О вкусах не спорят, это общеизвестно. Как говаривал Сергей Сергеич Паратов, «У каждого свой вкус: кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик».
Поэтому ломать копья, доказывая, что Париж лучше Саратоги, смысла нет.
Признаюсь честно: побывав в Вене, я ею как-то не прониклась. Столько была наслышана, и в таких выражениях – «красавица», «роскошная», «самый зелёный город Европы», «столица вальса», «город-праздник»…
А у меня не щёлкнуло. Не зажглась лампочка, Бог знает, почему.
Поэтому я просто напишу о своих впечатлениях. Вполне возможно, то, что не имело воздействия на меня, для кого-то будет праздник души и именины сердца.
О маленьких и больших очарованиях тоже упомяну, во имя соблюдения баланса и во славу объективности.
Поэтому статья будет в двух частях: в первой части – почему «нет», а во второй – за что «да».
Итак,
Вена – это торжественность и парадность
Куда ни кинь взгляд – всё золочёное, начищенное до самоварного блеска, безупречное, подстриженное, наутюженное и набриолиненное.
Похожие на дворцы Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) и его брат-близнец Музей естествознания (Naturhistorisches Museum) стоят напротив друг друга на выстриженной и выглаженной Maria Theresien-Platz, посреди которой сама императрица Мария-Терезия со скипетром победоносно и снисходительно смотрит с высокого постамента.
Из фигурно подстриженных кустов не выбивается ни одна непокорная веточка, даже трава одного роста, как солдаты на плацу.
Через дорогу от Maria Theresien Platz дворцово-парковый комплекс Хофбург (Hofburg), зимняя резиденция австрийских Габсбургов.
Размах поражает: 19 дворцов и 18 строений, 2600 комнат.
Лепнины, позолоты, помпезности в стилях ренессанс, барокко и ампир хоть отбавляй.
Что ни здание – то гербы, короны, трубящие ангелы, царственные львы и прочая атрибутика.
Сейчас Хофбург является официальной резиденцией президента Австрии, что накладывает на исторические строения неизбежный отпечаток современности: во внутренних дворах припаркованы автомобили представительского класса.
Здание Австрийского парламента (Hohes Haus).
Надо ли говорить, что и здесь присутствует позолота, крылатые фигуры в колесницах, колонны с капителями, постаменты, мозаики?
Архитектор проекта барон Хансен построил здание парламента в стиле неогрек, а перед ним был установлен фонтан со статуей богини мудрости Афины Паллады и фигурами, олицетворяющими законодательную и исполнительную власть. Благопристойно, помпезно, респектабельно.
В целом Вена произвела на меня впечатление как на гостя, которого сначала долго держали в раззолоченной прихожей. Он нервничал там, потея, замирая, дёргая розочку в петлице и ожидая, пока откроются высоченные двустворчатые двери.
А затем лакей с непроницаемым лицом проводил гостя в столовую, где серебро сияло, хрусталь лучился, фрукты источали аромат и страшно было пошевелиться, чтобы, оборони Создатель, не обрушить на себя канделябр с нимфами.
В итоге галстук-бабочка натёр шею, фрак сдавил диафрагму, на лице замёрзла благопристойная улыбка и страшно хотелось сквозануть на кухню или в дворницкую, сорвать манишку, выругаться и подышать, наконец, нормальным человеческим воздухом.
Вена – это большой муравейник
Наверное, где-то есть тихие районы, но мне погулять по малолюдным улицам или дорожкам парка увы, не довелось.
В деловой части города – столпотворёж и «стекляшки» – офисные здания из зеркальных окон и бетона, похожие на графины и стаканы.
Улица Рингштрассе, вдоль которой по обеим сторонам сосредоточены основные достопримечательности – Хофбург, Музей истории искусств и Музей естествознания, Государственная опера, Австрийский парламент, Бургтеатр – это оживлённое транспортное и пешеходное движение. Ах да, туда ещё добавляется велосипедное. Когда у меня, как у Фроси Бурлаковой, начала кружиться голова и глаза собрались в пучок от этого круговорота, я съела пару шариков мороженого. Безотказный способ. Работает всегда.
Мало того, в тот раз моё везение рафинированного социопата оставило меня, и ко всем прочим удовольствиям на Хельденплац (Heldenplatz), или площади Героев – внешней площади резиденции Хофбург – проходило какое-то народное гулянье.
Судя по масштабам и концепции, это было нечто в духе «дня города»: воздушные шарики и раздача слонов, различные спортивные и театрализованные представления, танцы, огромное количество любопытствующей праздношатающейся публики, шатры желаний и 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения.
Я потолкалась там немного, развлекаясь тем, что фотографировала людей.
Получились довольно интересные характерные портреты.
Но пока фотографировала, я потерялась (утёнок отстал от процессии), а найти своих оказалось делом трудным и почти безнадёжным.
С меня сошло семь холодных потов, пока я нашла свою компанию, и уж больше желания отвлекаться не возникало.
Своего максимального накала многолюдье Вены достигает на центральных улицах.
Там это просто поток. К тому же эти улицы выраженно коммерциализированны: вдоль них сосредоточено огромное, невообразимое количество просто дорогих, очень дорогих и принеситемоитранквилизаторы каких дорогих магазинов.
Поэтому из толпы выливаются и вливаются обратно граждане, увлечённые инфернальным шоппингом.
Особенно заметны дамочки с огромными фирменными пакетами, которые они держат веером на сгибе руки. Очки у них вполлица, выражение индифферентное, которое меняется на сосредоточенное при виде вывески «GUCCI», «СHANEL» и «DIOR». Только появилась вывеска на горизонте – очки с пакетами нырь туда, только хвост мелькнул.
Вена – туристический город в крайней степени
Туристориентированность, возведённая в абсолют.
Понятно, что в основном все знаменитые города – туристические. Но в Вене это чувствуется как нигде больше.
Тут полная карусель признаков: столпотворение, россыпи магазинов с шоколадом и конфетами (естественно, с изображением Моцарта) и другими сувенирами, туристический аттракцион с катанием в коляске, запряжённой сытыми и благовоспитанными австрийскими лошадками. За всем этим потерялась истинная атмосфера города.
Вот теперь об атмосфере
Я её не ощутила. То, что касается образов, связанных с Венскими балами и Венской оперой – ещё как-то да. Но и на этом всё. Потерялась история. Она как будто стёрлась за вычурностью, успешностью, коммерческой направленностью.
Даже здания с богатейшим прошлым, берущим истоки в Средних веках, не чувствуются как средневековые. Я не смогу объяснить, почему это так. Но это, увы, так.
И, наконец, антивишенка на антиторте
Я, как и Карлсон, люблю повеселиться, особенно поесть. И я была оскорблена в лучших гастрономических чувствах видом и вкусом шницеля, который мне не повезло отведать в Вене. Не знаю, просто ли мне не повезло, или я не разбираюсь в шницелях, но факт остаётся фактом.
Наверное, от этого меня посетило желчное вдохновение, и вместо того, чтобы писать, за что я полюбила Вену, я пишу, за что она мне не понравилась.
Вена, прости – ничего личного.
Так мой опыт доказал правоту русской пословицы: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». Казалось бы, Вена: нарядна, величава, роскошна, блистательна. Но какие-то внутренние струнки она затронуть не смогла.
Наоборот, маленькой безвестной коммуне Кальчи в итальянской Тоскане далеко до идеала, а я люблю её и не могу налюбоваться её скромными красотами.
Ещё по теме:
📌"Бельгия. БРЮССЕЛЬ: маленькое королевство и его большая молекула"
📌"Бавария. РЕГЕНСБУРГ: город на Дунае и его жители"
Ранее:
📌"Италия, ciao! СИЕНА: божественная мера красоты (часть I)"
📌"ДРЕЗДЕН: роскошь и блеск высокого барокко. Саксония: Кёнигштайн и Бастай"
Далее:
🏰 "Австрия. ВЕНА: до любви не хватило полвзмаха"
✅©ГалопомПоЕвропам
Встретимся в новом городе!