Каждый год мне добавляют какой-нибудь новый предмет. Начал с ТУС, потом подключилась Борьба за живучесть судна и безопасность мореплавания, Тренажер САРП, Тренажер ЕКНИС, Поиск и спасание, Оценка риска в мореплавании. Если тенденция сохранится, то к своему столетнему юбилею я буду вести практически все предметы с первого по пятый курс. Недавно вот добавилась Транспортная безопасность.
Для нормального человека будет непонятно, чем отличается Безопасность мореплавания от Транспортной безопасности, если речь и там и там идет о мореплавании. Возможно, причина в неудачном названии предмета на русском языке. В английском эти две безопасности называются по-разному – safety и security, что логичнее было бы перевести как «безопасность судна от природных явлений и ошибок экипажа (сюда же относится и техника безопасности)» и «охрана судна» от козней злоумышленников, в первую очередь от пиратов.
Да, да, вы не ослышались. Пиратство до сих пор существует и, более того, успешно процветает.
И это не вымышленные или исторические приключения, описанные в романах про парусники, плавающие под устрашающим флагом «Веселый Роджер», а вполне себе современное явление, которому дано официальное определение:
Piracy (Пиратство) – незаконные действия, определенные в статье 101 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS -1982). Согласно этой статье пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
Любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частного судна или частного летательного аппарата и направленный: против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту в открытом море; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте юрисдикции какого бы то ни было государства.
И хотя определение пиратства старенькое, 1982 года, оно и в 21-м веке нисколько не только не устарело, но и обрело расширенное внимание мировой общественности вместе с терроризмом, который напугал весь мир после событий 11 сентября 2001 года.
Американцы раскрутили тему терроризма, неуклюже взорвав свой торговый цент в Нью-Йорке и стену Пентагона, изобразив нападение террористов с помощью угнанных самолетов. И хотя всем очевидна работа спецслужб, официально признали действиями террористов, что послужило поводом ввести войска США в Ирак и Афганистан.
ИМО не могла остаться в сторонке и добавила аж целую главу в международную конвенцию СОЛАС-74 и и Кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code), который вступил в силу с 01 июля 2004 года. Кстати, по новой главе XI-2 в российском издании СОЛАС, видно значение слова «security» как «охрана».
А следом и все морские страны, признающие СОЛАС-74 ввели соответствующие поправки в свои нормативные документы, а в морских учебных заведениях появился предмет «Транспортная безопасность». И хотя оружия для охраны судов от пиратов и террористов не дали, но изучение такого важного предмета само по себе служит мощным оружием против нападения злодеев. Ибо «Предупрежден – значит, вооружен».
Само собой разумеется, что на первом же занятии меня спросили, приходилось ли мне самому встречать пиратов и террористов. Вот про это я и хочу рассказать.
К сожалению, а вернее сказать, к счастью для меня, вооруженных до зубов пиратов, захватывающих суда и экипажи в заложники на морских просторах, мне встречать не доводилось.
Первым эпизодом действий пиратов в моей морской карьере была пропажа швартовов нашего судна в порту Джакарта, когда я ещё работал вторым помощником капитана в ДВМП. Концы были срезаны ночью, при стоянке в порту у причала, при наличии нанятых местных охранников, вооруженных пистолетами. Охранники демонстрировали нам своё оружие и предлагали купить по дешевке. Может, кто-то и купил, я рисковать не стал. Таможня в СССР была строгой, и за провоз нелегального оружия можно было лишиться визы загранплавания, а то и схлопотать реальный тюремный срок. После обращения капитана к судовому агенту по поводу пропажи концов, нам было предложено купить свои концы по сходной цене. Капитан отказался. Видимо, не хотел поднимать шум, неизбежный при расходовании валюты из судовой кассы. Наверное, концы списали по старости. И хотя случай вполне подходит под определение пиратства, думаю, это был всего лишь коммерческий проект наших грозных вачманов, не столько охраняющих судно, сколько думающих, на чем бы им заработать деньжат.
Далее, работая в пароходстве уже старпомом, про пиратов я только читал приказы ДСП. Помню случай, когда пираты захватили каюту капитана, заставили его открыть сейф и похитили шифровальный блокнот. Думаю, на самом деле капитан по пьянке испортил этот секретный документ, и свалил на пиратов. Согласно приказа он был списан на берег, а потом перешёл на работу в портнадзор.
В общем, в советское время нам казалось, что пиратство - это что-то далекое, экзотическое, из области фантастики, или пережитков капитализма или из приключенческих фильмов, таких, как «Пираты 20-го века».
И с живыми пиратами я столкнулся только, когда уже работал по контракту на судовладельцев-буржуинов. Я был старпомом, мы привезли соль в мешках в Республику Конго, порт Матади. К порту подошли вечером, все причалы были заняты, нас поставили на якорь. Погода стояла тихая, безветренная. Утром в 4 часа я заступил на вахту и решил проверить якорь-цепь на барабане брашпиля.
Под фонарями на мачтах стрел вся палуба была покрыта слоем мотыльков, которые тихо хрустели под ногами. Дойдя до бака, я начал подниматься по трапу, и как только моя голова показалась над палубой полубака, я увидел здоровенного негра, увлеченно разделывающего швартов на вьюшке, верхние шлаги которого были примотаны тросиком с замком. Я невольно вскрикнул, выразив своё несогласие с неправомерными действиями чужака. И тут же в меня полетел здоровенный камень. Хорошо, что голову я успел машинально прикрыть рукой, но камень попал в запястье, едва не раздробив его. Негр тут же прыгнул за борт, с другого борта послышался всплеск его коллеги, на палубе осталась кучка камней, заготовленными злоумышленниками, и два мачете, которыми ребята пилили наши швартовы, и могли бы легко покрошить меня на кусочки, если бы знали, что за моей спиной никого нет. Вероятно, они думали, что весь экипаж был поднят по тревоге, чтобы захватить в плен воришек. Поскольку рука у меня сильно распухла, так, что я не смог снять часы, не разобрав браслет на части, я считаю, что это было вооруженное нападение с целью завладения имуществом судна, то есть действие, отвечающее признакам пиратства. Да и вообще к неграм я с тех пор отношусь с неприязнью, в том числе и к тем, кто на меня не нападал.
Потом я несколько лет работал в Европе, где о пиратстве не было слышно, и уже в 21-м веке капитаном попал снова на «черный континент», на южноафриканскую контейнерную линию.
Однажды мы ждали постановку к причалу в Дар-Ес-Саламе, стояли на якоре на внешнем рейде. Утром нас поставили к причалу. Только тогда боцман обнаружил, что замки на малярке сорваны, краска исчезла. Ночная вахта ничего не заметила. Работали профессионалы. Не уверен, пираты это или просто воришки. Но больше я на якоре возле Дар-Ес-Салама не становился. Подходил, докладывал властям о прибытии и уходил дрейфовать в открытое море, чтобы снова вернуться в порт ко времени постановки к причалу. Вот в один из таких подходов мы и собрали с воды экипаж затонувшего ночью судна.
Упомянутый выше Сингапурский пролив больших хлопот нам не доставлял, так как на быстроходные контейнеровозы с высоким надводным бортом пираты там не нападают. Их жертвами чаще становятся низкобортные тихоходные танкеры. Хотя вахту безопасности при прохождении Сингапурским проливом мы всегда выставляли на всякий случай.
Но больше всего неприятностей мне доставлял Читтагонг, где приходилось бывать довольно часто и каждый раз ждать постановки к причалу на внешнем рейде. Пиратские набеги там проходили постоянно, несмотря на то, что иногда по рейду разъезжал патрульный катер, но почему-то их маршруты с пиратами не пересекались.
Противопиратская вахта выставлялась обязательно, вахта на мостике тоже вела непрерывное наблюдение за обстановкой с помощью радиолокатора, чтобы обнаружить приближение надводных целей. Также водная поверхность освещалась мощными прожекторами с крыльев мостика. Но тем не менее злодеи находили возможность попасть на борт.
Как-то ночью я был разбужен вахтенным вторым помощником докладом, что на полубаке орудует группа непрошеных гостей. Мне это очень не понравилось, особенно учитывая, что у меня в сейфе имелась значительная сумма американских долларов, приготовленная для ожидавших списания моряков. Если бы напавшие проникли в надстройку и приставили мне нож к горлу, то пришлось бы открыть сейф и отдать им деньги. Поэтому я был в настроении дать решительный отпор захватившим полубак пиратам. Я объявил общесудовую тревогу, собрал группу добровольцев и повёл её на штурм полубака. По дороге мы разобрали стойки парадных трапов в качестве дубинок. Мы уже подходили к трапам, ведущим на полубак, по обоим бортам, как с полубака в нас полетели твистлоки. Пришлось спрятаться под контейнеры. Мы переждали, когда запас твистлоков для носовых контейнеров закончился, и двинулись вперед. Чужаки попрыгали за борт, где их ожидали лодки. Эти лодки еще несколько раз пытались подойти к судну с разных сторон, но безрезультатно. Один крюк, закинутый на планширь с кормы, я лично затащил на палубу в качестве трофея. В общем атака была успешна отбита. Я даже не стал сообщать об инциденте в компанию и местным властям, так как терпеть не могу бюрократию.
И последний случай, который приходит на память, это пропажа дыхательных аппаратов при стоянке на рейде в Маниле. Случай не характерный. Хотя я вынужден был поставить в известность компанию, так как потребовалось закупать новые дыхательные аппараты. Но у меня осталось подозрение, что это сами моряки-филиппинцы могли позаимствовать дыхательные аппараты. АСВ-2 предназначены для тушения пожаров и входят в комплект снаряжения группы разведки, но они также могут быть использованы как акваланги, и кто-то из аборигенов мог прибрать их к рукам для подводной охоты.
Рад, что мой обзор знакомства с пиратами подошел к концу и обошёлся без кровопролития. Чего и всем желаю.
Спасибо за прочтение и комментарии.