Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Её работы стоят миллионы долларов, а она полвека добровольно живёт в психиатрической клинике. Яёи Кусама: арт-палата № 6

«Я борюсь с болью и страхом ежедневно, и единственный метод, который помогает мне справляться с болезнью – это искусство», – своей формулой выживания знаменитая японка, страдающая обсессивно-компульсивным расстройством личности, поделилась в одном из интервью. Она неоднократно признавалась, что «если бы не искусство, давно покончила с собой», и это не пустое бахвальство. Психика, изувеченная в детстве деспотичной матерью, нашла выход в галлюцинациях, а навязчивые мысли и фобии преследуют Яёи Кусаму на протяжении всей жизни. С тех пор, как блудная дочь покинула родину и обосновалась в Америке, прошло восемь лет. Несмотря на холодный приём, маленькая бунтарка не сдавалась: штурмом брала авангардные выставки и фестивали, а в 1966 году во время проведения Венецианской биеннале разложила возле одного из павильонов полторы тысячи зеркальных шаров – «Сад нарциссов». Одетая в традиционное японское кимоно, на фоне таблички «Your Narcissism for Sale» («Ваш нарциссизм на продажу») Яёи предлагала
Оглавление

«Я борюсь с болью и страхом ежедневно, и единственный метод, который помогает мне справляться с болезнью – это искусство», – своей формулой выживания знаменитая японка, страдающая обсессивно-компульсивным расстройством личности, поделилась в одном из интервью.

Начало истории здесь:👇

Она неоднократно признавалась, что «если бы не искусство, давно покончила с собой», и это не пустое бахвальство. Психика, изувеченная в детстве деспотичной матерью, нашла выход в галлюцинациях, а навязчивые мысли и фобии преследуют Яёи Кусаму на протяжении всей жизни.

-2
-3

Ярмарка тщеславия. Сад нарциссов

С тех пор, как блудная дочь покинула родину и обосновалась в Америке, прошло восемь лет. Несмотря на холодный приём, маленькая бунтарка не сдавалась: штурмом брала авангардные выставки и фестивали, а в 1966 году во время проведения Венецианской биеннале разложила возле одного из павильонов полторы тысячи зеркальных шаров – «Сад нарциссов».

Одетая в традиционное японское кимоно, на фоне таблички «Your Narcissism for Sale» («Ваш нарциссизм на продажу») Яёи предлагала сверкающие на солнце сферы по скромной цене в 2$ всем желающим потешить тщеславие, любуясь на своё отражение. Правда, вскоре вмешались организаторы и закрыли несанкционированную инсталляцию.

Яёи Кусама на Венецианской биеннале с инсталяцией «Сад нарциссов», 1966 год.
Яёи Кусама на Венецианской биеннале с инсталяцией «Сад нарциссов», 1966 год.
Яёй Кусама и «Сад нарциссов». Италия, 1966 год. Предоставлено Дэвидом Цвирнером, Нью-Йорк; Ota Fine Arts
Яёй Кусама и «Сад нарциссов». Италия, 1966 год. Предоставлено Дэвидом Цвирнером, Нью-Йорк; Ota Fine Arts

Тем временем известность Кусамы росла. Умная, амбициозная, совершенно непредсказуемая, она использовала для этого своё положение загадочной восточной женщины, оказавшейся на Американском континенте, а психическое заболевание, которого Яёи совсем не стеснялась и которым даже немного бравировала, придавало яркому публичному образу особый флёр пикантности. Нью-Йорку пришлись по вкусу эксцентричность новой иконы, яркие наряды, раскрашенные флуорецентной краской, парики сумасшедших цветов и необычные аксессуары.

Одним из неизгладимых воспоминаний детства Яёи Кусамы стала работа на фабрике по производству парашютов во время Второй мировой войны, и теперь она активно участвовала в антивоенных акциях, протестуя против участия США в вооружённом конфликте во Вьетнаме.

-6
-7

Во время протестной акции на Бруклинском мосту Яёи и её друзья, раздевшись донага, нанесли на тела рисунок в виде красных горошин, символизирующий раны от пуль. А обращением к Ричарду Никсону, в котором эксцентричная художница фактически предложила себя президенту Соединённых Штатов, призывая «заняться любовью, а не войной», Кусама вызвала резонанс в СМИ, закрепив за собой репутацию неординарной личности и лидера авангардного движения.

Реки забвения. Ночь перед рассветом

Однако дела по-прежнему шли плохо: она работала как одержимая, экспериментируя с формой и стилем, но картины почти не продавались. Изводило постоянное безденежье. Резкое ухудшение физического и ментального здоровья заставили Яёи Кусаму в 1973 году вернуться в Японию.

Яёи Кусама во время протестной антивоенной акции на Бруклинском мосту
Яёи Кусама во время протестной антивоенной акции на Бруклинском мосту
Кадр из документального фильма «Кусама. Бесконечные миры». Режиссер Хизер Ленц. США, 2018
Кадр из документального фильма «Кусама. Бесконечные миры». Режиссер Хизер Ленц. США, 2018

Карьера потерпела крах, не успев начаться, а синдром навязчивых состояний привёл в токийскую клинику Сейва (Seiwa Hospital for the Mentally Ill), куда пациентку поместили по её собственному желанию. Добровольно поселившись там, Кусама занялась писательской деятельностью. Ряд поэтических сборников и романов, изданных в тот период, удостоились престижных премий.

В снятой поблизости от клиники мастерской Яёи Кусама продолжала творить. «Мое искусство берет свое начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне, в картины и скульптуры. Все мои работы пастелью являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем, я создаю что-то даже когда не вижу галлюцинаций». Она никогда не делает эскизов, создавая работу сразу: «У меня появляется идея, и моему холсту уже за мной не угнаться».

-10
-11
-12

Людская память недолговечна, а слава преходяща. Имя Яёи Кусамы было предано забвению на два десятилетия, но всё изменила Венецианская биеннале 1993 года, где художница представляла Японию – на сей раз официально.

Стены оранжевой зеркальной комнаты (Infinity Mirror Room) усеяны чёрными «горошинами» разного размера, а внутреннее пространство, похожее на грядку, заполнено любимыми тыквами, покрытыми повторяющимся узором. Центром инсталляции, предназначенной для того, чтобы зритель мог «потеряться в потоке вечности», стала сама художница, одетая в оранжевое платье в крупный чёрный «горох» и остроконечную шляпу волшебницы.

Возвращение стало сенсационным. Знаменитые галереи соревновались и продолжают соревноваться за право выставлять работы эпатажной японки.

Яёи Кусама в Японском павильоне на Венецианской биеннале, 1993 год
Яёи Кусама в Японском павильоне на Венецианской биеннале, 1993 год
-14
-15

Среди них Центр Жоржа Помпиду в Париже, MоМA в Нью-Йорке, лондонская Галерея Тейт Модерн, музей Хиршхорна и Сад скульптур в Вашингтоне. В 2015 году московский Музей современного искусства «Гараж» представил две знаковые инсталляции художницы.

Модный бренд Яёи Кусама

В последующие годы Яёи Кусама продолжала жить в психиатрической клинике, работая в студии неподалёку и находясь под постоянным наблюдением врачей. Тыквы снова стали излюбленной темой в творчестве: она создавала их из мозаики, нержавеющей стали с отверстиями в корпусе, позволяющими воспроизвести точечную игру света и тени, а также отливала в бронзе.

В 1994 году на острове Наосима, который называют «островом искусства» из-за новаторского архитектурного стиля и большого количества проходящих там выставок современного искусства, установлена огромная двухметровая жёлтая тыква с узнаваемым точечным узором.

-16
Тыква, Парк скульптур Harbour Arts, Гонконг, 2008 год. ©YAYOI KUSAMA. Фотография сделана в 2018 году
Тыква, Парк скульптур Harbour Arts, Гонконг, 2008 год. ©YAYOI KUSAMA. Фотография сделана в 2018 году
Инсталляция Яёи Кусамы на острове Наосима
Инсталляция Яёи Кусамы на острове Наосима

Она красуется на пирсе, и вид ярко-жёлтой громадины на фоне синей воды стал фирменным знаком острова. Здесь даже автобусы и паромы раскрашены в горошек.

Яёи Кусама – уникальная, неординарная, многогранная, разносторонне одарённая личность. Она не только художница, график, но и скульптор, мастер перформансов и масштабных инсталляций, писательница, а также создатель фильмов и дизайнер одежды, сотрудничающий с модными брендами, среди которых Marc Jacobs и Louis Vuitton. Она верна себе: все произведения украшают повторяющиеся магические точки – предмет извечного вдохновения.

В 2012 году в коллаборации с Louis Vuitton Яёи Кусама покрыла любимым горошком туфли и платья, сумки, очки, шарфы, портмоне и другие аксессуары, совершив переворот в сердцах модников и модниц всего мира.

-19
-20
-21

Новая коллекция вызвала небывалый ажиотаж, поэтому в 2023 году неугомонная старушка повторила успешный опыт, в сотрудничестве с дизайнером Николя Жескьером создав уникальную, узнаваемую и очень дорогую коллекцию сумочек, верхней одежды и обуви для французского модного дома. На этот раз «героем» стала тыква, нанесённая на культовые изделия с помощью инновационной техники шелкографии, воспроизводящей мазки кисти и создающей реалистичный 3D-эффект ручной росписи.

В честь запуска новой коллекции фирменные магазины Louis Vuitton и даже фасад лондонского универмага Harrods были украшены легендарным узором, а в витрине нью-йоркского магазина бренда появился робот – точная копия художницы, рисующей знаменитый горошек. Этот жест стал данью уважения бренда таланту и трудолюбию своей прославленной музы.

Официальными лицами коллекции стали южнокорейская супермодель и актриса Чон Хо Ён...
Официальными лицами коллекции стали южнокорейская супермодель и актриса Чон Хо Ён...
... певец и музыкант Джастин Тимберлейк, а также  французская актриса Леа Сейду
... певец и музыкант Джастин Тимберлейк, а также французская актриса Леа Сейду
Инсталляция с фигурой Яёи Кусамы на флагманском магазине Louis Vuitton в Париже
Инсталляция с фигурой Яёи Кусамы на флагманском магазине Louis Vuitton в Париже
-25

Путь самурая

В 2017 Яёи Кусама дебютировала в качестве иллюстратора, отобрав к сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» чёрно-белые рисунки, поражающие своей сложностью в сочетании с изяществом орнаментов и линий.

Экстравагантная пожилая леди возглавляет рейтинг самых дорогих художниц современности. В 2008 году на аукционе Christie’s её работа «Абстракция №2» (1959) была продана за $5 794 500. В 2014 году на торгах того же аукционного дома в Нью-Йорке полотно «White № 28» («Белый № 28», 1960) ушло с молотка за рекордные $7,3 млн. Цена её работ всегда значительно превышает эстимейт (предпродажную оценку стоимости). Так, картина «Pumpkin» («Тыква», 1990) продана за £206 500 при эстимейте £70 000. А покупатель, пожелавший остаться анонимным и делавший ставки по телефону приобрёл бронзовую скульптуру в форме тыквы за $8 млн.

Яёи Кусама. «Белый № 28». 1960. Продана за $7,3 млн
Яёи Кусама. «Белый № 28». 1960. Продана за $7,3 млн
Яёи Кусама. «The Moment of Regeneration», 2004
Яёи Кусама. «The Moment of Regeneration», 2004
Яёи Кусама. «My Doggie Ring-Ring». 2009. ©Yayoi Kusama. В коллаборации с японским оператором мобильной связи au KDDI, Яёи Кусама создала уменьшенную копию собачки Каваи и симпатичный розовый телефон «Мой песик Динь-Динь» для линейки iida. Стоимость уникального  комплекта  составляет примерно $10 тыс.
Яёи Кусама. «My Doggie Ring-Ring». 2009. ©Yayoi Kusama. В коллаборации с японским оператором мобильной связи au KDDI, Яёи Кусама создала уменьшенную копию собачки Каваи и симпатичный розовый телефон «Мой песик Динь-Динь» для линейки iida. Стоимость уникального комплекта составляет примерно $10 тыс.

Яёи Кусама – первая японская женщина, удостоенная Императорской премии (Praemium Imperiale) «за достижения, международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества в области искусства».

В 2017 году в токийском районе Синдзюку открылся пятиэтажный музей Яёи Кусамы, посетить который можно, купив билеты онлайн за 1,5–2 месяца вперёд.

«Я вложила в этот музей всю душу.
Прислушайтесь к моему желанию донести до вас искусство.
Это – доказательство того, что я жила.
Через этот музей
Я хочу донести свою любовь к миру и человечеству,
Этот музей – ода вечной жизни.
Музей – выражение моих надежд
».

Музей Яёи Кусамы (Yayoi Kusama Museum) в Токио находится по адресу 107 Bentencho, Shinjuku, Tokyo (станция Ushigomeyanagichou). В музее, помимо постоянной экспозиции, проходит две выставки в год
Музей Яёи Кусамы (Yayoi Kusama Museum) в Токио находится по адресу 107 Bentencho, Shinjuku, Tokyo (станция Ushigomeyanagichou). В музее, помимо постоянной экспозиции, проходит две выставки в год
-30
-31

С таким обращением Яёи выступила на открытии музея.

Легенде поп-арта 96 лет. Она по-прежнему добровольно живёт в психиатрической клинике в Токио, продолжает творить, с энтузиазмом консультирует кураторов различных выставок и вернисажей, сама создаёт свои диковинные, немного чудаковатые наряды, украшая их любимым «горохом», и не теряет оптимизма.

Затравленный воробышек из японской провинции, молодая женщина, запутавшаяся в сетях собственных фобий, она решительно преобразила свою жизнь, полную испытаний, силой яркого и жизнерадостного искусства, и не намерена останавливаться на достигнутом.

Ведь для маленького смелого самурая по имени Яёи Кусама нет цели, только путь.

-32
-33
-34

Это интересно:

Ранее:

✅©ГалопомПоЕвропам

Копирование текста или его фрагментов без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.

-35
Яёи Кусама  «The Obliteration Room» («Комната облитерации»). 2011. Впервые представлена ​​в Художественной галерее Квинсленда в 2002 году как проект для детей. В 2012 году эту интерактивную инсталляцию показали ​​в лондонской Tate Modern. Изначально совершенно белая комната, обставленная белой мебелью, для посетителей представляла собой чистый холст. Квждый вошедший с помощью цветных наклеек, выдаваемых на входе, мог преобразить пространство
Яёи Кусама «The Obliteration Room» («Комната облитерации»). 2011. Впервые представлена ​​в Художественной галерее Квинсленда в 2002 году как проект для детей. В 2012 году эту интерактивную инсталляцию показали ​​в лондонской Tate Modern. Изначально совершенно белая комната, обставленная белой мебелью, для посетителей представляла собой чистый холст. Квждый вошедший с помощью цветных наклеек, выдаваемых на входе, мог преобразить пространство
Яёи Кусама. «Dots Obsession» («Одержимость точками»), 1997. В жёлтой комнате, стены и пол котрой покрыты узором в горошек, расположены надувные конструкции. Работа создана специально для Художественной галереи университета Райса (Хьюстон, Техас)
Яёи Кусама. «Dots Obsession» («Одержимость точками»), 1997. В жёлтой комнате, стены и пол котрой покрыты узором в горошек, расположены надувные конструкции. Работа создана специально для Художественной галереи университета Райса (Хьюстон, Техас)
Позднее «Dots Obsession» в красно-белом варианте стала частью выставки «Прогулка в моем разуме» (2009) в лондонской галерее Хейворд
Позднее «Dots Obsession» в красно-белом варианте стала частью выставки «Прогулка в моем разуме» (2009) в лондонской галерее Хейворд
-39
-40
-41
-42