Случалось ли вам бродить кругами или вовсе уйти не туда в поиске конкретной локации? Иногда бывает, что даже с помощью современных приложений трудно сориентироваться на местности. И это в городе, где полно опознавательных знаков. Что уж говорить о тундре.
Здесь потеря направления иногда означает смерть – особенно когда поднимается ветер и видимость сокращается до нуля. Однако северные кочевники даже в этих условиях могут спокойно добраться до заданной точки. Как же им это удаётся?
В предыдущей части мы рассказали о том, как северяне «читают» землю, почему доверяют ветру больше, чем компасу, и какое действие считают самым опасным в пути. Но этим их навигация не исчерпывается. У оленеводов есть ещё несколько приёмов, о которых редко задумывается человек с GPS в кармане.
Один из них – движение по звёздам. И вопреки ожиданиям, это далеко не самый надёжный способ. Арктическое небо – плохой помощник: Полярная звезда здесь стоит слишком высоко, почти над головой, и удерживать по ней курс крайне сложно. Именно поэтому ни ненцы, ни коми почти не используют её как ориентир.
Вместо этого, выезжая со знакомого места, оленевод выбирает звезду, расположенную низко над горизонтом, строго по нужному направлению, и следует к ней. Метод кажется простым и рабочим, если не учесть одну деталь: звёзды в Арктике смещаются вправо примерно на 15 градусов в час. А значит, легко могут увести не туда, особенно когда приходится долго ехать.
Чтобы не сбиться, нужно каждые полтора-два часа менять «путеводную» звезду на соседнюю слева. Но даже так легко ошибиться.
Измеряют расстояние в «олених духах»
Именно поэтому коми и ненцы используют звёзды в основном при поездках на снегоходах, когда на дорогу уходит меньше времени. Поздней осенью, зимой (кроме полярной ночи) и ранней весной днём ориентируются по солнцу – в этот период оно почти всегда держится на юге.
Но уметь определять направление – лишь половина задачи. Не менее важно понимать, сколько ещё ехать. Оленеводы, как правило, знают расстояние до знакомых мест, но представляют его по-разному – в зависимости от того, на чём передвигаются.
Старшее поколение часто мыслит остановками. Сколько раз нужно дать отдохнуть оленям, чтобы доехать до цели. Эта мера даже имеет своё название – «олений дух». Молодым оленеводам, привыкшим к снегоходам, сподручнее запоминать расстояние в километрах или часах пути.
Разговор, который может спасти жизнь
Есть и ещё один интересный способ ориентирования – словесный. При встрече два кочевника, увидев друг друга, обмениваются информацией о маршрутах: кто откуда едет и куда направляется, где находятся их стойбища, кто сейчас в чуме и чем занят. Эти, на первый взгляд, ненужные подробности выясняются не любопытства ради.
– Допустим, началась пурга, исчезли признаки ориентации по звёздам. И вот один из них возвращается, потерялся. Находит свежий след снегохода. И он соображает – в этом районе находится только мой сосед, которого я видел, след ещё свежий. Один член его семьи поехал к реке проверять сети, других здесь не должно быть. Если я по этому следу поеду, то попаду к ним в чум. И он едет по пути в этот чум, пьёт чай, отдыхает, едет дальше, – объяснил оленевод Юрий.
Но даже при всех знаниях решающим остаётся внутреннее состояние человека. Как только появляются сомнения, начинаются ошибки. Человек нервничает, меняет курс, а затем и вовсе теряется, обрекая себя на скорую гибель.
«Одного пускать никуда нельзя»
Житель Тазовской тундры рассказал об одном северянине, который прекрасно знал землю, но ориентироваться так и не научился. А всё потому, что однажды в детстве потерялся с друзьями. Искали их тогда три дня.
– С тех пор он стал бояться. Как только чум перестаёт быть видно, ему сразу кажется, что он потерялся и идёт не туда. Пугается и начинает говорить: «Ой, мы слишком вбок взяли», «Ой, нужно чуть влево повернуть». Совсем не узнать человека… А как появится далеко нужное нам место – сразу успокаивается. Главное – ничего другого не боится вообще, только ехать боится. Одного его пускать никуда нельзя.
Такие случаи – редкость, но подобный страх знаком многим. Если оленевод проехал предполагаемое расстояние и не вышел к знакомому месту, он обычно сначала двигается дальше в надежде выйти к реке, озеру, дороге. В случае неудачи возвращается по следам. Олени хорошо чувствуют след даже под тонким слоем снега и охотно идут по нему сами.
Но когда погода не даёт вернуться или путь слишком далёк, приходится идти или ехать почти вслепую. И вот здесь паника становится главным врагом.
«Заблудился? Остановись, ложись и спи»
– Если заблудился один ночью или в пургу, вдруг начинаешь чувствовать, что ездишь по кругу… Ветер будто всё время меняется, и ты вместе с ним. Вокруг всё кажется одновременно знакомым и незнакомым… Если такое началось – сразу остановись, ложись и спи. Если ехать дальше, только хуже сделаешь. Нужно дождаться утра или пока небо очистится, – советует старый оленевод.
Чтобы не паниковать лишний раз, молодёжь активно пользуется навигаторами.
– Это просто для спокойствия, – поделился тундровик. – Я лучше быстренько джипээску включу, гляну одним глазом – и спокоен. Если сядет, я всё равно доеду. Но пока не села, зачем себя мучить?
Возможно, следующее поколение уже не сможет составить в голове ту самую сложную и точную ментальную карту местности. Следуя за родителями, они будут больше полагаться на GPS. И северяне, кочующие сегодня, станут последними, кто способен уверенно ехать по нескончаемой тундре, полагаясь только на память, ветер и самого себя.
Друзья, если вам было интересно читать, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.
Больше интересного: