Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Красное и чёрное: Античный блокбастер

Итак, мы с вами рассматривали античную керамику так и эдак, знаем о важнейших древнегреческих ритуалах, в которых керамика играла значимую роль, немного научились разбираться в формах и предназначении керамических сосудов. Но самое интересное для любителя истории, классической литературы, полагаю, все же - сюжеты, которые писали мастера на этой посуде. Ведь, согласитесь, приятно подойти к

ОЙНОХОЙЯ краснофигурная с изображением Эрота, бога любви. 340-320гг до н.э. Глина, лак, краски.Высота 27,3 см.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
ОЙНОХОЙЯ краснофигурная с изображением Эрота, бога любви. 340-320гг до н.э. Глина, лак, краски.Высота 27,3 см.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Итак, мы с вами рассматривали античную керамику так и эдак, знаем о важнейших древнегреческих ритуалах, в которых керамика играла значимую роль, немного научились разбираться в формах и предназначении керамических сосудов. Но самое интересное для любителя истории, классической литературы, полагаю, все же - сюжеты, которые писали мастера на этой посуде. Ведь, согласитесь, приятно подойти к пузатому сосуду - и прочитать, как со страниц Гомера,  историю, которую рассказывают фигурки на глиняных боках. Конечно, кое-какие примеры я вам приводила в прошлых статьях и, возможно, зайдя в петербургские или мюнхенские античные залы, вы вспомните конкретную вазу или килик, - о, а картинка с этим изображением была в цикле «Красное и чёрное»! - и похвалите себя за хорошую память и внимательность, а ещё, возможно, обрадуетесь той вазе, как старой знакомой. 

Но ведь древнегреческая керамика представлена в музеях мира достаточно широко, а я вам привела всего несколько десятков примеров. Как понять, глядя на красно- или чернофигурную сцену: собственно, а что это я вижу? 

Дамы и господа, сегодня мы поговорим о самых распространенных сюжетах, любимых вазописцами и их покупателями - греками древних Коринфа, Афин и Восточной Греции. Я расскажу, кого и где искать, глядя на керамику, а также, что это обозначает. Ведь перед вами не просто посуда, а настоящие иллюстрированные рассказы и репортажи многотысячелетней давности. Что каждая ваза – это портал, способный провести вас на шумный пир, охоту или рассказать о подвигах Геракла так живо, будто вы сами там побывали?

Прежде, чем начать расшифровывать сюжеты, держите в уме, что форма сосуда - это один из важнейших ключей к пониманию контекста. Ничего случайного здесь не бывает: форма сосуда, его функция и написанная на нем история, скорее всего, связаны. Таким образом, мы снова возвращаемся к формам, но уже с привязкой к росписи. Несколько примеров такой связи,  форма-предназначение- сюжет. 

Амфоры можно назвать «самыми большими труженицами» античного мира, такое большое количество функций несли эти сосудыЕсли видите амфору, сюжет на ней, скорее всего, важный, значимый: с большой степенью вероятности, расписанная амфора предназначалась для того, чтобы быть на виду.

 Кратеры, большие чаши с широким горлом, предназначенные для смешивания вина с водой на пирах (симпосиях). Сюжеты на кратерах часто связаны с Дионисом, богом вина, или сценами пиршеств.

Килики, широкие чаши на ножке с двумя горизонтальными ручками, сосуды из которых вино пили. При питье, дно чаши (тондо) с изображением становится видно окружающим. Часто там были игривые или эротические сцены.

Гидрии с тремя ручками - сосуды для ношения и хранения воды. На них нередко изображали женщин у колодца. 

И так далее.

Теперь самое интересное — расшифровка самих историй. Древние мастера  обращались к огромному спектру мифов, которые каждый грек знал с детства. Научимся опознавать самых популярных персонажей и самые главные и эффектные моменты из их историй. 

Первая группа сюжетов - это мифы. И самым популярным героем, которого чаще всего пишут (а значит, заказывают и любят покупатели), является, разумеется, Геракл. 

Как нам его узнать? Обычно его изображали в шкуре Немейского льва (первый подвиг), нередко - с надетой, как капюшон, головой льва; а также - с палицей в руке. 

Например, вот так. Чернофигурная ваза, хорошо видна шкура льва, которую носит Геракл, и палица в руке.
Например, вот так. Чернофигурная ваза, хорошо видна шкура льва, которую носит Геракл, и палица в руке.

Геракла изображали и на пиру, причем, даже рядом с богами, как на первой двуязычной амфоре из этой статьи , и спящим, но чаще всего - совершающим один из своих знаменитых 12 подвигов. Гидра и Цербер, Немейский лев и яблоки Гесперид - все это вошло в любимые сюжеты на древнегреческой керамике. 

Мастер изображения Орла. Геракл приводит укрощенного пса Цербера к царю Эврисфею (одиннадцатый подвиг), чернофигурная гидрия. Ок.525 года до н.э. Высота 43 см. Лувр, Париж, Франция. Как видите, ужаснувшийся царь Эврисфей прячется в большой сосуд - это элемент комического в сюжете. А так - героический герой Геракл, в шкуре и с палицей (нехотя) сдерживает рвущегося адского стража.
Мастер изображения Орла. Геракл приводит укрощенного пса Цербера к царю Эврисфею (одиннадцатый подвиг), чернофигурная гидрия. Ок.525 года до н.э. Высота 43 см. Лувр, Париж, Франция. Как видите, ужаснувшийся царь Эврисфей прячется в большой сосуд - это элемент комического в сюжете. А так - героический герой Геракл, в шкуре и с палицей (нехотя) сдерживает рвущегося адского стража.

Аргонавты, подвиги Персея, борьба богов с титанами, приключения Одиссея и амазонки - все это становилось востребованными темами для вазописи. Но все же, самым широко популярным сюжетом, самым подробно изложенным в древнегреческой керамике, остается Троянская война. Гомеровская «Илиада» выписана на сосудах, буквально, песнь за песней. Она стала неисчерпаемым источником вдохновения для мастеров. Как опознать сцены «Илиады»? Ищите воинов в полных доспехах: шлем с гребнем, щит (часто с индивидуальной эмблемой — эписэмой), копье, поножи. 

Распространенные и любимые сюжеты: поединок Ахилла и Гектора (это решающая сцена десятилетней войны у стен Трои); Аякс, уносящий тело Ахилла (мощная, трагическая сцена, - сила и верность в дружбе и после смерти); спор из-за доспехов Ахилла (спорят хитроумный Одиссей и силач Аякс). Вишенкой на торте (кто сумеет вспомнить и найти в предыдущих статьях?): едва ли не самым популярным сюжетом, внезапно, стал сюжет, которого у Гомера нет - Ахилл и Аякс, играющие в кости, изобретение вазописца Эксекия. Два великих героя отдыхают между битвами, склонившись над доской. 

Вазописец Эритреи. Гектор собирается на свой последний бой, перед ним -Кассандра, его сестра , пророчица, которой никто не верил. Краснофигурный канфар. Около 420 года до н.э.
Вазописец Эритреи. Гектор собирается на свой последний бой, перед ним -Кассандра, его сестра , пророчица, которой никто не верил. Краснофигурный канфар. Около 420 года до н.э.

Другие популярнейшие мифы в керамике и как их узнать:

Тесей и Минотавр. Ищите юношу, сражающегося с человеком с головой быка (Минотавром), часто в окружении орнамента, символизирующего Лабиринт. Рядом может быть Ариадна с клубком или нитью.

Мастер Кодра. Подвиги Тесея (бой с Минотавром - в центре). Краснофигурная аттическая чаша. Около 440–430 гг. до н. э. Диаметр -более 30 см. Британский музей, Лондон, Великобритания.
Мастер Кодра. Подвиги Тесея (бой с Минотавром - в центре). Краснофигурная аттическая чаша. Около 440–430 гг. до н. э. Диаметр -более 30 см. Британский музей, Лондон, Великобритания.

Одиссей и сирены: сцена из «Одиссеи», где Одиссей привязан к мачте своего корабля, а его спутники с заклеенными воском ушами гребут мимо скал, на которых сидят полуженщины-полуптицы.

Неизвестный вазописец. «Одиссей и сирены», краснофигурная амфора. Ок.475 года до н.э. Британский музей, Лондон, Великобритания.
Неизвестный вазописец. «Одиссей и сирены», краснофигурная амфора. Ок.475 года до н.э. Британский музей, Лондон, Великобритания.

Суд Париса : Молодой пастух Парис (часто с арфой или свирелью в руках) должен выбрать самую красивую из трех богинь: Геры (часто в царском облачении), Афины (в шлеме и с копьем) и Афродиты (нередко - в сопровождении Эрота). Богини стоят, одна за другой, напротив Париса, иногда рядом - бог Гермес в крылатых сандалиях.

Неизвестный художник, «Суд Париса». Чернофигурная пузатая амфора. 575–550 гг. до н. э. Лионский музей изящных искусств, Лион, Франция.
Неизвестный художник, «Суд Париса». Чернофигурная пузатая амфора. 575–550 гг. до н. э. Лионский музей изящных искусств, Лион, Франция.

Дионис со свитой. Если вы видите сцену веселья с виноградными лозами, ищите самого бога вина Диониса (часто с кубком-канфаром). Его всегда сопровождают сатиры (козлоногие, хвостатые и вечно возбужденные существа) и менады (его восторженные последовательницы, часто с тирсами — жезлами, увитыми плющом).

Киаф чернофигурный, «Дионис, два сатира, сфинксы и глаза-апотропеи» . Ок. 520 года до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Киаф чернофигурный, «Дионис, два сатира, сфинксы и глаза-апотропеи» . Ок. 520 года до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рождение Афины. Уникальный сюжет: вы увидите Зевса, сидящего на троне, а из его головы появляется полностью вооруженная Афина.

Мастер Рождения Афины, Пелика краснофигурная «Рождение Афины». 460—450 гг. до н. э. Выс. 41,5, диам. 31 см.Британский музей, Лондон, Великобритания.
Мастер Рождения Афины, Пелика краснофигурная «Рождение Афины». 460—450 гг. до н. э. Выс. 41,5, диам. 31 см.Британский музей, Лондон, Великобритания.

Легко опознать Эдипа со Сфинксом, Персея с головой Горгоны в руке, - это очень популярные сюжеты и они не вызовут у вас затруднений.

А продолжение следует…

Еда
6,93 млн интересуются