Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Тайны «Мулен Руж». Загадочная натурщица маленького Лотрека – клоунесса Ша-Ю-Као: любила женщин и стала первой в мужской профессии

Оглавление

Никто не знал её настоящего имени. До сих пор не известны ни дата рождения, ни дата смерти. Эта женщина-невидимка, вынырнувшая из ниоткуда, создала себе новый облик, в котором могла появиться на людях: высокую причёску венчал шутовской колпачок, украшенный ярко-жёлтыми лентами, пышный воротник обрамлял подобие декольте, открывая полную шею. Талия, по моде того времени, была туго затянута в корсет, а расплывшиеся бёдра утопали в необъятных чёрных шароварах.

Грустная клоунесса развлекала подвыпившую публику, пришедшую в кабаре «Мулен Руж» поглазеть на кружевные панталоны Ла Гулю, которыми она непременно сверкнёт в знаменитом шпагате, и эксцентричную кадриль Валентина Бескостного, прозванного так потому, что он казался гуттаперчевым. Но сама она никогда не улыбалась.

Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса в «Мулен Руж». Бумага, цветная литография, 1897 г. Собрание Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса в «Мулен Руж». Бумага, цветная литография, 1897 г. Собрание Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург

Скорбно поджатые губы, безучастные ко всему глаза, неподвижно уставившиеся в пустоту, и поза, в которой дебелая немолодая женщина отдыхала за кулисами, широко расставив ноги, свидетельствовали о безграничной усталости. Ничей взгляд не мог порадовать этот живой осколок безнадёжности. Ничей – кроме такого же изгоя.

За дальним столиком, никем не замеченный, сидел маленький нелепый человечек в котелке и, дымя трубкой, без конца делал какие-то наброски. Наследник знатного аристократического рода, потомок графов Тулузских и виконта де Монфа – этот безобразный коротышка, которого едва видно из-под стола?! Да помилуйте!

...и Мужчина без будущего

Увы, судьба жестоко подшутила над Анри Мари Раймоном де Тулуз-Лотрек-Монфа. Невинная жертва близкородственного брака (матери его родителей были родными сёстрами), он появился на свет слабым, нежизнеспособным, как хилый цветок, а переломы обеих бедренных костей, полученные в возрасте 13 и 14 лет, поставили крест на будущем юноши, лишив его возможности войти в высшее общество и принимать участие в традиционных светских развлечениях – балах, охоте и скачках, флирте с хорошенькими женщинами.

Анри де Тулуз-Лотре, 1894
Анри де Тулуз-Лотре, 1894
-4

Даже собственный отец стыдился единственного отпрыска, да и другие шарахались как от прокажённого от странного существа в пенсне, с бородой, торсом мужчины, короткими, несоразмерными туловищу детскими ногами и маленькими ручками.

Отвергнутый людьми своего круга, Лотрек искал общества проституток, которые искренне любили его за добрый нрав и обходительность, и проводил время в кабаках, рисуя посетителей, танцовщиц, певичек и продажных женщин. Понятия «красота» для Анри де Тулуз-Лотрека не существовало. «Мои картины не уродливые, – говорил он, – они правдивые, а правда не всегда идеальна». Лотрек проводил часы за рисованием, перенося на бумагу немудрёные сюжеты из жизни своих моделей и изображая, как они отдыхают, спят, болтают или причёсываются.

Отверженные

Массивная фигура в клоунском колпачке сразу привлекла внимание художника. Она тоже была увечна, но не физически, как он, а душевно, и эти травмы, искорёжившие её жизнь, читались в одутловатом бесстрастном лице.

Анри де Тулуз-Лотрек. «Марсель Лендер, танцующая болеро в Шильперике». Между 1895 и 1896. Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Анри де Тулуз-Лотрек. «Марсель Лендер, танцующая болеро в Шильперике». Между 1895 и 1896. Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса Ша-Ю-Као», 1895
Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса Ша-Ю-Као», 1895
В этом странном гротескном образе Анри де Тулуз-Лотрека запечатлел фотогрвф Морис Гибер. На фото надпись: «le chapeau et le boa de Jane Avril» (шляпа и боа Жанны Авриль. Жанна Авриль – танцовщица канкана в парижском кабаре «Мулен-Руж»), Около 1892 г. Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция
В этом странном гротескном образе Анри де Тулуз-Лотрека запечатлел фотогрвф Морис Гибер. На фото надпись: «le chapeau et le boa de Jane Avril» (шляпа и боа Жанны Авриль. Жанна Авриль – танцовщица канкана в парижском кабаре «Мулен-Руж»), Около 1892 г. Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция

Незнакомку звали Ша-Ю-Као – псевдоним, звучащий как имя на японском, на самом деле родился в результате слияния слов «chahut» (так назывался непристойный танец, напоминавший канкан и популярный в середине XIX века, и «chaos» (с фр. «шум») и был данью моде на всё японское, царившей в то время в обществе.

Ходили слухи, что когда-то Ша-Ю-Као, носившая совсем другое имя, юная, стройная и гибкая, выходила на сцену «Нового цирка», что на улице Сент-Оноре, и исполняла невероятные акробатические трюки, демонстрируя чудеса гибкости – настоящая женщина-змея! Тогда-то её и запечатлел известный парижский фотограф Морис Гибер, делавший снимки артистов цирка.

«Новый цирк», называвшийся ранее «Морской ареной», считался респектабельным заведением. Внутреннее убранство ослепляло обилием люстр и зеркал, золота и пурпура, тяжёлых гардин и гобеленов, а публике строго предписывалось являться на представления как в театр: дамам – в вечерних туалетах, мужчинам – в смокингах или фраках.

Ша-Ю-Као. Фотограф Морис Гибер, 1890
Ша-Ю-Као. Фотограф Морис Гибер, 1890
Здание Нового цирка (Nouveau Cirque) в Париже на улице Сент-Оноре. Фотография начала XX века
Здание Нового цирка (Nouveau Cirque) в Париже на улице Сент-Оноре. Фотография начала XX века
Программа представлений !Нового цирка в Париже. 1890-е гг.
Программа представлений !Нового цирка в Париже. 1890-е гг.

Затем был мюзик-холл Жозефа Оллера (Joseph Oller), где молодая, привлекательная, пластичная женщина выходила на сцену в качестве танцовщицы. Неизвестно, какие события в жизни «женщины-змеи» привели к тому, что тонкая и звонкая циркачка расплылась, отяжелела, обрюзгла и потеряла форму. Для посетителей «Мулен Руж» она была клоунессой Ша-Ю-Као, которая удивляла и шокировала своими нарядами, интриговала отрешённым выражением лица и необычной профессией, поскольку прежде под свет софитов в этой ипостаси выходили только мужчины.

Белая ворона в «Красной мельнице»

Теперь женщина-клоунесса выступала со своими репризами перед публикой, и это был не просто комический танец неуклюжей толстухи в нелепом наряде, а маленькое театральное представление, заставляющее зрителей грустить и смеяться, сопереживать и сочувствовать трогательной в своей инакости героине.

Лотрек искренне восхищался новой знакомой. Его пленяла независимость этой белой вороны, смелость, с которой она попирала общепринятые правила и нормы, в том числе – открыто появляясь в обществе с женщиной и не скрывая, что в любви отдаёт предпочтение лицам своего пола.

Жорж Штайн. «Мулен Руж, вечер». («Мулен Руж, после наступления темноты»). Открытка, около 1910 года. Издатель неизвестен
Жорж Штайн. «Мулен Руж, вечер». («Мулен Руж, после наступления темноты»). Открытка, около 1910 года. Издатель неизвестен
Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса Ша-Ю-Као в Мулен Руж», 1895. Холст, масло. Собрание доктора Оскара Рейнхарта, Винтертур
Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса Ша-Ю-Као в Мулен Руж», 1895. Холст, масло. Собрание доктора Оскара Рейнхарта, Винтертур
Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат бала-маскарада в Les Redoutes du Casino de Paris с портретами Ша-Ю-Као и Иветты Гильбер
Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат бала-маскарада в Les Redoutes du Casino de Paris с портретами Ша-Ю-Као и Иветты Гильбер

Картина «Две вальсирующие женщины в Мулен Руж» изображает Ша-Ю-Као в танце с её возлюбленной Габриэль. Две женщины, одетые в одинаковые простые тёмные платья, приникли друг к другу в нежном объятии. Сливающаяся в общий фон тёмная материя словно подчёркивает их одиночество и отрешённость от остального мира, композиционно отделённого от танцующей пары фонарным столбом. Там, за столиками, ест, пьёт и веселится праздная публика, но эти две женщины погружены в чувства друг к другу и никого вокруг не замечают.

Его «Они»

В 1896 году вышел альбом литографий, которому Лотрек дал ёмкое название «Elles» – «Они». В русском языке у личного местоимения третьего лица множественного числа отсутствует форма женского рода, поэтому точный смысл может передать только оригинальное название на французском. «Они» – это женщины. Серия посвящена всем женщинам вне зависимости от возраста, сословия, происхождения, рода занятий – красивым и некрасивым, старым и молодым, кафешантанным певичкам, танцовщицам кабаре, актрисам и дамам полусвета.

Анри де Тулуз-Лотрек. «Две вальсирующие женщины в Мулен Руж», 1892. Национальная галерея, Прага
Анри де Тулуз-Лотрек. «Две вальсирующие женщины в Мулен Руж», 1892. Национальная галерея, Прага
Анри де Тулуз-Лотрек. Фронтиспис серии литографий «Elles», 1896
Анри де Тулуз-Лотрек. Фронтиспис серии литографий «Elles», 1896
Анри де Тулуз-Лотрек  «Сидящая клоунесса Ша-Ю-Као», 1896. Литография. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Анри де Тулуз-Лотрек «Сидящая клоунесса Ша-Ю-Као», 1896. Литография. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Открывает сборник гравюра, изображающая Ша-Ю-Као, одетую в сценический костюм и отдыхающую за кулисами – может быть, перед выходом на сцену, а возможно, и после. Слева угадываются силуэты женщины в маске, которую обнимает мужчина в цилиндре – посетителей кабаре, отделённых от клоунессы углом стены. Там шумит, гогочет над непристойностями и тянет алчные скрюченные пальцы совсем иной, чуждый ей мир.

Читайте также:🌇

Я ничего не смогу рассказать вам о дальнейшей судьбе Ша-Ю-Као. Краткий отрезок этой загадочной жизни отразился в картинах и рисунках, созданных Лотреком, словно и здесь клоунесса лишь на время вышла из мрака кулис, чтобы снова уйти в тень – теперь уже навсегда.

Одна из немногих сохранившихся фотографий Ша-Ю-Као. Середина 1890-х
Одна из немногих сохранившихся фотографий Ша-Ю-Као. Середина 1890-х
Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса Ча-у-као в «Мулен Руж», 1895. Картон, масло. Музей Орсе, Париж. Передана в собрание музея по завещанию графа Исаака де Камондо
Анри де Тулуз-Лотрек. «Клоунесса Ча-у-као в «Мулен Руж», 1895. Картон, масло. Музей Орсе, Париж. Передана в собрание музея по завещанию графа Исаака де Камондо
-19

Это интересно:

Ранее:

✅©ГалопомПоЕвропам

© Копирование текста или его фрагментов без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.

-20
Анри де Тулуз-Лотрек в своей мастерской, 1890 год
Анри де Тулуз-Лотрек в своей мастерской, 1890 год
Выезд Ша-Ю-Као. Иллюстрация в Le Rire, No. 67, 15 февраля 1896
Выезд Ша-Ю-Као. Иллюстрация в Le Rire, No. 67, 15 февраля 1896
-23
-24
-25
Рост Тулуз-Лотрека составлял всего 152 сантиметра
Рост Тулуз-Лотрека составлял всего 152 сантиметра
Актриса Алла Будницкая в образе клоунессы Ша-Ю-Као
Актриса Алла Будницкая в образе клоунессы Ша-Ю-Као
-28