«Я борюсь с болью и страхом ежедневно, и единственный метод, который помогает мне справляться с болезнью – это искусство», – своей формулой выживания знаменитая японка, страдающая обсессивно-компульсивным расстройством личности, поделилась в одном из интервью.
Начало истории здесь:👇
Она неоднократно признавалась, что «если бы не искусство, давно покончила с собой», и это не пустое бахвальство. Психика, изувеченная в детстве деспотичной матерью, нашла выход в галлюцинациях, а навязчивые мысли и фобии преследуют Яёи Кусаму на протяжении всей жизни.
Ярмарка тщеславия. Сад нарциссов
С тех пор, как блудная дочь покинула родину и обосновалась в Америке, прошло восемь лет. Несмотря на холодный приём, маленькая бунтарка не сдавалась: штурмом брала авангардные выставки и фестивали, а в 1966 году во время проведения Венецианской биеннале разложила возле одного из павильонов полторы тысячи зеркальных шаров – «Сад нарциссов».
Одетая в традиционное японское кимоно, на фоне таблички «Your Narcissism for Sale» («Ваш нарциссизм на продажу») Яёи предлагала сверкающие на солнце сферы по скромной цене в 2$ всем желающим потешить тщеславие, любуясь на своё отражение. Правда, вскоре вмешались организаторы и закрыли несанкционированную инсталляцию.
Тем временем известность Кусамы росла. Умная, амбициозная, совершенно непредсказуемая, она использовала для этого своё положение загадочной восточной женщины, оказавшейся на Американском континенте, а психическое заболевание, которого Яёи совсем не стеснялась и которым даже немного бравировала, придавало яркому публичному образу особый флёр пикантности. Нью-Йорку пришлись по вкусу эксцентричность новой иконы, яркие наряды, раскрашенные флуорецентной краской, парики сумасшедших цветов и необычные аксессуары.
Одним из неизгладимых воспоминаний детства Яёи Кусамы стала работа на фабрике по производству парашютов во время Второй мировой войны, и теперь она активно участвовала в антивоенных акциях, протестуя против участия США в вооружённом конфликте во Вьетнаме.
Во время протестной акции на Бруклинском мосту Яёи и её друзья, раздевшись донага, нанесли на тела рисунок в виде красных горошин, символизирующий раны от пуль. А обращением к Ричарду Никсону, в котором эксцентричная художница фактически предложила себя президенту Соединённых Штатов, призывая «заняться любовью, а не войной», Кусама вызвала резонанс в СМИ, закрепив за собой репутацию неординарной личности и лидера авангардного движения.
Реки забвения. Ночь перед рассветом
Однако дела по-прежнему шли плохо: она работала как одержимая, экспериментируя с формой и стилем, но картины почти не продавались. Изводило постоянное безденежье. Резкое ухудшение физического и ментального здоровья заставили Яёи Кусаму в 1973 году вернуться в Японию.
Карьера потерпела крах, не успев начаться, а синдром навязчивых состояний привёл в токийскую клинику Сейва (Seiwa Hospital for the Mentally Ill), куда пациентку поместили по её собственному желанию. Добровольно поселившись там, Кусама занялась писательской деятельностью. Ряд поэтических сборников и романов, изданных в тот период, удостоились престижных премий.
В снятой поблизости от клиники мастерской Яёи Кусама продолжала творить. «Мое искусство берет свое начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне, в картины и скульптуры. Все мои работы пастелью являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем, я создаю что-то даже когда не вижу галлюцинаций». Она никогда не делает эскизов, создавая работу сразу: «У меня появляется идея, и моему холсту уже за мной не угнаться».
Людская память недолговечна, а слава преходяща. Имя Яёи Кусамы было предано забвению на два десятилетия, но всё изменила Венецианская биеннале 1993 года, где художница представляла Японию – на сей раз официально.
Стены оранжевой зеркальной комнаты (Infinity Mirror Room) усеяны чёрными «горошинами» разного размера, а внутреннее пространство, похожее на грядку, заполнено любимыми тыквами, покрытыми повторяющимся узором. Центром инсталляции, предназначенной для того, чтобы зритель мог «потеряться в потоке вечности», стала сама художница, одетая в оранжевое платье в крупный чёрный «горох» и остроконечную шляпу волшебницы.
Возвращение стало сенсационным. Знаменитые галереи соревновались и продолжают соревноваться за право выставлять работы эпатажной японки.
Среди них Центр Жоржа Помпиду в Париже, MоМA в Нью-Йорке, лондонская Галерея Тейт Модерн, музей Хиршхорна и Сад скульптур в Вашингтоне. В 2015 году московский Музей современного искусства «Гараж» представил две знаковые инсталляции художницы.
Модный бренд Яёи Кусама
В последующие годы Яёи Кусама продолжала жить в психиатрической клинике, работая в студии неподалёку и находясь под постоянным наблюдением врачей. Тыквы снова стали излюбленной темой в творчестве: она создавала их из мозаики, нержавеющей стали с отверстиями в корпусе, позволяющими воспроизвести точечную игру света и тени, а также отливала в бронзе.
В 1994 году на острове Наосима, который называют «островом искусства» из-за новаторского архитектурного стиля и большого количества проходящих там выставок современного искусства, установлена огромная двухметровая жёлтая тыква с узнаваемым точечным узором.
Она красуется на пирсе, и вид ярко-жёлтой громадины на фоне синей воды стал фирменным знаком острова. Здесь даже автобусы и паромы раскрашены в горошек.
Яёи Кусама – уникальная, неординарная, многогранная, разносторонне одарённая личность. Она не только художница, график, но и скульптор, мастер перформансов и масштабных инсталляций, писательница, а также создатель фильмов и дизайнер одежды, сотрудничающий с модными брендами, среди которых Marc Jacobs и Louis Vuitton. Она верна себе: все произведения украшают повторяющиеся магические точки – предмет извечного вдохновения.
В 2012 году в коллаборации с Louis Vuitton Яёи Кусама покрыла любимым горошком туфли и платья, сумки, очки, шарфы, портмоне и другие аксессуары, совершив переворот в сердцах модников и модниц всего мира.
Новая коллекция вызвала небывалый ажиотаж, поэтому в 2023 году неугомонная старушка повторила успешный опыт, в сотрудничестве с дизайнером Николя Жескьером создав уникальную, узнаваемую и очень дорогую коллекцию сумочек, верхней одежды и обуви для французского модного дома. На этот раз «героем» стала тыква, нанесённая на культовые изделия с помощью инновационной техники шелкографии, воспроизводящей мазки кисти и создающей реалистичный 3D-эффект ручной росписи.
В честь запуска новой коллекции фирменные магазины Louis Vuitton и даже фасад лондонского универмага Harrods были украшены легендарным узором, а в витрине нью-йоркского магазина бренда появился робот – точная копия художницы, рисующей знаменитый горошек. Этот жест стал данью уважения бренда таланту и трудолюбию своей прославленной музы.
Путь самурая
В 2017 Яёи Кусама дебютировала в качестве иллюстратора, отобрав к сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» чёрно-белые рисунки, поражающие своей сложностью в сочетании с изяществом орнаментов и линий.
Экстравагантная пожилая леди возглавляет рейтинг самых дорогих художниц современности. В 2008 году на аукционе Christie’s её работа «Абстракция №2» (1959) была продана за $5 794 500. В 2014 году на торгах того же аукционного дома в Нью-Йорке полотно «White № 28» («Белый № 28», 1960) ушло с молотка за рекордные $7,3 млн. Цена её работ всегда значительно превышает эстимейт (предпродажную оценку стоимости). Так, картина «Pumpkin» («Тыква», 1990) продана за £206 500 при эстимейте £70 000. А покупатель, пожелавший остаться анонимным и делавший ставки по телефону приобрёл бронзовую скульптуру в форме тыквы за $8 млн.
Яёи Кусама – первая японская женщина, удостоенная Императорской премии (Praemium Imperiale) «за достижения, международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества в области искусства».
В 2017 году в токийском районе Синдзюку открылся пятиэтажный музей Яёи Кусамы, посетить который можно, купив билеты онлайн за 1,5–2 месяца вперёд.
«Я вложила в этот музей всю душу.
Прислушайтесь к моему желанию донести до вас искусство.
Это – доказательство того, что я жила.
Через этот музей
Я хочу донести свою любовь к миру и человечеству,
Этот музей – ода вечной жизни.
Музей – выражение моих надежд».
С таким обращением Яёи выступила на открытии музея.
Легенде поп-арта 96 лет. Она по-прежнему добровольно живёт в психиатрической клинике в Токио, продолжает творить, с энтузиазмом консультирует кураторов различных выставок и вернисажей, сама создаёт свои диковинные, немного чудаковатые наряды, украшая их любимым «горохом», и не теряет оптимизма.
Затравленный воробышек из японской провинции, молодая женщина, запутавшаяся в сетях собственных фобий, она решительно преобразила свою жизнь, полную испытаний, силой яркого и жизнерадостного искусства, и не намерена останавливаться на достигнутом.
Ведь для маленького смелого самурая по имени Яёи Кусама нет цели, только путь.
Это интересно:
Ранее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Копирование текста или его фрагментов без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.