письмо определенной формы со всеми необходимыми данными о больном.
Например, один наш моторист получил сильную травму руки. Кровь мы остановили, рану продезинфицировали. Вроде, ничего опасного. И для меня неожиданностью был вопрос из госпиталя: А прививка от столбняка у пострадавшего имеется?
Почему вопрос вызвал у меня удивление? Да просто в Союзе и у нас, в России, прививка от столбняка всегда были обязательны для моряков. Однажды во Владивостоке воскресным днем я выехал на природу на Шамару. Играя в бадминтон на травке, наступил на ржавый гвоздь, торчавший из доски. Теперь он уже торчал у меня из ноги, пройдя сквозь ступню. Гвоздь с доской я вытащил из ноги, а вот сквозная дырка вызывала у меня беспокойство. Поэтому я поехал в медчасть моряков ДВМП. Дело шло к вечеру, в хирургическом отделении посетителей не было, поэтому врачи занимались утилизацией медицинского спирта. Моему появлению они были не особо рады, но клятва Гиппократа обязывала выслушать клиента. Узнав, что я моряк, сказали, что моя прививка даёт стопроцентную гарантию от столбняка и ничего отвлекать их от важных дел.
А вот наш моторист, как выяснилось, прививки от столбняка не имел. У них в Бирме не делают всем подряд. Только по необходимости. Ну а раз необходимость случилась, то мы и вкололи ему вакцину. Хорошо, что вся эта информация и процедура вакцинации уложилась в первый день после получения травмы, иначе было бы уже поздно. Поэтому призываю всех во-время прививаться от столбняка. Мало ли что с вами может случиться. Все несчастные случаи происходят неожиданно.
Но иногда силами и средствами экипажа судна медицинскую проблему решить не удаётся. В этом случае принимается решение о срочном заходе в порт с нарушением расписания. Так, на переходе из Испании в Италию у одного моряка обнаружился кровоточащий геморрой размером с яйцо. Большая кровопотеря может представлять собой угрозу жизни. Судовладельцы быстро отреагировали на мой запрос о срочной эвакуации больного. Мы проходили мимо острова Крита. Нам дали адрес местного агента. Агент организовал эвакуацию больного. Мы даже на якорь не становились. Зашли в бухту, катер снял больного, и мы поехали дальше. Филиппинец, которого мы оставили на Крите, передал мне свои накопления, которые он хотел везти с собой, чтобы сэкономить на обмене валюты. Но брать в госпиталь деньги побоялся. Там они могли исчезнуть, пока хозяин будет на операции. Я внёс деньги в судовую кассу, потом компания переведёт их на его счёт вместе с остальной зарплатой.
Более серьёзное отклонение от маршрута потребовалось, когда моряк из-за сильных болей во внутренних органах должен был срочно отправлен на берег, а судно находилось на переходе из Кореи в Сингапур. Судовладельцы нам дали заход во Вьетнам. Отклонение от курса существенное, официально называется девиация. Тут даже фрахтователи пытались жаловаться на большую задержку судна. Но морской закон гласит, что капитан имеет право действовать по своему усмотрению ради спасения человеческой жизни. Далее фрахтователи молча считали убытки от опоздания судна в порт назначения. А мы завернули во Вьетнам, высадили больного на катер, без всяких пограничных формальностей, и поехали нагонять опоздание.
А последний случай из моей медицинской практики я уже описывал – здесь. Больного боцмана не выпускали на берег для обследования в Китае из-за Ковида, и только в Гонконге его послали в больницу, где его сразу прооперировали, диагносцировав перитонит, то есть лопнувший аппендикс. Скорее всего, еще хотя бы день задержки стоил бы ему жизни. К счастью, всё обошлось благополучно.
В общем, смертельных случаев в моей медицинской практике не нашлось, поэтому со спокойной совестью буду учить детишек оказанию первой медицинской помощи.
Спасибо за прочтение и комментарии.