Итак, мы с вами рассматривали античную керамику так и эдак, знаем о важнейших древнегреческих ритуалах, в которых керамика играла значимую роль, немного научились разбираться в формах и предназначении керамических сосудов. Но самое интересное для любителя истории, классической литературы, полагаю, все же - сюжеты, которые писали мастера на этой посуде. Ведь, согласитесь, приятно подойти к пузатому сосуду - и прочитать, как со страниц Гомера, историю, которую рассказывают фигурки на глиняных боках. Конечно, кое-какие примеры я вам приводила в прошлых статьях и, возможно, зайдя в петербургские или мюнхенские античные залы, вы вспомните конкретную вазу или килик, - о, а картинка с этим изображением была в цикле «Красное и чёрное»! - и похвалите себя за хорошую память и внимательность, а ещё, возможно, обрадуетесь той вазе, как старой знакомой.
Но ведь древнегреческая керамика представлена в музеях мира достаточно широко, а я вам привела всего несколько десятков примеров. Как понять, глядя на красно- или чернофигурную сцену: собственно, а что это я вижу?
Дамы и господа, сегодня мы поговорим о самых распространенных сюжетах, любимых вазописцами и их покупателями - греками древних Коринфа, Афин и Восточной Греции. Я расскажу, кого и где искать, глядя на керамику, а также, что это обозначает. Ведь перед вами не просто посуда, а настоящие иллюстрированные рассказы и репортажи многотысячелетней давности. Что каждая ваза – это портал, способный провести вас на шумный пир, охоту или рассказать о подвигах Геракла так живо, будто вы сами там побывали?
Прежде, чем начать расшифровывать сюжеты, держите в уме, что форма сосуда - это один из важнейших ключей к пониманию контекста. Ничего случайного здесь не бывает: форма сосуда, его функция и написанная на нем история, скорее всего, связаны. Таким образом, мы снова возвращаемся к формам, но уже с привязкой к росписи. Несколько примеров такой связи, форма-предназначение- сюжет.
Амфоры можно назвать «самыми большими труженицами» античного мира, такое большое количество функций несли эти сосуды. Если видите амфору, сюжет на ней, скорее всего, важный, значимый: с большой степенью вероятности, расписанная амфора предназначалась для того, чтобы быть на виду.
Кратеры, большие чаши с широким горлом, предназначенные для смешивания вина с водой на пирах (симпосиях). Сюжеты на кратерах часто связаны с Дионисом, богом вина, или сценами пиршеств.
Килики, широкие чаши на ножке с двумя горизонтальными ручками, сосуды из которых вино пили. При питье, дно чаши (тондо) с изображением становится видно окружающим. Часто там были игривые или эротические сцены.
Гидрии с тремя ручками - сосуды для ношения и хранения воды. На них нередко изображали женщин у колодца.
И так далее.
Теперь самое интересное — расшифровка самих историй. Древние мастера обращались к огромному спектру мифов, которые каждый грек знал с детства. Научимся опознавать самых популярных персонажей и самые главные и эффектные моменты из их историй.
Первая группа сюжетов - это мифы. И самым популярным героем, которого чаще всего пишут (а значит, заказывают и любят покупатели), является, разумеется, Геракл.
Как нам его узнать? Обычно его изображали в шкуре Немейского льва (первый подвиг), нередко - с надетой, как капюшон, головой льва; а также - с палицей в руке.
Геракла изображали и на пиру, причем, даже рядом с богами, как на первой двуязычной амфоре из этой статьи , и спящим, но чаще всего - совершающим один из своих знаменитых 12 подвигов. Гидра и Цербер, Немейский лев и яблоки Гесперид - все это вошло в любимые сюжеты на древнегреческой керамике.
Аргонавты, подвиги Персея, борьба богов с титанами, приключения Одиссея и амазонки - все это становилось востребованными темами для вазописи. Но все же, самым широко популярным сюжетом, самым подробно изложенным в древнегреческой керамике, остается Троянская война. Гомеровская «Илиада» выписана на сосудах, буквально, песнь за песней. Она стала неисчерпаемым источником вдохновения для мастеров. Как опознать сцены «Илиады»? Ищите воинов в полных доспехах: шлем с гребнем, щит (часто с индивидуальной эмблемой — эписэмой), копье, поножи.
Распространенные и любимые сюжеты: поединок Ахилла и Гектора (это решающая сцена десятилетней войны у стен Трои); Аякс, уносящий тело Ахилла (мощная, трагическая сцена, - сила и верность в дружбе и после смерти); спор из-за доспехов Ахилла (спорят хитроумный Одиссей и силач Аякс). Вишенкой на торте (кто сумеет вспомнить и найти в предыдущих статьях?): едва ли не самым популярным сюжетом, внезапно, стал сюжет, которого у Гомера нет - Ахилл и Аякс, играющие в кости, изобретение вазописца Эксекия. Два великих героя отдыхают между битвами, склонившись над доской.
Другие популярнейшие мифы в керамике и как их узнать:
Тесей и Минотавр. Ищите юношу, сражающегося с человеком с головой быка (Минотавром), часто в окружении орнамента, символизирующего Лабиринт. Рядом может быть Ариадна с клубком или нитью.
Одиссей и сирены: сцена из «Одиссеи», где Одиссей привязан к мачте своего корабля, а его спутники с заклеенными воском ушами гребут мимо скал, на которых сидят полуженщины-полуптицы.
Суд Париса : Молодой пастух Парис (часто с арфой или свирелью в руках) должен выбрать самую красивую из трех богинь: Геры (часто в царском облачении), Афины (в шлеме и с копьем) и Афродиты (нередко - в сопровождении Эрота). Богини стоят, одна за другой, напротив Париса, иногда рядом - бог Гермес в крылатых сандалиях.
Дионис со свитой. Если вы видите сцену веселья с виноградными лозами, ищите самого бога вина Диониса (часто с кубком-канфаром). Его всегда сопровождают сатиры (козлоногие, хвостатые и вечно возбужденные существа) и менады (его восторженные последовательницы, часто с тирсами — жезлами, увитыми плющом).
Рождение Афины. Уникальный сюжет: вы увидите Зевса, сидящего на троне, а из его головы появляется полностью вооруженная Афина.
Легко опознать Эдипа со Сфинксом, Персея с головой Горгоны в руке, - это очень популярные сюжеты и они не вызовут у вас затруднений.
А продолжение следует…